Мастер-класс для родителей по обучению игре в шахматы "Шахматная грамота"
классный час (старшая группа)

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Шахматная грамота для родителей»

Слайд 2

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы, закрепить знания о шахматных фигурах и их ходах, развивать наглядно - образное и логическое мышление, внимание, память, воображение, воспитывать усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность в принятии решений. Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения игре в шахматы. 2. Формировать умение играть в шахматы. 3.Развить внимательность. Материалы для работы: шахматные доски, шахматные фигуры, картинки с комбинациями

Слайд 3

Шахматная доска

Слайд 4

Шахматная доска Координаты на шахматной доске

Слайд 5

Определите координаты фигур

Слайд 6

Линии и центр Горизонталь Вертикаль Диагональ Центр

Слайд 7

Начальная позиция

Слайд 8

Шахматные фигуры

Слайд 9

Расстановка магнитными фигурами

Слайд 10

Ладья ходит по вертикали и горизонтали на любое количество полей

Слайд 12

Конь ходит

Слайд 14

Слон ходит по диагонали на любое количество полей

Слайд 15

Ферзь ходит как слон и ладья

Слайд 16

Король ходит в любом направлении, но только на одну клетку

Слайд 17

Пешка ходит или на одну, или на две клетки вперед, но только если никто не стоит на пути

Слайд 18

Превращение пешки

Слайд 19

Первое правило: Каждый ход делается только одной рукой! Второе правило : « Тронул – ходи!». При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю». Третье правило: «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры». Четвертое правило: «Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью». Пятое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается». Шестое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции». Правила игры в шахматы:



Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями по обучению игре в шахматы

«Шахматная грамота для родителей»

М.Т. Дебирова

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы.

Целевая аудитория: родители.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

3.Развить внимательность.

Материалы для работы: шахматные доски, шахматные фигуры, картинки с комбинациями

Ход мероприятия

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Введение в тему история: Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. История возникновения и развития шахмат насчитывает многие века. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Историки в большинстве своем придерживаются теории возникновения шахмат в  Индии приблизительно в IV-III вв. до н.э. Согласно древней легенде, игра шахматы была создана неким брамином. Взамен на свое изобретение, он попросил у раджи казалось бы незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Однако, на самом деле вышло, что такого количества зерна (1,845×10^19 зерен, вместить которые можно в хранилище объемом 180 км³) нет на всей планете.

- Кто мне скажет, в чем же смысл  игры в шахматы?

Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.

А теперь, уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами.

В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА.

Сядьте пожалуйста за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого противника было белое угловое поле (слайд).

Знакомство с шахматной доской

Шахматная доска состоит из 64 квадратов - полей попеременно белого и черного цвета. Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных квадратов на доске называют линиями.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ указываются номерами от 1 до 8, ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – латиницей от А до H.

Каждое поле имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например, a3, c7).

Есть еще на шахматной доске диагонали и центр.

Диагональ – это любая прямая цепочка из полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Всего на шахматной доске 2 большие диагонали. Большая диагональ – диагональ из восьми полей, маленькая из двух.

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски.

На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур: черные и белые.

Знакомство с шахматными фигурами

В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре (на слайде).

Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ (на слайде).

А теперь следуя стихотворению, расставьте фигуры:

«Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены наши славные слоны.

И ещё два поля есть, а на них король и ферзь.

А теперь без спешки, идут на место пешки.»

Начнем знакомиться с ладьей:

Ладья быстрая фигура и ходит она по горизонтали (вправо и влево) и по вертикали (верх и вниз),у ладьи преимущество так как она может попасть почти на любую из 64 клеток. Ладья оценивается в 5 пешек (на слайде). Найдите ладью в вашем наборе фигур.

Вопрос участникам: Какую из мною выставленных фигур может пробить ладья?

Упражнение на закрепление хода ладьи «Съешь клубничку».

Цель: Каждым ходом забирать белую фигуру или пешку, а последним ходом съесть клубничку. Ходят только черные.

Упражнение на карточке, участники берут карандаш и проводят линии, отмечая «ход» ладьи.

 КОНЬ - это единственная фигура, которая может перепрыгнуть через другие фигуры. И конь ходит всегда буквой «Г», две клетки в одном направлении и еще клетку в другом. Таким способом конь попадает на клетку другого цвета. Ценность коня равна 3 пешкам (на слайде). Найдите коня в вашем наборе фигур.

Вопрос участникам: Какую из мною выставленных фигур может пробить конь?

Упражнение «Напади конем на две фигуры противника одновременно»

Цель: напасть конем на фигуры противника одним ходом.

Участники выполняют упражнение на карточке, отмечая крестиком поле на который должен встать конь.

СЛОН двигается по диагонали, быстрая фигура. Каждый слон ограничен клетками только одного цвета. Таким образом, в начале игры у игрока есть один слон, который двигается по белым клеткам, другой по черным. Ценность слона 3 пешки (на слайде). Найдите слона в вашем наборе фигур.

Вопрос участникам: Какую из мною выставленных фигур может пробить слон? (Ведущий выставляет магнитные шахматные фигуры на шахматной доске презентации. Участники называют фигуры).

Упражнение «Нападение черным слоном на белую ладью»

Цель: напасть черным слоном на белую ладью (4 карточки)

ФЕРЗЬ ходит как и ладья (по горизонтали и по вертикали), и как слон (по диагонали), это как две фигуры в одном, его ценность равна 9 пешкам. Это самая сильная фигура.

Вопрос участникам: Какую из мною выставленных фигур может пробить ферзь?

Игра в парах «Охрана границы».

Цель игры: белый конь устремляется на 8 горизонталь. Черный ферзь стремится уничтожить «нарушителя» коня.

КОРОЛЬ - эта фигура может ходить в любом направлении ,но только на одну клетку, один король и его нельзя разменивать.

Вопрос участникам: Какую из мною выставленных фигур может пробить король?

Игра в парах «Борьба королей». 

Цель игры: вступить на противоположную горизонталь за 15 ходов.

ПЕШКА ходит или на одну, или на две клетки вперед, но только если никто не стоит на пути. На две клетки она может пойти только с начальной клетки. Пешка – это единственная фигура, которая не ходит назад. И ест иначе, чем ходит (берут фигуру на одну клетку вперед по диагонали). И если пешка доходит до 8 горизонтали, то здесь она может стать ферзём (Ф), ладьей (Л), слоном (С) или конем (К).

Вопрос участникам: Какую из мною выставленных фигур может пробить пешка?

А теперь мы поиграем в охоту:  игра «Юбка»

Цель: Уничтожение пешек или превращение пешки в ферзя.

Один из пары участников выставляет на шахматной доске три пешки во втором ряду, а его противник-партнер ставит короля на исходной позиции. Играют до победного.

Рефлексия.

Уважаемые участники, что вы сегодня для себя узнали? Было ли вам сложно? Есть ли у вас предложения?

Вот и подошла наша встреча к завершению. Сегодня вы узнали все, что должен знать о шахматах новичок. На сегодня этого вполне достаточно. Я вам показала лишь небольшую часть игр, которые помогут вам закрепить полученные знания. Для вас я создала страничку на сайте ДОУ, где вы сможете ознакомиться с моими рекомендациями. Всем спасибо, что смогли найти время прийти на мой мастер-класс. Теперь вы сможете применить свои знания в совместной игре с детьми, и мы обязательно организуем турнир между вами и вашими детьми. До свидания и до новой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Мастер -класс для воспитателей "Звучащее слово" (обучение грамоте посредством игры).

Обучение педагогов интерактивной форме проведения занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры....

Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »

Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...

Мастер-класс по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».

Мастер-класс по теме  «Подготовка к обучению грамоте.  Звукобуквенный анализ и синтез слов». Данный мастер-класс посвещен родителям детей с ТНР, учителям-логопедам, воспитателям ...

Мастер - класс по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста

Готовые конспекты организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста (старшая и подготовительная группа). тематические занятия, в ходе проведения которых , ребята ...

КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»

Показать родителям  необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей...