Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста»
картотека (старшая группа)

Шупыро Светлана Власовна

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

            Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_triz.docx166 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение     «Детский сад комбинированной направленности №7»

                                     города Сосновоборска

 

 

 

 

 

Картотека 

«Игры по технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста» 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Составила

                                                         воспитатель: Шупыро Светлана Власовна

                                                    Высшей квалификационной категории

 

«Хорошо - плохо» 

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

 

«Что умеет делать?» 

Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.

Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.

Пример: - Что может мяч?

- Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?

 

«На что похоже» 

(метод мозгового штурма)

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.

Пример: - На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)

  • На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)
  • Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.

Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей)

 

«Все в мире перепуталось» 

(метод системного анализа)

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.

Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.

Природный мир: воздух, вода, земля.

Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, … Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками. Пример: Утка. К какому миру она относится? К природному. Почему?

 

«Раньше-позже» 

(метод системного анализа)

Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.

Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).

Пример:- Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

- Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра.

 

«Один, два, три, ко мне беги» 

(метод системного анализа)

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.

Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!

Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.

 

«Где живет?» 

(метод системного анализа)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.

Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.

Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.

Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…

 

«Наоборот» 

(метод мозгового штурма) 

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия). Пример: Острый – тупой, быстрый – медленный, холодный – горячий, разъединять - соединять… 

Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства  «Мои друзья» 

(метод мозгового штурма)

Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.

Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.

Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).

Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.

Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.

«Волшебный светофор» 

(метод системного анализа).

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.

Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.

 

«Чем был - чем стал» 

(метод системного анализа,метод маленьких человечков)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.

 

«Фоторобот»

(метод фокальных объектов)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок. Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

 

«Теремок»

(метод системного анализ).

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка»

 

«Помоги герою»

(метод Робинзона,)

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

 

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа).

Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.

Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

Словесное восстановление по стихотворению:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что- то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то… Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

 

«Лимерики» 

(от анг. - вариант сказочной небылицы).

(метод каталога). 

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированнию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку, 

  • вторая строка – характеристика героя или его действие, 
  • третья строка - реализация действия, 
  • четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

 

«Творческая ошибка» 

Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию  детей.

 Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить слова ,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:

«Лесапед» - велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.

«Каклетка» - прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:

«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.

Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. Д

 

«Фантастические гипотезы» 

Цель: развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой  предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

-если исчезнут все взрослые?

  • если на планете исчезнет вода?
  • если на планете исчезнут леса?
  • если к нам пришёл крокодил?

-если к нам пришёл слон?

 

«Волшебные картинки» 

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях образы (рисовать с закрытыми глазами)

Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.

Ход игры: Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.

 

 

Примерные вопросы для метода мозгового штурма

 Как не ссориться с мамой?

Как помочь себе фантазировать?

Как не промокнуть под дождем?

-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

Как не пустить медведя в Теремок?

Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?

Что сделать безудержно веселое?

Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?

Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?

На чем еще можно рисовать?

Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?

Что будет, если уничтожить всех волков?

Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн) - Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?

Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

Как сделать необычную льдинку?

Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?

Как можно поприветствовать хорошего человека?

Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?

Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?

Как достать сосульку с крыши?

Как уберечь прохожих от падающих сосулек?

Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?

-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?

Куда в группе можно спрятать куклу?

Куда я спрятала конфету?

Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

Как найти самого умного человека в королевстве?

Чем вреден комар? Чем комар полезен?

Как можно определить время, если нет часов?

Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

Придумать новое природное явление.

Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)

Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

Придумать насекомое с необычными свойствами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».

Задачи: 1. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. 2. Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности. 3. Развивать навык целе...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для  детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"...

Многофункциональная напольная матрица для речевых игр по технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных областей: "Математическое развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", пособие обеспечивает ...

Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»

Программное содержание:- Уточнять и расширять представление  детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...