Образовательная программа"Веснушки".
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Программа "Веснушки" по дополнительному образованию. Направление художественно-эстетическое (театрализация).

Авторская программа дополненная и переработанная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура программы:

Целевой раздел программы:

1. Пояснительная записка

         (цели, задачи, принципы построения программы, интеграция образовательных областей, характеристики особенностей развития детей). 3-6 стр.

      2. Планируемые результаты освоения программы. – 6-7 стр.

Содержательный раздел программы:

  1. Формы, способы, методы, средства реализации программы – 8-10 стр.
  2. Учебное планирование – 11-12 стр.
  3. Календарно – тематическое планирование- 13-17 стр.

Организационный раздел программы:

       1. Организация занятий театрального кружка - 18 стр.

       2.Материально – техническое обеспечение программы – 18 стр.

       3. Методическое обеспечение программы -18 - 19 стр.

       4. Организация предметно - развивающей среды – 19 стр.

Дополнительный раздел программы:

       1.Краткая презентация программы – 19 стр.

        Список литературы – 20 стр.

       

Целевой раздел.

Пояснительная записка

В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест и является одним из приоритетных направлений.

Почему именно театрализованная деятельность?

Потому что это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Новизна и актуальность программы:

Актуальность создания данной программы по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а также в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в дальнейшей школьной жизни ребенка.

Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Особенности программы

Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.

Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла и речевого развития.  Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, развития речи, умения видеть и творить прекрасное.

Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей

Содержание программы «Веснушки» взаимосвязана с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети», с программой М.Д.Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Основная цель программы – Формировать и совершенствовать навыки и речевые умения детей путем ввода их в театральную деятельность.

Задачи программы:

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием видов театра (драматический, музыкальный, кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, магнитный и другими видами театра.).

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах.

Развивающие:

Развитие у детей: воображения, правильной речи, чувства видения пространства сцены, умение разбираться в характерах персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

 Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу детей.

 Развивать инициативу и самостоятельность в театральных играх.

Воспитательные:

Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.

Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и     сотрудничества

Воспитывать желание заниматься в коллективе, оказывать посильную помощь друг другу.

В основу программы положены следующие принципы:

1.Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

2.Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

3.Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

4.Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который решается посредством интеграции образовательных областей.

5.Принцип индивидуальности (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка).

6.Принцип доступности (театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена  по принципу дидактики (от простого к сложному);

7.Принцип импровизационности (творческая деятельность, которая обеспечивает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, наличие своей точки зрения, стремления к оригинальности.

Интеграция образовательных областей.

Образовательные области.

Комплекс взаимосвязанных задач.

Познавательное развитие

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); - наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игредраматизации); - обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; - развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Социально-коммуникативное развитие

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; - воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); - воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; - развитие эмоций; - воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Речевое развитие

-содействие развитию монологической и диалогической речи; - обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.; - овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

Художественно-эстетическое развитие

Изо деятельность: - приобщение к высокохудожественной литературе; - развитие воображения; - приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; - создание выразительного художественного образа; -организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций; - обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

-умение слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать жестами, мимикой, оценивая и понимая характер героя, его образ. - согласование действий и сопровождающей их речи; - умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; - выразительность исполнения основных видов движений.

Физическое развитие

- через повышение двигательной активности, создание благоприятного эмоционального климата и здоровье сберегающие технологии укрепление физического здоровья детей.

Адресат программы: старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-6, 6-7 лет)

В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.

Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.

Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.

Характеристика возрастных особенностей детей:

От 5 – 6 лет.

