Мастер-класс для родителей по обучению игре в шашки
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Будукова Асель Галимжановна

игра с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по обучению игре в шашки

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности.

Задачи:

Обучающиеобучение основам шашечной игры; обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные: воспитание отношения к шашкам, как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим интеллектуальную, спортивную и творческую направленность;

воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие: развитие стремления детей к самостоятельности; развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения ориентироваться и производить расчеты на несколько ходов вперед, развитие усидчивости и аналитического мышления.

Эстетические: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений. На обыкновенной доске и шашки волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой и стремиться к победе.

Физическое: осуществление всестороннего физического и умственного развития воспитанников.

Шашки упоминаются в мифе историка и философа Платона о том, как благодаря шашечной партии Гермес выиграл у Луны пять дней и прибавил их к 360 дням. Позднее игра в шашки стала популярной во всей средневековой Европе, ведь бой на клеточном поле напоминал сражение двух армий с дальними походами, победами и поражениями, захватами противника.

При Петре I появилась такая разновидность игры, как «Русские шашки». Казалось бы, что может быть проще этой игры: маленькая доска, у каждого из противников всего по двенадцать фишек, все они имеют одинаковые ходы. И задача известна: уничтожить все силы противника. Поэтому становится удивительным, когда, изучая игру про шашки убеждаешься, что этот вид интеллектуального спорта имеет большую глубину и тонкость, а научиться хорошо играть не так-то просто.

В нашей стране эта игра – одно из любимых народных увлечений. В неё играют везде и всюду люди разных профессий и возрастов. С 1966 года в России проводятся всероссийские командные соревнования школьников, по русским шашкам. Идея их проведения родилась на берегах Невы в Ленинградском Дворце пионеров (ныне – Дворец творчества юных). Чемпионаты мира на 64-клеточной доске проводятся с 1985 года. Подчёркивая простоту этого умственного спорта, его сравнивают с перетягиванием каната или с домино (при этом явно делая ей комплимент). Уж очень доступна она всем без исключения людям со своими простыми правилами игры и элементарным «инвентарём»: 24 кругляшки по 12 с каждой стороны и доска с 64 клеточками, по которым передвигаются шашки, правда, только по полям чёрного цвета. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры и в этом ее особое значение. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Игровое поле представляет собой квадратную доску размером 8x8 клеток, подобную шахматной. Вертикали (столбцы) обозначаются латинскими буквами от a до h, а горизонтали (строки) - цифрами от 1 до 8. В отличие от шахмат игровыми считаются не все, а только темные поля (в программе они отображаются зеленым цветом). Например, поле a1 - игровое, а поле c4 - нет. Каждая из сторон в начале игры имеет по 12 шашек. Шашки расставляются на трех, ближайших к игрокам, горизонталях. В частности, белые шашки располагаются на полях a1, c1, e1, g1, b2, d2, f2, h2, a3, c3, e3 и g3, а черные, соответственно, на полях h8, f8, d8, b8, g7, e7, c7, a7, h6, f6, d6 и b6. Два центральных ряда полей остаются свободными. Здесь, на этих полях, происходит сближение и первое соприкосновение противостоящих сил, здесь с первых же ходов разворачивается борьба за обладание центром, что дает весомое преимущество в шашках. Расстановка начальной позиции

показана на диаграмме слева. Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета по игровым полям. Первыми начинают белые. Возникающие на доске ситуации называют позициями, или положениями.

Проведенная от начала и до завершения игра называется партией, а передвижения шашек - ходами. Начало игры – это дебют, середина игры миттельшпиль и завершение игры – это эндшпиль. Как и в шахматах эти названия одинаковые

Выигрывает та сторона, которой удалось уничтожить или заблокировать движение всех шашек противника.

Педагог: Итак ,я предлагаю сыграть партию.Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

• Тронул – ходи.

• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»

• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.

• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.

• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.

• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

• Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.

• Не смеяться над проигрышем другого.

• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

- А а когда партия считается законченной?

• если у соперника не осталось ни одной фишки;

• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;

• если соперник сам себя признаёт побеждённым;

• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

Вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

- А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский шашечный клуб "Золотая шашечка". Обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста.

В нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила этой игра просты и общедоступны. Но научиться в нее играть не так легко, как кажется с первого взгляда. Шашки – это интерес...

Мастер -класс для воспитателей "Звучащее слово" (обучение грамоте посредством игры).

Обучение педагогов интерактивной форме проведения занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры....

Мастер-класс для родителей по обучению игре в шахматы "Шахматная грамота"

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...

КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»

Показать родителям  необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей...

Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста.

Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шашки - игровые ситуации для дошкольников»....