Программа обучения игры в шахматы "Белая ладья"
методическая разработка (подготовительная группа)

Пашкова Галина Анатольевна

Программа расчитана на 2 года обучения для старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_belaya_ladya.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        4

1.1. Пояснительная записка        4

1.1.1.        Цель и задачи реализации программы.        6

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы        7

1.2. Планируемые результаты        11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        13

2.1. Первый год обучения        13

2.2.Второй  год обучения        13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.        14

3.1. Формы и режим занятий        14

3.2. Структура учебного плана        14

3.3. Годовой календарный учебный график по программе        15

3.4. Планированиеобразовательной деятельности        15

3.4.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПРОГРАММЫ                                  15

Первый год обучения (5-6года)        15

Второй год обучения (6-7 лет)        16

3.4.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        17

ПРОГРАММЫ        17

Первый год обучения (с 5 до 6 лет)        17

Второй год обучения (с 6 до 7 лет)        18

3.4.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНПРОГРАММА                                               19

Первый год обучения (с 5 до 6 лет)        19

Второй год обучения (с 6  до 7 лет)        21

3.5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ                                     25

3.6. Финансовые условия реализации Программы        26

3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов        26

3.8. Перечень литературных источников        26

ЛИТЕРАТУРА        26

ВВЕДЕНИЕ

В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта. Предлагаем вам ШАХМАТЫ – прекрасный и волшебный мир!

Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи   льющимися поток разнообразных знаний в детские умы.

Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.

В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в

Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, её реализация предполагает 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 34 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства. 

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы-это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». 

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. 

Актуальность

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Практическая значимость программы

        Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Педагогическая целесообразность

        Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышлениеспособствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Новизной и отличительной особенностью программы

Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год"

И. Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.

В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

  1. Цель и задачи реализации программы.

Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Основные задачи программы:

Образовательные:

- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)

- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии

- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,

Развивающие:

-  Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

- Формировать мотивацию к познанию и творчеству

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

Воспитательные

-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала

- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих

- Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

- Принцип наглядности

- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-  Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Дидактические игры и задания;
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  3. Практическая игра;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры;
  5. Шахматные турниры.

Структура занятий:

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. 

Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.

Отличительные особенности данной образовательной программы

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ребёнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ребёнка, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.  Обучающийся с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 

1.2. Планируемые результаты

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правила   шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

      Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

     Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики

       К концу первого года обучения ребенок должны знать:

     - историю возникновения шахматной игры;

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь:

 - ориентироваться на шахматной доске;

 - играть каждой фигурой в отдельности;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- решать элементарные шахматные задачи.

 - правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры

Критерии оценки

2 (Высокий):

 Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита 5 познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

1 (Средний):

Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий):

ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

К концу второго года обучения ребёнок должен знать:

- Имена нескольких выдающихся шахматистов

- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,

К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:

- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;

 - ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода

Критерии оценки

2 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.

1 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Не умеет записывать шахматные партии.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Первый год обучения

Цель занятий:

обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи:

1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.

2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.

3. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.

4. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.

Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы в первый год обучения:

- Развитие высших психических функций внимания, способности действовать в уме,

- Логического мышления, целостности восприятия.  

- Развитие умения ориентироваться на плоскости.

- Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой.

- Основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т. д.).  

- Формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление.

- Формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п..  

- Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам;

 - Рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).  

- Выработка у ребенка волевых качеств.

- Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического мышления.

- Развитие физической выносливости, физического здоровья.

2.2. Второй  год обучения

Цель занятий:

* Формировать представления о шахматах как об игре.

* Познакомить с историей шахматных турниров, королями шахматного мира.

* Использовать знание в шахматных турнирах, викторинах и КВН.

Задачи:

1. Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности.

2. Отрабатывать умения самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске.

3. Учить самостоятельно выполнять игровые шахматные ходы. Разыгрывать короткие шахматные партии с частью фигур.

4. Использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игре с полным набором шахматных фигур.

Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы в первый год обучения:

   - Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

   - Основы тактики и стратегии шахмат;

   - Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)

    -Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

   - Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

    -Строить и реализовывать свои стратегические планы;

    -Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Формы и режим занятий

        Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

        Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 5–6 лет

Старший дошкольный

возраст

25 минут

(один академический час)

Второй год обучения

дети 6 -7 лет

Подготовительная к

школе группа

30 минут

(один академический час)

            В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются:

  • игры;
  • занятия;
  • беседы;
  • аудио и видео занятия;
  • открытые занятия для родителей.

 Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

3.2. Структура учебного плана

«Волшебный мир шахмат» для детей от 5 до 7 лет

Рассчитан для детей старших и подготовительных групп по обучению дошкольников шахматам, реализуется по Программе дополнительного образования детей на развитие интеллектуальной направленности «Волшебный мир шахмат», на основе методического пособия «Малыши играют в шахматы», автор Гришин В.Г.

Программа

дополнительных

платных

образовательных услуг

Вид

занятий

Количество

учебных

месяцев

Кол-во

учебных часов

в неделю

на одну

учебную

группу

Кол-во

учебных

групп

Кол-во

обучаю

щихся

Итого

часов

в

недел

ю

п/п

1

«Волшебный мир шахмат»

групповая

Сентябрь2017

Октябрь 2017

25-30мин.

2

19

25-30

для детей от 5-7 лет

Ноябрь 2017

   мин.

Декабрь 2017

Январь 2018

Февраль 2018

Март 2018

Апрель 2018

Май 2018

3.3. Годовой календарный учебный график по программе «Волшебный мир шахмат»

Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:

Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 19 сентября 2017 г. Окончание учебных занятий – 30 мая 2018

«Волшебный мир шахмат» для детей от 5-7 лет.

Программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста.

Комплектование групп дополнительного образования детей:

01 сентября 2017 по 15 сентября 2018

Каникулы зимние: 01 января 2018 по 11 января 2018

Каникулы летние: 01 июня 2018 по15 июля 2018

Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:

Среда с 15.25 по 16.30

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию

Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь)

Консультации для родителей по дополнительному образованию детей проводятся согласно утвержденного графика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Для дошкольников средней, старшей, подготовительной групп.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах. Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, разв...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы (для детей 5-7 лет) «Белая ладья»

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для ...

Презентация по программа дополнительного образования по обучению шахматам дошкольников: "Белая ладья". 2021-2022г.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга воспитанников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обус...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. 2022-2023 г.

1. Комплекс основных характеристик программы1.1 Пояснительная записка.Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам «Белая ладья»имеет физкультурно-спортивную направленность.Согласн...