Работа с родителями
учебно-методический материал

Щелкунова Анна Германовна

Представлена анкета на знакомство с родителями и деловая игра с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa.docx11.11 КБ
Файл delovaya_igra_s_roditelyami.docx17.27 КБ
Файл rabota_s_semyoy.pptx585.54 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на ряд вопросов с целью общего знакомства с Вашей семьёй для дальнейшего сотрудничества.

ФИО ребёнка  и дата рождения

_____________________________________________________________________________________

ФИО  матери (законного представителя) дата рождения

_____________________________________________________________________________________

ФИО отца (законного представителя)  дата рождения

_____________________________________________________________________________________

1.Члены семьи проживающие на одной площади?

_____________________________________________________________________________________

2.Есть ли в Вашей семье традиции? Какие?  

_____________________________________________________________________________________

3.Приобщаете ли Вы своего ребёнка к семейным традициям? Как?

_____________________________________________________________________________________

4.Есть ли Вашей семье увлечения и хобби? Какие?

_____________________________________________________________________________________

5.Приобщаете ли Вы своего ребёнка к семейным увлечениям? Как?

_____________________________________________________________________________________

6. Готовы ли Вы поделиться своим семейным опытом воспитания ребёнка? Если да,поясните как

_____________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Деловая игра.

«Воспитание  положительных взаимоотношений между родителями и детьми»

Цель: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

План игры

Сообщение темы, цели, правил игры.

Распределение ролей (воспитатель, родители, оценочная группа)

Ход игры.

Обсуждение игры.

Ход игры

Вступительная беседа с родителями.

«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».

Эта мудрость известна всем. И сегодня мы поговорим с вами о взаимоотношениях между взрослым и ребенком. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают. Вопросов в воспитании детей возникает много. И если учесть, что ваша роль в воспитании детей незаменима, то эти вопросы не могут не интересовать вас.

Предложенный тест дополнит ваше представление о себе, как о родителе.

Вопросы

Можете ли вы:

В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?

Поставить себя на место ребенка?

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

Рассказать поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном положении?

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?

Не проигнорировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто обидел другого ребенка?

Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ответы

А – Могу и всегда так поступаю.

Б – Могу, но не всегда так поступаю.

В – Не могу.

Посчитайте очки:

Ответ «А» - оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - оценивается в 2 очка.

Ответ «В» - оценивается в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 90 очков:

Ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания. Вы действуете правильно и можете надеяться на лучшие результаты.

Если вы набрали от 16 до 30 очков:

Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

А теперь, кто набрал от 30 и более очков, прошу занять места «консультантов», сегодня вы поможете ответить на ряд вопросов о воспитании детей. Ответы на вопросы можете обсуждать сообща, отвечать можно по договоренности. Остальные родители могут задать дополнительные вопросы, высказать свое несогласие или предложить свой вариант ответа.

«Консультативная группа» занимает места за столом. Вопросы и ситуации либо лежат на столе, либо задаются из «диспетчерского пункта».

Педагогическая ситуация

Вот что рассказала одна мама: «Мой сын – такая кроха, но уже неслух. Делает так, как ему хочется. Говоришь ему ласково «Ванечка, нельзя». Смеется и продолжает. Начнешь повышать тон, пугливо озирается, но продолжает свое дело. Теряю голову и не знаю, как к нему подойти».

Ответ

Сплошь и рядом взрослые недостаточно внимательно и вдумчиво относятся к поведению ребенка, мало считаются с его интересами и потребностями, вместо того, чтобы удовлетворить их, ограничиваются запрещением или шлепками. В зависимости от ситуации ребенка можно попытаться отвлечь игрой или игрушкой.

Педагогическая ситуация

Леночка, подошла к шкафу, ее заинтересовал блестящий ключ, она начала его крутить, он упал на пол. Услышав это мама отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мама оправдывалась: «Должна же она слушаться». Какие особенности детей этого возраста следует учитывать? Как следует предотвращать подобные конфликты?

Ответ

Родителям следует считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения ребенка и большой любознательностью. Чтобы предупредить нежелательные поступки и в то же время избежать частых запретов надо:

- убрать все то, до чего ребенок может добраться и что может быть опасно, что он не должен трогать.

- стремиться, чтобы ребенок чаще был на улице, где он может удовлетворить свои потребности в двигательной активности.

- никогда не давать ребенку делать то, что потом будет запрещаться.

Педагогическая ситуация

Запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю «нельзя», обычно он выполняет требование, но иногда вдруг нарочно начинает делать то, что я ему запрещаю, причем смотрит в глаза и делает то, что ему запрещено. Почему?

Ответ

Можно предположить, что лукавый взгляд ребенка, заглядывание в глаза матери, вызывает у нее улыбку, и ребенок чувствует негласное поощрение матери. Поэтому очень важно слово «нельзя» говорить серьезным тоном, не допуская непослушания. При этом все взрослые члены семьи должны быть едины в своих требованиях.

Блиц – вопросы (задают родители из зала, «консультанты» отвечают без подготовки.

Вопрос

Как прекратить сексуальные игры детей?

Ответ

Нельзя унижать, запугивать малыша, если интерес усилился надо обратится к врачу.

