Технология Логоритмика
учебно-методический материал

Образовательная технология "Логоритмика. Учим ребенка говорить"  По технологии Л.Н. Засориной

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 Дедовская средняя общеобразовательная школа №3

Дошкольное отделение

Корпус №3 «Снегирёк»

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета                                                           Зам. директора МОУ

                                                                                                    Дедовская СОШ №3

                                                                                                    Корпус №3 «Снегирёк»

от «_06__» ___09__ 2021г.                                                       ___________ /Кирикова Т.О.

Протокол № __1___                                                                  «06» сентября 2021г.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Логоритмика: учим ребенка говорить. По технологии Л.Н. Засориной»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 3 – 6 года

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Асанова Татьяна Федоровна

Воспитатель 1 квалификационной категории  

Снегири 2021г.


Пояснительная записка

Актуальность программы: Современные представления о здоровье человека неразрывно связаны с его речевым развитием,коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям, чувствам, стремлениям. Насыщенное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической среды, погружение в которую способствуют укреплению здоровья человека на всех структурных макро- и микроуровнях, вплоть до клеточного.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Ритмические движения способствуют активизации различных аналитических систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

        Цель: Создание насыщенного оздоравливающего гармоничного образовательного пространства, полноценного для развития детей, их духовного, нравственного, физического здоровья и всесторонней подготовки к успешному обучению в школе.

Задачи: 

Образовательные: 

- Формировать двигательные умения и навыки;

- Знакомить детей с ритмикой.

Развивающие: 

- развивать координацию, переключаемость движений;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие пространственных представлений.

Воспитывающие: 

- Воспитывать и развивать чувство ритма.

Направленность: социально- педагогическая;

Отличительные особенности программы: Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию речевой деятельности. Успешный опыт реализации программ «Устремление» и «Гармоничное развитие» позволят предложить проверенные технологии биоинформационной направленности, способствующие формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) детей и их готовности к обучению в школе. К таковым относятся:

  • технология голосоведения;
  • технология двигательной активности «Бегущее кольцо»;
  • технология письма и начала письма;
  • технология знакомства с азбукой;
  • технология обучения счету;
  • технология развивающего чтения.

Все перечисленные образовательные технологии включают в себя и комплексные квалиметрические диагностики реальных умений и навыков, позволяющие выявить как уровень подготовки детей в конкретный момент времени, так и  динамику развитии.

Возрастные особенности: В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Объем и срок освоения программы: 18 занятий в год по 15 минут;

Форма обучения: очная, групповая;

Особенности организации образовательного процесса: младшая группа;

Планируемые результаты освоения программы: При реализации программы воспитанники должны овладеть следующими навыками:

  • - ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • правильно выполнять артикуляции звуков;
  • ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,  петь протяжно, подвижно, передавая характер музыки;
  • брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
  • подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.

     Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также будет сформировано правильное речевое и физиологическое дыхание.

Форма аттестации: итоговое мероприятие;

Материально-техническое обеспечение:

  • Аудиомагнитофон;
  • Обручи;
  • Кубики;
  • Гимнастические палки;
  • Ленточки.

Учебный план.

Год

группа

Название тематических блоков

Темы блоков

1 год

Младшая группа

«Земля – наш общий дом»

  1. Осенний календарь;
  2. Зимний календарь;
  3. Утро года. Весенний календарь;
  4. Летний календарь.

2 год

Средняя группа

«Копилка здоровья»

  1. Ритм – режим – здоровье. Улыбка – радость – здоровье;
  2. Движение – это жизнь;
  3. Культура питания – культура здоровья;
  4. Закаливание: солнце, ветер и вода.

3 год

Старшая группа

«Дом  и его здоровье»

  1. Дом – жилище для семьи;
  2. Праздники в доме;
  3. Семейный досуг;
  4. Семейный отдых за городом.

Младшая группа (3 – 4 года).

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1.

Осенней календарь.

9

9

2.

Зимний календарь.

9

9

3.

Утро года. Весенний календарь

9

9

4.

Летний календарь

9

9

ИТОГО:

36 часов

36 часов

Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 15 минут.

Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц.

Содержание изучаемого курса:

Раздел 1. Осенний календарь

Тема 1.1. Солнышко и дождик;

Тема 1.2. Тучка;

Тема 1.3. Тучки по небу гуляют;

Тема 1.4. Грибной дождик;

Тема 1.5. Под грибом;

Тема 1.6. Осенние листья;

Тема 1.7. Осень в лесу;

Тема 1.8. Веселый огород;

Тема 1.9. Репка.

Раздел 2. Зимний календарь

Тема 2.1. Осенние подарки;

Тема 2.2. До свиданья, птицы!

Тема 2.3. Холодно;

Тема 2.4. Зима в лесу;

Тема 2.5. Дед Мороз спешит на елку;

        Тема 2.6. Украшаем елочку;

Тема 2.7. Наступает Новый год;

Тема 2.8. Новогодний праздник в лесу;

Тема 2.9. Рукавичка.

Раздел 3. Утро года. Весенний календарь.

Тема 3.1. Снеговик;

Тема 3.2. Кошка и котята;

Тема 3.3. Котята и щенок;

Тема 3.4. У бабушки в гостях;

Тема 3.5. Как снеговики солнце искали;

Тема 3.6. Армейская карусель;

Тема 3.7. Как цыплята солнце будили;

Тема 3.8. Новая столовая;

Тема 3.9. В гости к нам пришли матрешки.

Раздел 4. Летний календарь.

Тема 4.1. Весеннее солнышко;

Тема 4.2. Весенняя капель;

Тема 4.3. Прилетайте, птицы!

Тема 4.4. Весенний ручеек;

Тема 4.5. Кораблик;

Тема 4.6. Утренние лучи;

Тема 4.7. Петушок и его семья;

Тема 4.8. Колечко;

Тема 4.9. Бобовый пруд.

Средняя группа (4 – 5 лет)

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1.

Ритм – режим – здоровье. Улыбка – радость – здоровье

9

9

2.

Движение – это жизнь

9

9

3.

Культура питания – культура здоровья

9

9

4.

Закаливание: солнце, ветер и вода

9

9

ИТОГО:

36 часов

36 часов

Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 15 минут.

Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц.

Содержание изучаемого курса:

Раздел 1. Ритм – режим – здоровье. Улыбка – радость – здоровье

Тема 1.1. Цыпленок и его семья;

Тема 1.2. История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали;

Тема 1.3. Белая козочка;

Тема 1.4. У Кошки день рождения;

Тема 1.5. Лестные звезды;

Тема 1.6. Зайка – огородник;

Тема 1.7. Любимое кушанье;

Тема 1.8. Дорога на мельницу;

Тема 1.9. Верные друзья;

Раздел 2. Движение – это жизнь

Тема 2.1. Сказка про зайцев;

Тема 2.2. Круглый год;

Тема 2.3. Времена года;

Тема 2.4. Про Мурочку – Мурысоньку;

Тема 2.5. Мурка в город собирается;

        Тема 2.6. Как Мурочка Деда Мороза будила;

Тема 2.7. Дед Мороз;

Тема 2.8. Снегурочка на новогодней елочке в лесу;

Тема 2.9. Волчья песня.

Раздел 3. Культура питания – культура здоровья

Тема 3.1. Петушок;

Тема 3.2. Лисичка со скалочкой;

Тема 3.3. Петух да Собака;

Тема 3.4. Бременские музыканты;

Тема 3.5. Возьми меня с собой;

Тема 3.6. А что у Вас?

Тема 3.7. Вот так мастера;

Тема 3.8. Как стать большим;

Тема 3.9. Даша и Маша;

Раздел 4. Закаливание: солнце, ветер и вода

Тема 4.1. Горшочек каши;

Тема 4.2. Как Мышонок стал трудолюбивым;

Тема 4.3. Сказка про Бурого Мишку и Мышку – вертушку;

Тема 4.4. Чьи это ушки?

Тема 4.5. История о том, как мышата помогали Зайчонку свой дом найти;

Тема 4.6. Красный фонарик;

Тема 4.7. Колесо;

Тема 4.8. Бычок – смоляной бочок;

Тема 4.9. Коза – обманщица.

Старшая группа (5 – 6 лет)

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1.

Дом – жилище для семьи

9

9

2.

Праздники в доме

9

9

3.

Семейный досуг

9

9

4.

Семейный отдых за городом

9

9

ИТОГО:

36 часов

36 часов

Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 15 минут.

Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц.

Содержание изучаемого курса:

Раздел 1. Дом – жилище для семьи

Тема 1.1. Спор грибов и ягод;

Тема 1.2. Путешествие язычка;

Тема 1.3. В гостях у лесного гнома;

Тема 1.4. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева;

Тема 1.5. «Пых» по мотивам белорусской народной сказки;

Тема 1.6. Спор овощей;

Тема 1.7. «Колосок» по мотивам украинской народной сказки;

Тема 1.8. Приключения дождика

Тема 1.9. Краски осени.

Раздел 2. Праздники в доме.

