Организованно-образовательная деятельность по программе «Истоки» в средней группе на тему «Домашнее тепло».
план-конспект занятия (средняя группа)

Алёшина Наталия Александровна

Данное занятие направлено на формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким, а также на обогащение у детей представление о дружной семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_domashnee_teplo.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Организованно-образовательная деятельность по программе «Истоки» в средней группе на тему «Домашнее тепло».

Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации: Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик»  Алатырского района Чувашской Республики

Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего конспект ООД: Алёшина Наталия Александровна

Возрастная дошкольная группа: 4-5 лет.

Месяц проведения: октябрь

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: «Родной очаг»

Тема ООД: «Домашнее тепло», занятие № 2.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: дальнейшее освоение социокультурной   категории «Семья».                                         

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.
  • Обогатить у детей представление о дружной семье.

Развивающие:

  • Развитие умения слушать друг друга.
  • Развивать у детей способность поддерживать тепло родного очага, желание заботиться о своих близких.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и чувство благодарности своим родным.

Формы организации:  групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: ресурсный круг.

Оборудование или материал к ООД: книга «Дружная семья» (Книга 1 для развития детей дошкольного возраста – 4-5 лет), синтезатор, бумажные блинчики, детская сковорода.

Предварительная работа по плану интеграции:  работа с родителями по второй части книги для развития «Дружная семья», знакомство детей с второй частью книги для развития «Дружная семья», рассматривание иллюстраций по теме, разучивание пословиц о семье, чтение рассказа Л.Нечаева «Семеро по лавкам», разучивание русской хороводной игры «Как у бабушки Ларисы» и пальчиковой игры «Семья».

Место проведения: музыкальный зал.

Ход ООД:

  1. Присоединение

Дети входят в зал и садятся на стульчики, которые расставлены по кругу.

Воспитатель:  

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я с вами хочу поговорить на одну очень важную тему, попробуйте отгадать загадку,  и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Воспитатель: А как вы думаете, что же такое семья?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы вы смогли лучше понять, что такое семья, я хочу вам прочитать стихотворение Т. Петухова[1]:

Семья! Начало всех начал,

В душе всегда оставит след,

Родился где и возрастал,

Любовью нежной был согрет!

В семье глава всегда отец,

Союз двух любящих сердец

Способен сохранить свою

В любые годы всю семью!

Среди житейских всех тревог,

Им помогает в этом Бог!

Воспитатель: Ребята, какой видит семью автор данного стихотворения?

Ответы детей.

Воспитатель: Семья- это мир самых близких, родных людей.

У каждого из вас есть семья. Она может быть большая или маленькая.

Я предлагаю вам вспомнить всех членов семьи, поиграв в пальчиковую игру «Семья».

Проводится игра. Дети загибают по очереди пальчики, а на последней фразе показывают обе ладони.

Воспитатель проговаривает слова вместе с детьми:

Этот пальчик – дедушка[2],

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик - Ванечка        

Этот пальчик – Танечка,

Этот пальчик – Манечка,

Этот пальчик – Оленька,

Этот пальчик – Коленька,

Этот пальчик это Я.

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Молодцы! Всех членов семьи вспомнили, никого не забыли. А еще мы с вами знаем очень хорошее стихотворение, которое называется «Веселая забота». Давайте все вместе дружно его расскажем.

Папа для мамы сажает цветок.

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит Катины платья.

Катя стирает панамки для братьев,

Братья для всех мастерят самолёт.

Весело в доме работа идёт!

А почему? Это дело понятное:

Весело делать друг другу приятное.

Воспитатель: Вот как в этой семье все заботятся друг о друге. Ребята, а как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а вам приятно, когда о вас заботятся родные? А самим приятно заботиться о близких?

А сейчас я предлагаю вам подумать над смыслом пословиц о семье. Мне интересно знать, как вы их понимаете.

  1. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  2. Не нужен клад, когда в семье лад.
  3.      Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно сказали.

А скажите, пожалуйста, ребята, вы помогаете своим близким?

Ответы детей.

Воспитатель:  А бабушке помогаете? А хотите сейчас помочь бабушке Ларисе по дому?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам встать в круг и сыграть в русскую народную игру «Как у бабушки Ларисы[3]».

Дети становятся в круг, под аккомпанемент музыкального руководителя проводится игра. Дети идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Было семеро детей,

Было семь дочерей

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

Показываются движения, имитирующие труд женщин (шитье, глажка, уборка). Дети повторяют движения и угадывают.

  1. Активное занятие

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю вспомнить рассказ Л.Нечаева «Семеро по лавкам».

Воспитатель читает рассказ Л. Нечаева «Семеро по лавкам».

 «У тёти Зины семеро детей – все девочки: Ира, Оля, Лена, Таня, Вера, Надя и Катя. Живут они в половине деревянного дома.

Живут бедно: стол да кровати. Сапожки, одёжку друг за дружкой донашивают.

А весело у них: старшая, Ира, стоит у плиты, печёт блины. К Ире очередь: Оля, Лена, Вера, Надя и Катя. Стоят смирно. Каждая свой блин ждёт. Ещё и пёс Волчок стоит, слюнки сглатывает. И котёнок Маркиз, сидя, дожидается.

Вот Ира подаёт первый блин Оле, а Оля передаёт Лене, а Лена Тане, а Таня Вере, а Вера Наде, а Надя – самой маленькой, Кате. А Катя откусит кусочек, даст Волчку да Маркизу, а потом и сама ест.

Тут и мама с работы возвращается – и ей блин достаётся.

И соседка, тётя Наташа, в дверь заглянет – и ей блин подносят.

А последний блин на сковородке остаётся. Папин. Папа придёт с работы  ночью, увидит блин, улыбнётся, обойдёт на цыпочках все кровати. Всех перецелует.

А в доме тихо, такой мир, такое счастье… »

Воспитатель: Понравился вам этот рассказ?

А хотите мы его сейчас с вами разыграем?

Дети: Да.

Тогда распределим роли.

Воспитатель распределяет роли, дети инсценируют рассказ с помощью воспитателя с заранее приготовленными атрибутами.

Воспитатель: Понравилось вам разыгрывать сценку?

Дети: да

Воспитатель: Вы - настоящие артисты!

Ресурсный круг:

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, вам понравилась эта семья из рассказа?

Дети: да.

Воспитатель: А чем вам понравилась семья, о которой мы узнали?[4]

 (Первым говорит ребёнок, сидящий слева от воспитателя, он далее передаёт слово по кругу.)

Воспитатель:  Спасибо, ребята, за интересные ответы!

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Скажите, а захотелось ли вам рассказать об этой семье своим близким? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека, ее нужно беречь и ценить, потому что ничто не сможет нам заменить тепло родных людей.

 Дома вы можете вместе со своими родителями оформить страницу альбома «Домашнее тепло» и передать им все тепло, которое здесь получили.  

Возьмемся за руки и еще раз ощутим наше тепло, передавая его друг другу.

 Спасибо вам, ребята, за такую душевную беседу!

Список методических пособий:

  1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки», 2016., под ред. И. А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова, с. 224.
  2. Истоковедение. Том 17.  – М.: Издательский дом «Истоки», 2021, под ред. И. А. Кузьмина, О.С. Абрамовой, с. 216.
  3. «Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет) под ред. проф. И.А. Кузьмина, с. 28.
  4. «Дружная семья. Развитие речи». Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет) под ред. И. А. Кузьмина, с. 27.
  5. «Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет).


[1] .«Дружная семья. Развитие речи». Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет) под ред. И. А. Кузьмина, с. 27.

[2] .«Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста(4-5 лет) под ред. проф. И.А. Кузьмина, с. 14.

[3] . .«Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет) под ред. проф. И.А. Кузьмина  , с. 25.

[4] Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки», 2016., под ред. И. А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова, с. 166.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»

Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и птицы»

Методическая разработка на тему: «Домашние животные и птицы». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и пти...

Организованная образовательная деятельность по программе «Истоки» в младшей группе на тему «Любимый образ»

Организованная образовательная деятельность по программе «Истоки» в младшей группе на тему «Любимый образ»...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» с средней группе на тему «Дружная семья»

Задачи:Образовательные: помочь освоить и осмыслить социокультурную категорию «Родной очаг», приобщить к семейным ценностям и традициям семьи, формировать  понимание необходимости друж...

Конспект образовательной деятельности по программе «Вдохновение» в средней группе на тему: «Зима»

Сегодня у нас работает три центра (искусства, математики и познания) - В центре искусства Сегодня мы с вами будем создавать зимний лес с помощью природного материала (веточек деревьев,) клея, ваты и ...

непосредственно-образовательная деятельность по «Речевому развитию» в средней группе на тему «Домашние животные»

ООД соответствует интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитательным задачам. Формирование знаний детей на протяже...

Организованная образовательная деятельность по программе «Истоки» в младшей группе на тему «Любимый образ»

Месяц проведения: январьТема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: «Образ»Тема ООД: «Любимый образ», социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образо...