В старшем дошкольном возрасте формируется умение использовать в своей театрализованной деятельности средств выразительности характеризующие художественный образ и подбирать материал для самостоятельной деятельности. Развиваются навыки инсценирования, умения изображать сказочных животных и птиц, эмоции, возникающие в ходе игровых действий с персонажами. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. Формируется умение развивать сюжет на основе знаний, полученных из литературных произведений. Развивается интерес к театрализованной игре по средствам выполнения игровых действий. Дети выражают желание попробовать себя в разных ролях. В этом возрасте педагог ставит перед детьми художественные задачи, применяет смену тактики работы над спектаклем. Формируется умение работать в творческой группе по подготовке и проведению спектаклей, использовать все имеющиеся возможности. Развивается умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Педагогом создаются условия для выступлений детей перед сверстниками, родителями и другими гостями в которых совершенствуются артистические качества, раскрываются творческий потенциал детей. Продолжает развиваться фонематический слух, интонационная выразительность речи, монологическая речь.

От 6 – 7 лет.

Дети седьмого года жизни активно участвуют в творческой деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. Формируются навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок. Дети учатся импровизировать под музыку соответствующего характера (соответственно роли). Поощряется проявление детьми самостоятельности в организации всех видов игр, инициативы, организаторских способностей. Продолжают учиться брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом; использовать атрибуты. Совершенствуются умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню 8 для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли. Развивается творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Формируются умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения). Совершенствовать умения детей при использовании различных видов театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.). Дети активно осваивают диалогическую и монологическую речь, выразительные средства языка. Отрабатывается дикция: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Продолжаются совершенствоваться художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты к концу первого года обучения:

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Должен уметь:

- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;

- уметь подобрать рифму к заданному слову;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Ребёнок должен знать:

- все основные виды театров;

- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- основные жанры театрального искусства;

- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т.д.)

Должен уметь:

- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;

- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;

- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;

- уметь сочинить рассказ от имени героя;

- уметь составлять диалог между сказочными героями;

- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.

В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

Содержательный раздел.

В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Веснушки» включены пять основных разделов:

Театроведение - призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.

Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.

Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.

Постановка спектаклей: включает в себя знакомство со сценарием постановки спектакля, умения детей выражать свое мнение по поводу сценария, умения дополнять сценарий нужными эпизодами. Самостоятельность детей в выборе той или иной роли

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в себя:

-чтение литературы, и беседы по тексту;

-сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

-упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

-упражнения на развитие детской пластики;

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды;

-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Формы занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- просмотр презентаций.

- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных постановок, пьес, этюдов;

- подготовка к показу спектакля.

- показы для детей своей группы и родителей, для детей младших групп.

- анализ   своей деятельности по результатам выступлений;

- выпуск красочных афиш, изготовление декораций, пригласительных билетов, театральных реквизитов (с привлечением родителей) костюмов, масок;

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы реализации программы.

Практические

Словесные

Наглядные

Разучивание этюдов,

Упражнения на артикуляцию,

Разучивание ролей,

Упражнения на развитие речевого дыхания,

Работа над средствами выразительности,

Работа в творческих мастерских.

Беседы,

Чтение художественной литературы,

Использование художественного слова,

Сюжетно-ролевые игры,

Дидактические игры,

Развлечения, праздники.

Рассматривание иллюстраций,

Просмотр видеофильмов,

Рассматривание костюмов.

Просмотр презентаций.

Просмотр спектаклей.

Просмотр мультфильмов.

Учебный план на первый год обучения (дети 5-6 лет)

Разделы

Количество

часов

Цель

1

Театроведение

4 часа

Дать детям простейшие представления о театре, о видах театра.

2

Культура и техника речи

8 часов

Развивать речь детей, учить пользоваться интонациями, произносить фразы с разными интонациями. Развитие речевого дыхания, свободы речевого аппарата, умение правильно владеть артикуляционным аппаратом.

3

Ритмопластика.

8 часов

Познакомить детей с основными способами передачи образа.

4.

Театральная игра

8 часов

Познакомить детей с тетральной игрой.

5.

Постановка спектаклей.

8 часов

6

Всего часов:

36 часов.

Учебный план на второй год обучения (дети 6-7 лет)

Разделы

Количество

часов

Цель

1

Театроведение

4 часа

Продолжать знакомить детей с театром, с устройством театра.

2

Культура и техника речи

8 часов

Развивать монологическую, диалогическую речь, обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

 овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

3

Ритмопластика.

8 часов

Развивать мимику, жесты, пантомические способности. Обеспечение развития двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений.

4.

Театральная игра

8 часов

Развивать у детей игровое поведение, эстетические чувства. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

5.

Постановка спектаклей.

8 часов

6

Всего часов:

36 часов.

         

Первый год обучения (дети 5-6 лет)

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

Пока занавес закрыт!

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками.

Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Мы актёры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Развивать интерес детей к сценическому искусству.

Ноябрь

Ритмопластика

(отработка движений)

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить.

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Сказка о глупом мышонке

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Декабрь

Зеркало, зеркало – скажи…

Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

 Репетиция сказки о глупом мышонке (настольный театр)

Учить в согласовывать действие с персонажем и речь.

Мешок с сюрпризом (театр кукол бибабо, кукол марионеток)

Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Развлечение новогоднее.

Развивать пластику движений.  Доставить детям радость, хорошее настроение.

Январь

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Инсценировка «Зима и дети»

Развивать навыки монологической и диалогической речи.

Февраль

Показ сказки о глупом мышонке (театр настольный)

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

Этюд  «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Учить детей выражать  основные эмоций.

Культура и техника речи (игры и упражнения)

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Театральная игротека

«Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

Игры на расширение диапазона

Упражнять во владении куклой.

Март

Свет мой зеркальце скажи

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Выступление по мотивам  сказки «Заюшкина избушка»

Помочь детям испытать удовлетворения от полученного результата творческой работы.

Показ настольного театра по выбору, сочинение своей сказки.

Продолжить обучения действий с настольным театром.

Сказка  «Заюшкина избушка»

Познакомить детей со сказкой.

Апрель

Техника речи. Отработка диалогов

Развивать умение строить диалог. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

Ритмопластика

Развивать умение в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

На болоте две подружки, две зеленные лягушки

Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Репетиция сказки «Заюшкина избушка»

Продолжать работу над событием в лесу.

Май

К нам гости пришли!

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Итоговая викторина «Мы любим сказки» с участием родителей

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Репетиция сказки «Заюшкина избушка»»

Обращать внимание детей на правильное произношение в диалогах, верное исполнение песни.

Показ спектакля «Заюшкина избушка»

Творческий отчёт по театральной деятельности.

Второй год обучения (дети 6-7 лет )

месяц

тема

задачи

Октябрь

Первое посещение студии в новом учебном году. Игры «Назови своё имя ласково»

Пантомимические задания

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

Представьте себе…

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Встреча со знакомыми сказками.

Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению.

Настольный театр «Два жадных медвежонка»

Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.

Ноябрь

Инсценировки-импровизации

Развивать творчество

Беседа о театре. Д/игры « Сложи сказку, Доскажи словечко.

Расширять словарь театральных терминов

Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»

Поддерживать стремление детей участвовать в показе сказки.

Литературная страничка произведений С.Я. Маршака

(игры загадки)

Расширять знания детей о произведениях С.Я. Маршака.

Развивать воображение, мимику, жест пластику.

Декабрь

Сказка «Двенадцать месяцев» С. Маршака

Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.

Театральная игротека «Весёлые стихи»

Закрепить умение владеть театральными куклами. Развивать чёткую, выразительную речь.

Репетиция сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака

Работа над мимикой, жестами. Учить детей импровизировать

Этюд «Живая картинка»

На развитие воображения, пластики, мимики.

январь

«Весёлые сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Развивать связную речь детей (диалогическую).

Подготовка к спектаклю «Двенадцать месяцев»

Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения.

Февраль

Показ спектакля «Двенадцать месяцев» С. Маршака

Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы.

Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка» (настольный театр)

Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям

Ритмопластика

Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.

Сказка «Три поросёнка»

(пальчиковый театр)

Упражнять в рассказывании сказок с использованием пальчикового театра.

Март

«Весна пришла»

Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Показ сказки

 «Три поросёнка» для детей старшей группы.

Развивать разговорную речь. Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение.

Ритмопластика

Развивать творчество, воображение и фантазию.

Сказка «Гуси лебеди»

Вспомнить содержание сказки.

Апрель

«Ладушки-ладушки»

Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре, развивать память, учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя, воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества. Развивать артикуляционный аппарат, формировать живой интерес к русскому фольклору.

Ритмопластика

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Драматизация сказки

В. Сутеева «Под грибом».

 Для детей средней группы

Развивать творчество, учить импровизировать.

Культура и техника речи.

Скороговорки

Формировать правильное произношение, артикуляцию, учить детей быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Май

Театральная игра «Сам себе режиссер»

Создать условия для импровизации мини-спектакля.

Репетиция сказки «Гуси лебеди»

Работа над текстом, голосом.

Подготовка к спектаклю

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

 Показ спектакля «Гуси лебеди»

Творческий отчёт по театральной деятельности.

Организационный раздел:

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)

Реализация программы:

Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная).

А также работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, изготовление совместно афиши, костюмов к спектаклю, проведение консультаций для родителей, анкетирование, оформление фото стенда для родителей

В реализации дополнительной программы участвуют дети от 4 до 7 лет.

Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность:

В старшей группе (5-6 лет) – 25 минут.

В подготовительной группе (6-7 лет)- 30 минут.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Театр кукол – би-ба-бо.

Театр кукол с «живой рукой».

Пальчиковый театр с изображением людей и животных.

Настольный плоскостной театр «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Гуси -лебеди» и др.

Игрушки-самоделки для настольного театра сделанные из нетрадиционного материала (банки, пластиковые бутылки, стаканчики и т. п.).

Карточки –пиктограммы.

Картотека этюдов.

Магнитофон с записями звуков живой и неживой природы, бытовых шумов.

Музыка разная по темпу, настроению для создания игровых образов.

Музыкальные инструменты.  

Библиотека с любимыми художественными произведениями: рассказы, сказки, фантастика.

Разнообразные сюжетные картинки (картинки с развивающимся сюжетом), картинки к сказкам для самостоятельного выкладывания сюжета. Моделирование сказок.

Реквизит для разыгрывания игр – драматизаций.

Элементы костюмов для создания игровых образов в играх –имитациях (животные, птицы, растения, фантастические герои).

Нетрадиционные материалы для придумывания и изготовления деталей костюмов.

Материал для изготовления простейших декораций (силуэты деревьев, цветные шнуры).

Иллюстрации различных видов театров (музыкального, кукольного, драматического, оперы и балета,  театра зверей) ; фотографии, иллюстрации, презентации  с изображением людей, работающих в театре.

Картотеки: стихов, сказок и рассказов для обыгрывания.

Артикуляционной гимнастики,

Мимики и жестов.

Театральных игр.

Пантомимических этюдов и упражнений.

Диалогов.

Звукоподражательных упражнений.

            Художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д

            Ноутбук.

Методическое обеспечение программы:

1.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет.- М., Сфера, 2012.

2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

 3.Гавришева Л.Б. Музыка, игра – театр! - С.-П., «Детство-Пресс», 2004

4.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009

5.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010

6. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003

8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. –

М., сфера, 2010

9. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М., Сфера, 2009

10. Насауленко С.Г. Музыкальные игры и новые песни -Колокольчик №38-2007

11.. Пименов В.А. Театр на ладошках. - ВГУ, 1998

12. Погребинская М.М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007

13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., Владос, 2001

14. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С.-П., «Союз», 2001

15.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.

16.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

Организация предметно - развивающей среды

      Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.

Для успешной реализации программы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы является использование декораций, костюмов, грима. Предметно – пространственная среда должна быть доступной для каждого ребенка, содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.

 Дополнительный раздел

Краткая презентация программы «Веснушки»

В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест и является одним из приоритетных направлений.

Почему именно театрализованная деятельность?

Потому что это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

Программа «Веснушки» включает в себя четыре основных раздела:

  1. Целевой раздел.
  2. Содержательный раздел.
  3. Организационный раздел.
  4. Дополнительный раздел.

Целевой раздел:

При написании программы была поставлена конкретная цель:

Формировать и совершенствовать навыки и речевые умения детей путем ввода  их в театральную деятельность.

Исходя, из поставленной цели были определены задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием видов театра (драматический, музыкальный, кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, магнитный и другими видами театра.).

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах.

Развивающие:

Развитие у детей: воображения, правильной речи, чувства видения пространства сцены, умение разбираться в характерах персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

 Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу детей.

 Развивать инициативу и самостоятельность в театральных играх.

Воспитательные:

Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.

Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и     сотрудничества

Воспитывать желание заниматься в коллективе, оказывать посильную помощь друг другу.

Актуальность создания данной программы по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а также в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в дальнейшей школьной жизни ребенка.

Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Новизна программы заключается в том, в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

В основу программы положены следующие принципы

1.Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

2.Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

3.Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

4.Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который решается посредством интеграции образовательных областей.

5.Принцип индивидуальности (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка).

6.Принцип доступности (театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена  по принципу дидактики (от простого к сложному);

7.Принцип импровизационности (творческая деятельность, которая обеспечивает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, наличие своей точки зрения, стремления к оригинальности

Данная программ рассчитана на 2 года обучения, в ней участвуют дети с 5 до 7 лет, то есть работа с детьми начинается со старшего дошкольного возраста.

Содержательный раздел:

Программа составлена с учетом интеграции всех образовательных областей.                     

Программа «Веснушки» включает в себя пять разделов:

1.Театроведение  

2.Театральная игра 

3.Ритмопластика 

4.Культура и техника речи

5.Постановка спектаклей

Основные методы, которые используются для реализации программы:

Практические

Словесные

Наглядные

Разучивание этюдов,

Упражнения на артикуляцию,

Разучивание ролей,

Упражнения на развитие речевого дыхания,

Работа над средствами выразительности,

Работа в творческих мастерских.

Беседы,

Чтение художественной литературы,

Использование художественного слова,

Сюжетно-ролевые игры,

Дидактические игры,

Развлечения, праздники.

Рассматривание иллюстраций,

Просмотр презентаций.

Просмотр видеофильмов,

Рассматривание костюмов.

Экскурсии в театральную студию ДДТ, РДК.

Просмотр спектаклей, мультфильмов.

Для реализации данной программы составлены учебный и календарно-тематический планы на все два года обучения.

Организационный раздел:

1.Программа реализуется через специально организованную кружковую деятельность (подгрупповая, индивидуальная).

В реализации дополнительной программы участвуют дети от 5 до 7 лет.

Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность:

В старшей группе (5-6 лет) – 25 минут.

В подготовительной группе (6-7 лет)- 30 минут.

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в себя:

-чтение литературы, и беседы по тексту;

-сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

-упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

-упражнения на развитие детской пластики;

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды.

2.Организацию предметно-развивающей среды, способствующей развитию творческого воображения, эстетического вкуса.

   3. Работу с родителями: вовлечение родителей в совместные постанови спектаклей, помощь в изготовлении костюмов, декораций.

Также для реализации программы «Веснушки» подобрано необходимое материально – техническое и методическое обеспечение.

Диагностика уровней умений и навыков младших дошкольников проводится в форме наблюдений, старших дошкольников проводится на основе творческих заданий.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.    

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений

театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

 Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Диагностическая карта

Дата проведения диагностики исследования

на начало года ____________

на конец года__________

Ф.И. ребенка

Основы театральной культуры.

Речевая культура.

Эмоционально-образное развитие

Основы коллективной творческой деятельности

Всего

баллов

Уровень

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года:

Высокий уровень______________ детей ________________%

Средний уровень______________детей ________________%

Низкий уровень_______________ детей ________________%

Конец года:

Высокий уровень______________ детей ________________%

Средний уровень______________детей ________________%

Низкий уровень_______________ детей ________________%

Дата:____________                      Подпись____________/_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств

В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного  дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

4. Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей

Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей...