Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Галькевич Дарья Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu_starsh.gruppe.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

«Куда спряталась осень?»

Выполнила: Галькевич Д.Д.,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Машенька»

Тамбов

Тема: «Куда спряталась осень?».

Цель: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

Задачи:

Образовательная: закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.

Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Словарная работа: ивовый, кленовый, осиновый, дубовый, каштановый, рябиновая, березовый, липовый, тополиный, хвойным деревьям, лиственные деревья, листопад, сыроежка, мухомор, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, лисички, белый гриб, масленок, перелетные птицы.

Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная.

Предварительная работа: игра «Подбери листок к нужному дереву», отгадывание загадок про грибы, рассматривание картинок «Перелетные птицы»; наблюдения за живой природой на прогулке; рассматривание иллюстраций о лесе; наблюдения за деревьями на территории ДОУ.

Материалы и оборудование: письмо, конверт, компьютер, касса, презентация, иллюстрации картин об осени, осенние листья, картинки грибов, иллюстрации деревьев (дуб, береза, рябина, клен), круги красного и зеленого цвета, деревья, грибы; запись звуки осеннего леса, звук улетающих птиц, звук машины.  

Ход ОД.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Сегодня я нашла у входа в детский сад письмо. На конверте указан адрес: Детский сад  «Машенька», ребятам группы №7. Кому значит это письмо?

Дети: Нам.

Воспитатель: Письмо пришло от Незнайки. Я вам сейчас его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята! Я, Незнайка, знаю, что вы очень умные, смелые и добрые ребята. Я хочу попросить у вас помощи. Дело в том, что я поссорился с друзьями: одни говорят, что наступила осень, что уже становится холодно. А другие говорят, что осень к нам еще и не заглядывала. Помогите нам, пожалуйста, разобраться, наступила ли осень, или нет?».

Воспитатель: Ну что, ребята, сможем ли мы помочь Незнайке и его друзьям? Соберем для них доказательства? (Да) И отправимся мы с вами в путешествие в лес. А на чём можно путешествовать?

Дети: Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.

Воспитатель: А на чем я вам предлагаю отправиться в путешествие, вы узнаете из загадки.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус).

Воспитатель: Для того чтобы сесть в автобус, нам необходимо приобрести билет. А вот и касса. (Дети приобретают билеты).

А билеты у нас не простые! Какие они?

Дети:  В виде листьев разных деревьев.

Воспитатель: Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.

Например: У меня лист с ивы, он какой? – ивовый и т.д.

Дети: У меня лист с клёна – кленовый

У меня лист с осины – осиновый

У меня лист с дуба – дубовый

У меня лист с каштана – каштановый

У меня ветка рябины – рябиновая

У меня лист с березы – березовый

У меня лист с липы – липовый

У меня лист с тополя – тополиный

Воспитатель: Молодцы! Ну, что в путь! (воспитатель вместе с детьми рассаживается в автобусе) Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь?

Дети: Вперёд.  

Воспитатель: А потом поедет быстро - куда отклонитесь?

Дети: Назад.

Воспитатель: Поедет по кочкам, что будем делать?

Дети: Будем подпрыгивать на сиденьях.

(Водитель «трогается», включить звук машины. По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад).

Воспитатель: Вот и приехали! (запись звуки осеннего леса) Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг. А как вы думаете, какое время года в нашем лесу? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Какие деревья вы видите?  

Дети: Елки.

Воспитатель:  К какому виду деревьев они относятся?

Дети: Хвойным деревьям.

Воспитатель:  Назовите, какие еще хвойные деревья вы знаете.

Дети: Ель, сосна.

Воспитатель: А мы можем определить по хвойным деревьям, какое время года? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Все ли деревья сбрасывают листья осенью?

Дети: Только лиственные.

Воспитатель:  Я предлагаю присесть на стульчики и рассмотреть эти деревья.

Воспитатель: Я буду показывать, а вы называйте лиственные деревья. (Дуб, берёза, осина, каштан и др.) - на компьютер выводится изображение лиственных деревьев.

Воспитатель: А когда они сбрасывают листья?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что вы видите? Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Воспитатель:  Давайте вспомним, какие листики бывают осенью?

Дети: Желтые, красные, оранжевые, зеленые, багряные.                                                                      

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, листочки ветром занесло. Давайте мы с ними поиграем. Каждый возьмите по одному листочку и наденьте на пальчик. Встаньте в круг. А теперь все улыбнулись, веселый язычок выглянул, и легко подули на кончик язычка. А теперь давайте подуем чуть сильнее. И еще раз подули на кончик язычка. Молодцы!

 Воспитатель: Послушайте следующее задание. Внимательно посмотрите на свой листик.  А теперь прикрепите листочки к нужному дереву (на доску вешаю изображение дуба и березы).                  

Воспитатель: Давайте проверим. Почему вы не прикрепили (прикрепили) свои листочки? (ответы детей)

Воспитатель: Поиграем еще раз? Представьте, что вы тоже листочки. Ветерок подул, листочки закружились (мешаю листочки, на доску вешаю изображение рябины и клена).

Воспитатель: Ветер стих. Возьмите по одному листочку и прикрепите его к нужному дереву. Давайте проверим. Почему вы не прикрепили (прикрепили) свои листочки? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами нашли первое доказательство - деревья осенью сбрасывают листву.

Воспитатель: Я вам предлагаю прогуляться по нашему лесу.  А чем богат наш лес?

Дети: Грибами.  

Воспитатель: Какие бывают грибы?  

Дети: Съедобные и несъедобные.

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Съедобный – несъедобный», а заодно и проверю, знаете ли вы грибы.                            

Игра «Съедобный – несъедобный» (на ковре сидим)

Воспитатель: Я вам буду показывать картинку гриба, а вы мне называете его и если он съедобный, то поднимаете зеленый круг, а если несъедобный, то красный круг.            

Слова для игры: сыроежка, мухомор, подберезовик, бледная поганка, опята,

подосиновик, лисички, белый гриб, масленок.

Воспитатель: Ребята, столько много грибов когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Вот мы нашли второе доказательство – осенью в лесу много грибов.

(Включается звук улетающих птиц)

Воспитатель: Что это за звуки?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Такой звук издают птицы, когда улетают. Куда они улетают?

Дети: В теплые края, на юг.

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Почему эти птицы улетают от нас?

Дети:  Эти птицы питаются насекомыми, а осенью насекомых нет.

Воспитатель: Да, осенью насекомые исчезают, наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края. Вот мы нашли третье доказательство – осенью птицы улетают в теплые края. Представьте, что мы птицы.

Физкультминутка:

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, Покачивание головы вправо-влево)

Вместе собрались,

Стаей назвались. (Дети встают в круг, Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,

На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)

Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

Воспитатель: Давайте вспомним, какие доказательства мы с вами уже нашли (ответы детей) Я вам предлагаю сейчас вместе рассказать об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте (на ковре сидим)

Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).

Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).

Осенью часто идут … (дожди).

Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).

Осенью листья опадают, начинается … (листопад).

Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).

Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).

Осенью в лесу собирают … (грибы).

Осенью люди надевают … (тёплую одежду).

Осенью в домах топят …(печки).

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Как много еще доказательств о том, что сейчас осень, мы с вами нашли.

Воспитатель: Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Я сейчас вам прочитаю стихотворения, а вы скажите, про какой осенний месяц идет речь.                

 

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

 Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Смолкли птичьи голоса.

 Медведь в спячку завалился…

Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало.

Падает то дождь, то снег,

 А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц, подскажи?  

Воспитатель: Сколько всего осенних месяцев?

Дети: Три.

Воспитатель: Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

Воспитатель: Молодцы! Ну, вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться назад в детский сад. Занимаем места в автобусе.

(Повторяется игра: по команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!»).

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Мы с вами много говорили об осени и собрали много доказательств. Отправим их Незнайке и его друзьям?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала давайте проверим, ничего мы не забыли, не оставили в лесу.

(показ картинки – дети называют примету - в конверт) Молодцы! Теперь Незнайка и его друзья узнают, что осень наступила! А я вечером письмо отправлю.

Воспитатель: Вам понравилась наше путешествие? Что понравилось больше всего? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде»           Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...