Тема 2.1. «Палочка - выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева;

Тема 2.2. «Как коза в лесу избу построила» по мотивам русской народной сказки;

Тема 2.3. «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки;

Тема 2.4. Теремок – холодок;

Тема 2.5. Дед Мороз построил дом;

Тема 2.6. «Отчего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки;

        Тема 2.7. «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева;

Тема 2.8. Снеговик на елке;

Тема 2.9. Морозята;

Раздел 3. Семейный досуг

Тема 3.1. «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского.

Тема 3.2. Приключение снежинки;

Тема 3.3. «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки;

Тема 3.4. «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки;

Тема 3.5. «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова;

Тема 3.6. «Гуси - лебеди» по мотивам русской народной сказки;

Тема 3.7. «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской;

Тема 3.8. Кем быть?

Тема 3.9. «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга;

Раздел 4. Семейный отдых за городом 

Тема 4.1. «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга;

Тема 4.2. «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга;

Тема 4.3. Космическое путешествие;

Тема 4.4. Лекарство от зевоты;

Тема 4.5. Пасха;

Тема 4.6. Колобок;

Тема 4.7. «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки;

Тема 4.8. Как муравьишка дом солнышка искал;

Тема 4.9. История о том, как гном построил дом.

Материальное обеспечение программы: Построение логоритмических занятий базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает разнообразные приемы, которые подбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития ребенка, его физическое состояния.

Так, при обучении движению используются:

  • Наглядно – зрительные приемы;
  • Приемы для обеспечения тактильно – мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей; кубиков; гимнастических палочек; скакалок и т.д.
  • Наглядно – слуховые приемы.
  • Словесные методы.

                Формы организации образовательного процесса: групповая;

        Формы организации учебного занятия - беседа, игра, практическое занятие;

        Педагогические технологии - технология группового обучения;

        Алгоритм учебного занятия - краткое описание структуры занятия и его этапов;

        Дидактические материалы - раздаточные материалы, упражнения, образцы изделий и т.п.

Список литературы

  1. «Устремление». Образовательная программа для начальных классов / Засорина Л.Н. – СПб., 1999
  2. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педаогов ДОУ и родителей / Под ред. Л.Н. Засориной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
  4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.  2-е изд. – М., 1979
  5. Раевская Е.П., Руднева С.Д., Соболева Г.Н. Музыкально – двигательные упражнения. – М., 1991
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М., 2004.

Утверждаю

Зам. директора МОУ

Дедовская СОШ №3

Корпус №3 «Снегирёк»

__________ Т.О. Кирикова

«_06__» _____09____ 2021г.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Логоритмика: учим ребенка говорить. По технологии Л.Н. Засоиной»

(стартовый уровень)

3 года обучения

Младшая группа (3-4 года)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

- Ноябрь

Осенней календарь.

9

9

Ноябрь

- Январь

Зимний календарь.

9

9

Январь

- Март

Утро года. Весенний календарь

9

9

Март

-  Май

Летний календарь

9

9

Средняя группа (4 – 5 лет)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

- Ноябрь

Ритм – режим – здоровье. Улыбка – радость – здоровье

9

9

Ноябрь

- Январь

Движение – это жизнь

9

9

Январь

- Март

Культура питания – культура здоровья

9

9

Март

-  Май

Закаливание: солнце, ветер и вода

9

9

Старшая группа (5 – 6 лет)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

- Ноябрь

Дом – жилище для семьи

9

9

Ноябрь

- Январь

Праздники в доме

9

9

Январь

- Март

Семейный досуг

9

9

Март

-  Май

Семейный отдых за городом

9

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика - один из видов здоровьесберегающих технологий.

Логоритмика – система музыкально-двигательных, рече - двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.Включение логоритмических упражнений в м...

презентация "Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий"

Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...

ЛОГОРИТМИКА РАЗВИТИЕ РИТМА ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко Под редакцией Л.И. Беляковой Серия «Логопедические технологии» ООО «Национальный книжный центр» Москва 2011

Учебно-методическое пособие по логоритмике    http://www.bimlim.ru/CAT_Logoritmika-Razvitie-ritma-dvijeniy-i-rechi-u-detey-s-zaikaniem.html2011 г., твердая обложка, 184 страницы.В пособии пр...

Образовательная деятельность по теме «Зима». Применение игровых технологий с использованием приёмов логоритмики.

Преодоление речевого нарушения у детей путём развития двигательной сферы в сочетании со словами и движениями....

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».

     В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...

Интеграция двигательной и речевой деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи. Педагогическая технология логоритмика

Статья по сохранению и укреплению ОДА в группе для детей с ОВЗ на основе интеграции двигательной и речевой  деятельности, применения технологии логоритмики....