Дополнительный материал по теме "Откуда хлеб пришел"
учебно-методический материал

Головкова Ирина Николаевна

Дополнительный материал  предназначен для воспитателей   при  подготовке к тематической неделе "Откуда хлеб пришел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnyy_material_otkuda_hleb_prishel.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительный материал по теме «Откуда хлеб пришёл».»

  Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): булка (какая) – … пирог (какой) — …

Назови ласково: булка – булочка,   колос,  зерно, хлеб,  сухарь, пряник,

 Образуй признаки (от предметов): хлеб – хлебный,

пшеница — пшеничный,  рожь — ржаной

 Один – много (множественное число существительных): батон – батоны

колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

 Есть – нет (родительный падеж единст. числа): батон – нет батона

колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

Посчитай: Один колос, два, три, четыре…., пять… Одна мельница,

две, три, четыре, пять…

 Игра «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Игра «Самый умный» (образование относительных прилагательных)

Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука из ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

 Игра «Доскажите вторую часть пословицы» (развитие связной речи)

* Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)

* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

* Хлеб – всему … (голова).

 

Игра «Доскажи словечко» (подбор рифмы)

Зерно, скорее созревай, испечём мы (каравай).

Для больших и малышей, будет много (калачей).

Для маленькой публики свяжем в вязку (бублики).

Всем без исключения – Вкусное (печенье).

Наберём зерна мы вволю на пшеничном зрелом… (поле).

 Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу» (образование падежных форм существительных)

Я знаю пословицу о …. (хлебе).

Мама купила пшеничный …. (хлеб).

Дети едят суп с … (хлебом).

Ваня пошел в магазин за … (хлебом).

Я не люблю есть суп без …. (хлеба).

У меня дома нет … (хлеба).

Игра «Каким бывает хлеб?» (подбор прилагательных к существительному)

Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …

Игра «Какой хлеб?» (подбор прилагательных к существительному)

Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.

Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.

«Назови ласково»

Дидактическая задача. Закрепить умение детей образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Воспитывать уважение к хлебу.

Игровое действие. Выкладывание. Называние.

Материал. Хлебобулочные изделия или их муляжи, хлебница.

Ход игры

Педагог по очереди достаёт из хлебницы хлебобулочные изделия, называет их и просит детей сказать, как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один? Дети называют продукт во множественном числе. Затем педагог предлагает детям назвать каждый продукт «ласково».

Лексический материал:

Пряник - пряники - пряничек.      Плюшка - плюшки - плюшечка.

Булка - булки - булочка.                 Крендель - кренделя - кренделёк.

Батон - батоны - батончик.

Сухарь - сухари - сухари

«Угадай, что загадала?»

Дидактическая задача. Развивать умение детей понимать смысл загадок; угадывать хлебобулочное изделие по описанию и называть его.

Игровое действие. Угадывание. Называние.

Материал. Картинки с изображением хлебобулочных изделий.

Ход игры

Педагог читает загадку, просит детей назвать хлебобулочные  изделия и выставить картинку.

«Что сначала, что потом?»

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать причинно- следственные связи.

Игровое действие. Последовательное выкладывание схем.

Объяснение.

Материал. Схемы с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба. Картинки-схемы с изображением продуктов, необходимых для приготовления хлебобулочных изделий (соль, сахар, масло,  яйцо, молоко, вода, яблоки, капуста)

Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол.

Что делают вначале? (Сеют зерно.) Что происходит потом? (Из  зерна вырастают колоски.)

После того как дети последовательно выложат схемы, педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для

приготовления вкусного теста. Выложить схемы, объяснить свои действия.

Игра «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Игра «Какой хлеб?» (подбор прилагательных к существительному)

Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.

Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.

 «Назови семью»

Дидактическая задача. Упражнять детей в образовании родственных   слов.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог спрашивает и бросает мяч ребёнку. Ребёнок отвечает  и возвращает мяч.

Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.) Назовите крошки хлеба.  (Хлебные крошки.) Как называется посуда для хлеба? (Хлебница.)

Назовите человека, который выращивает хлеб? (Хлебороб.) Человек,

который печёт хлеб? (Хлебопёк.) Как называется прибор для резания  хлеба? (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод!)

«Булочная»

Дидактическая задача. Побуждать детей самостоятельно   определять принцип классификации предметов и на его основе

находить предмет, не соответствующий этому принципу. Способствовать развитию логического мышления, сообразительности.

Игровое действие. Нахождение. Объединение. Объяснение

Материал. Картинки с изображением хлебобулочных изделий, овощей, молочных продуктов.

Ход игры

Детям предлагается из набора схем выбрать схемы с изображением   тех продуктов питания, которые продаются в булочной.

Предложить назвать магазины, в которых продаются другие продукты питания.

Игровые технологии

«Булочная»

Дидактическая задача. Учить детей различать и объединять продукты питания.

Игровое действие. Нахождение. Объединение. Объяснение.

Материал. Картинки с изображением хлебобулочных изделий, овощей, молочных продуктов.

Ход игры

Педагог предлагает детям из набора картинок выбрать картинки с изображением тех продуктов питания, которые продаются в булочной.

«Назови по образцу»

Дидактическая задача. Упражнять детей в словообразовании относительных прилагательных.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог даёт ребенку речевой образец. Поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле. Затем задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Ребёнок возвращает

мяч и даёт ответ.

Лексический материал:

Поле, на котором выращивают пшеницу? Колосок пшеницы? Колосок ржи? Мука из пшеницы? Мука из ржи? Хлеб из пшеницы? Хлеб из ржи? Тесто из пшеничной муки? Тесто из ржаной муки?

«Откуда хлеб пришел?»

Дидактическая задача. Уточнение и расширение знаний детей

по теме.

Игровое действие. Последовательное выкладывание картинок.

Объяснение.

Материал. Картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба. Картинки с изображением продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий: соль, сахар, масло, яйцо, молоко, вода, яблоки, капуста и т.п.

Ход игры

Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол.

Что делают вначале? (Сеют зерно.)

Что происходит потом? (Из зерна вырастают колоски.)

После того как дети последовательно выложат картинки, педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для приготовления вкусного теста, различных хлебобулочных изделий. Выложить картинки, объяснить свои действия.

«Назови ласково»

Дидактическая задача. Закрепить умение детей образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Воспитывать уважение к хлебу.

Игровое действие. Выкладывание. Называние.

Материал. Хлебобулочные изделия или их муляжи, хлебница.

Ход игры

Педагог по очереди достаёт из хлебницы хлебобулочные изделия, называет их и просит детей сказать, как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один? Дети называют продукт во множественном числе. Затем педагог предлагает детям назвать каждый продукт «ласково».

Лексический материал:

Пряник - пряники - пряничек.

Булка - булки - булочка.

Батон - батоны - батончик.

Сухарь - сухари - сухарик.

Плюшка - плюшки - плюшечка.

Крендель - кренделя - кренделёк.

Пирог - пироги - пирожок.

 «Булочная»

Дидактическая задача. Учить детей различать и объединять продукты питания.

Игровое действие. Нахождение. Объединение. Объяснение.

Материал. Картинки с изображением хлебобулочных изделий, овощей, молочных продуктов.

Ход игры

Педагог предлагает детям из набора картинок выбрать картинки с изображением тех продуктов питания, которые продаются в булочной.

Д/игра «Для чего нужны…»

- Лопатой копают землю.

- Трактор нужен, чтобы вспахать поле.

- Комбайн убирает зерно.

- