Самообразование "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Поликарпова Тамара Анатольевна

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Срок работы над темой: 2020 – 2021 уч. г.

Задачи:

  1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
  2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  4. Формировать элементарные знания о правах человека.
  5. Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Прогнозируемый результат: у детей старшего дошкольного возраста формируются взаимоотношения в группе; межличностные отношения; умение оценивать свои поступки и поступки других; интерес к своей родословной; понятия о дружбе, взаимовыручке; представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.  

Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. Игра-путешествие «Широка страна моя родная».

Цель: закрепление и расширение знания о родном городе, округе, столицы страны; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

2. Беседа «Русские матрешки».

Цель: ознакомление детей с историей создания кукол в разных странах; формирование интереса к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке.

3. Игр-беседа «Наши отношения».

Цель: развитие культуры общения мальчиков и девочек.

Ноябрь

1. Беседа «Семья и родной дом».

Цель: формирование представления о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.

2. Беседа «Моя родня».

Цель: формирование представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

3. Беседа «Что такое героизм».

Цель: формирование представления о героизме; воспитание у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

Декабрь

1. Игра-путешествие «Выставка дымковских игрушек».

Цель: формирование у детей понятия «русская народная игрушка», ознакомление детей с народной дымковской игрушкой.

2. Творческая игра «Страна вежливости».

Цель: развитие умения уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия.

3. Беседа «Кто заботится о нас в детском саду».

Цель: воспитание уважения к сотрудникам детского сада, желания им помогать, доставлять им радость.

Январь

1. Игра-развлечение «История одной куклы».

Цель: ознакомление детей с куклами и играми народов Росси. Продолжать формирование у ребенка культуру мышления и навыки исследовательской деятельности.

2. Игра-беседа «Учимся правильно разговаривать».

Цель: ознакомление детей с правилами ведения диалога с взрослыми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил.

3. Праздник «Рождество Христово».

Цель: ознакомление детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества.

Февраль

1. Беседа «Мой папа».

Цель: развитие интереса к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении.

2. КВН «Будем в армии служить».

Цель: воспитание у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

3. Беседа «Моя Родина».

Цель: воспитание у детей патриотические чувства – любовь и уважение к Родине.

Март

1. Беседа «Бабушка и дедушка в семье».

Цель: расширение представления детей о семье, умение ориентироваться в родственных отношениях.

2. Игра-беседа «Правила, по которым мы живем».

Цель: формирование умения и навыка поведения в обществе; воспитание осознанного отношения к нормам и правилам.

3. Беседа «Государственные символы России».

Цель: формирование представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе.

Апрель

1. Игра-развлечение «Вороний день».

Цель: дать детям представление о некоторых особенностях культуры народов России; ознакомление с обычаем празднования национальных праздников.

2. Беседа «»9 мая – День Победы».

Цель: активизирование знаний детей об армии.

Май

1. Литературная композиция «День Победы».

Цель: воспитание уважения к празднованию Дня Победы, развитие ловкости, быстроты, умение приходить на помощь другу, воспитание уважения к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной Войны.

2. Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины».

Цель: формирование у детей понятия о Москве – столице, главном городе России, воспитание патриотического чувства.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Папка-передвижка «Воспитание патриота в семье».
  2. Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».
  3. Буклет «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю».

Изучение литературы по теме:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
  2. Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
  3. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...