Вопрос

В каких случаях надо поощрять ребенка?

Ответ

Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает педагогическую ценность, но и развивает в ребенке исключительность, превосходство, стремление поступать на показ.

Вопрос

Почему говорят «Дети – зеркало родителей»?

Ответ

Дошкольник склонен к подражательности, поэтому он копирует поведение родителей, их привычки.

Итог

Общаясь с ребенком вы прививаете ему навыки культуры общения. А поскольку дети склонны к подражательности, вам, взрослым нужно быть эталоном для подражания. Ребенок копирует ваши жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки. Он может следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрицательному примеру. Все, что вы видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от вас.

Поэтому:

- будьте требовательны, но уважайте в ребенке развивающуюся личность;

- отношения стройте на любви, уважении и доверии к ребенку;

- уважительно относитесь к детским интересам и потребностям;

- изучайте индивидуальные особенности ребенка и сохраняйте его индивидуальность, очень важно, чтобы он был не похож на других, проявляйте интерес к его деятельности;

- старайтесь почувствовать его эмоциональное состояние, тогда для ребенка на всю жизнь вы будете настоящим другом;

- общение с родителями жизненно необходимо ребенку для развития личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с родителями Выполнила: Сметанина Анна Германовна Группа 6355

Слайд 2

Формы работы с родителями Примерная анкета ; « Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком»разработанный Е. И. Захаровой; Различные беседы ; Практикумы ; Упражнения ; Викторины .

Слайд 3

Примерная анкета 1 . Что для Вас означает выражение «Уметь учиться в школе» 2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? Если да, то в чем она проявляется? 3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы : усилите требовательность и контроль, возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите своё участие. 4. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? Почему Вы так считаете? 5. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у вас интерес?

Слайд 4

Практикум «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника» Цель : обсуждение точек зрения родителей и педагогов на роль семьи в период предшкольной подготовки. Игровое упражнение «Мой образ ребенка – первоклассника » Родителям предлагается выбрать из набора игрушек : Чипполино , Буратино, Карлсон , Красная Шапочка, разные домашние и дикие животные. В объяснении своего выбора выделить черты, присущие данному персонажу, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев родителей вопрос: от кого или от чего зависит нормальное эмоциональное самочуствие в семье накануне школы? Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение » Ведущий по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения : «Для меня предложение «хорошо учиться в школе» означает…». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения. Начало предложения можно менять в зависимости от цели. Ролевое проигрывание проблемных задач Предлагаются проблемные задачи (из книги Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии).

Слайд 6

Практикум « Полезные игры» Педагог играет с родителями в игры , в которые рекомендует играть с детьми в рамках подготовки к школе. «Отгадай название сказки» «Назови сказочного героя с необычным внешним видом» «Узнай сказочного героя по мимике и жестам» «Изобразим сказку символом» «Волшебная палочка феи Словарины » (был домом, стал маленьким домиком, стал большим домищем) «Скажи наоборот» «Кто где живет» « Что лишнее» «О методах воздействия на ребенка в семье» (практикум) Родители берут карточки , на каждой из которых приведен один из методов воздействия. Родители читают текст и приводят примеры, иллюстрирующие указанный метод, оценивают его как положительный или отрицательный. Методы воздействия на поведение ребенка. Приказание, распоряжение, команда, угроза, нотация, советы, логическая аргументация, наставление. Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка. Негативная оценка, осуждение, наклеивание ярлыков, высмеивание, похвала, позитивная оценка личности. Методы воздействия, отвлекающие внимание ребенка от проблемы. Утешение, успокаивание, отвлечение, переключение внимания .

Слайд 7

Упражнение «Найди нужное » Цель : заменить негативную фразу на позитивную. • У тебя никогда ничего не получается • Твое мнение никого не интересует • Не твоего ума дело И другие подобные фразы Тематические выставки литературы для родителей будущих первоклассников . Постоянно действующий стенд, где выставляется литература, которую родители берут на время домой для изучения. Согласитесь, не каждый родитель будет искать специальную литературу, а вот «готовую» берут практически все. В результате польза как родителям , детям, так и воспитателям.

Слайд 8

Примерная тематика встреч с родителями будущих первоклассников: 1 . Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника. 2. О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника 3. О пользе игры для социального взросления ребенка 4. Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком 5. Игры в семье на познавательные темы 6. Как обогащать чувственный опыт ребенка 7. Домашняя подготовка к школе в играх 8. Воспитательный потенциал книги и приобретение книг для детской домашней библиотеки. 9. Свободное время семьи для художественного творчества. 10. Как воспитывать у ребенка критичное выборочное отношение к телевизионным передачам.

Слайд 9

Познавательные викторины для детей и взрослых • «Знатоки природы» • « Веселое азбуковедение » • « Все на свете посчитаем» Цели викторин : вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей .

Слайд 10

Литература «Организация работы с родителями будущих первоклассников в ДОУ» Эргеева Г. Д. Г. Ефремов https:// www.maam.ru/detskijsad/rabota-s-roditeljami-buduschih-pervoklasnikov.html

Слайд 11

Вопросы Какая форма работы на Ваш взгляд наиболее успешная в предшкольном сопровождении детей старшего возраста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...