«Современные формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста»
статья

Сазонова Ольга Борисовна

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad3.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста»

 

        Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В связи с этим назрела необходимость разработки модели процесса экологического развития детей дошкольного возраста, отличающихся от традиционных подходов, разработки форм и методов по экологическому развитию детей.

ФГОС ДО закрепил позицию экологического образования дошкольников. Согласно данному документу в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

В связи с этим, одним из приоритетных направлений в работе нашего  ДОУ является экологическое воспитание детей. В нашем учреждении  построена целостная  система экологического образования, основанная на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Над формированием  у детей дошкольного возраста начал экологической культуры я работаю на протяжении 12 лет. Моя работа по данному направлению тесно связана с целями и задачами нашего дошкольного учреждения.

Цель:     Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.   

Задачи:

  • Учить детей: понимать самоценность природы; осознавать себя, как часть природы.
  • Формировать у детей: понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе;  умение рационально использовать природные богатства; эмоционально – положительное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать:  уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; активную жизненную позицию.
  • Обучать азам экологической безопасности.
  • Подводить детей к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Основная часть

         Экологическое воспитание дошкольников, организованное в нашем ДОУ— это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, который  осуществляется в  совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной  деятельность детей,  в ходе режимных моментов,  организованной образовательной деятельности, игровой, продуктивной.

          Экологическое воспитание дошкольников мною реализуется  через такие виды деятельности: наблюдения; опыты; исследования; игры; труд; художественно-эстетическая практика; знакомство с природоведческой литературой; занятия физкультурой и спортом.

Стремлюсь  по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Привлекаю детей к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

          Организуя работу по экологическому воспитанию, использую педагогические технологии и методы:

  • Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология.

  • Технология развивающего обучения, направленная на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия.

  • Технология проблемного обучения, позволяющая выработать у ребенка

умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения проблемных задач.

 • Метод наглядного моделирования.

 • Метод поисковой деятельности.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

 • Компьютерные технологии.

 • Технология проектирования.

Данные педагогические технологии и методы стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, что как следствие, ведет за собой сохранность физического и психического здоровья. В результате чего у детей повышается познавательная активность, заинтересованность, любознательность.
Нами были реализованы долгосрочные проекты,  длительностью 1 год:

-Проект «Формирования экологической культуры у детей 4 -5 лет средствами художественной литературы» 

Цель: Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы средствами художественной литературы.

-Проект «В гостях у природы»(для детей 6 -7 лет). 

 Цель данного проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно – следственных связей в окружающем мире; формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

И  краткосрочные проекты: «Вода вокруг нас», «Зимующие птицы», «Здравствуй, дерево», «Секреты воды», «Чистый мир» и другие.

Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.             Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека. В работе с родителями использую различные методы работы. Совместно с родителями принимали участие в акциях: «Покормите птиц зимой», «Берегите, дети, ёлку», «Украсим  свой участок», «Подари цветок детскому саду» и др.

Одна из форм работы экологического воспитания являются праздники

и развлечения. Стало традицией проводить праздник «День Земли», использую различные игры, викторины, конкурсы.

Много времени уделяю наблюдениям, целевым прогулкам, экскурсиям в природу, что позволяет детям пополнить их запас знаний по экологическому воспитанию.

Работа в данном направлении показала положительные результаты в экологического воспитания дошкольников.

У детей:

отсутствует отрицательная динамика в  состоянии здоровья;

Сформированы:

- система представлений об окружающем материальном мире;

- осознание ребенком себя, как части природного мира;

- представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия;

- знания природоведческого и природоохранного характера, основ планетарного экологического сознания.

У родителей:

Сформировано позитивное отношение к воспитательно – образовательному процессу не только в ДОУ, но и дома.

Заключение

       Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе была и есть весьма актуальной. Ведь общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, нравственное значение. Поэтому у дошкольников нужно формировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание к ней.

       Результаты проведенной работы говорят о том, что используемые методы и приемы поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество нас как воспитателей и родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.

      Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Список литературы:

1.   Агавелян М. Г.,  Данилова Е. Ю. , Чечулина О. Г.  . «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». - М., 2009 г.

2.  Иванова Л. И.. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М., 2004 г.

3 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.

4.  Сборник методических материалов по экологии, Тамбов «Бионика», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Без сомнения, и раньше с помощью обычных иллюстрированных картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмот...

Формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое вoспитание способствует формирoванию духовных и нравственных ценностей. Так же  онo способствует развитию наблюдательности и практического oпыта по ухoду за растениями и живoтными; ...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей «Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Презентация поможет повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах экологического воспитатания детей дошкольного возраста....

«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...

Методы и формы реализации экологического воспитания детей дошкольного возраста

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы о...

Современные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений....