РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ

«ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

hello_html_m431fd876.png

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2года

Составитель:

 воспитатель

Зайцева Г.А.




Пояснительная записка

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города  занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий. Программа «Страна шашек» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство

с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.

Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. В приложение программы входит теоретический блок

материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы. Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев на любую тему.

Программа разработана в соответствии  с:

  1. Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  3. Основной образовательной программы образовательной дошкольной организации.

Цель и задачи  программы

Цели программы:

  1. раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
  2. организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи программы:


Образовательные:

  1. обучение технике игры в шашки;
  2. ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

  1. активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности; развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
  2. обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

  1. воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  2. воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
  3. выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);
  2. проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);

игры-конкурсы;

  1. игры-путешествия;
  2. игры- соревнования;
  3. интеллектуальные (викторины) игры.


Организация занятий:

  1. Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут (36 занятий).
  2. Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
  3. По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Особенности руководства:

Руководство детской  шашечно-игровой  деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно

влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Формы проверки результативности занятий:

  1. подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на занятиях;
  2. соревнования по шашкам среди сверстников: воспитанников детского сада;
  3. участие в интеллектуальных играх.


Прогнозируемый результат освоения программы:

  1. развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
  2. повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;
  3. сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

К концу года дети должны знать:

-шашечные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.

-правила хода

-правила игр в «уголки», «поддавки»

К концу года дети должны уметь:

-ориентироваться на шашечной доске

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами и без нарушения правил

-правильно располагать доску между партнерами

-правильно располагать фигуры перед игрой

-решать простые шашечные задачи

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

История шашек.

Шашечная доска. Начальное положение шашек.

(расстановка шашек). Познакомить с понятием вертикаль, горизонталь, диагональ. У каждого поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля обозначены цифрами и буквами.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками, упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально», «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально», «Назови адрес», «Самый меткий стрелок».

Настольные шашки

Иллюстрация «Из истории шашек»

Фотографии игр шашечного типа.

Октябрь

Как ходят шашки.

Основные правила игры в шашки:

1.Шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой.

2. Ходить назад шашками запрещено!

3. Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней

есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно.

4.Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

Правила поведения игрока.

Настольные шашки, мультфильм «Про поросенка, который умел играть в шашки».

Ноябрь

Разные виды ничьей партии

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. «Знакомство с понятием таблица турнира» Чтение книги «Зайкины шашки», Е. М. Юровский, Л. П. Кондратьева

Настольные шашки, уличные шашки.

Чтение книги «Зайкины шашки», Е. М. Юровский, Л. П. Кондратьева

Декабрь

Основы шашечной игры: дамки.

Правило:

Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как

вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Настольные шашки, уличные шашки

Январь

«Веселый бой»

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки»; закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. Заучивание стихотворения Г. Дядиной «Шашки»

Настольные шашки, уличные шашки.

Февраль

«Веселый бой»

Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки».

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Настольные шашки, уличные шашки.

Март

Как начинать партию?

Способы защиты.

Открытые и двойные ходы.

Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды

ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Игра «Главная дорога».

Настольные шашки, уличные шашки.

Апрель

«Решение элементарных комбинаций».

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Настольные шашки

Май

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки». Игра «поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске.

Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля», Дидактическая игра «Морской бой».

Настольные шашки

Июнь

«Турнир сильнейших»

Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года.

Настольные шашки



Литература:

  1. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  2. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  3. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. Литера, 1992. – 250 с.
  4. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  5. Егоров А. В. - Как научить играть в шашки, 2005.
  6. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  7. Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
  8. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
  9. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  10. ПогрибнойВ.К., ЮзюкВ.Я.. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.
  11. Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. – Зайкины шашки, 2001.

Материально-техническое обеспечение:

-карточки-дебюты

-опорные схемы

-наличие рабочего места

-набор шашек и шашечных досок

-простые карандаши

-линейка

-бумага для рисования

  Приложение:

Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает: вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения

старших дошкольников играть в шашки

Фамилия,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой

Шаберт Ярослав

Евланов

Миша

Рогальская

Катя

Ганжара Полина

Коновалова Лиза

Чубарова Ева

Долин Егор

Иванов Андрей  

Меньшикова Лиза

Дробот Софья

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3.  Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7.  Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

    Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

    Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

    Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Программа рассчитана на два года, для детей от 5 до 7 лет....

Рабочая программа «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Для дошкольников средней, старшей, подготовительной групп.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах. Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, разв...

Детский шашечный клуб "Золотая шашечка". Обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста.

В нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила этой игра просты и общедоступны. Но научиться в нее играть не так легко, как кажется с первого взгляда. Шашки – это интерес...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности «Веселые шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма ...

Дополнительная рабочая программа по обучению дошкольников мультипликации «Волшебный мир» 1 год обучения

Цель программы: Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА КУРАЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КУРАЙ»

Рабочая программа разработана с авторским методическим пособием по обучению детей дошкольного возраста игре на кураем "Волшебгый курай"...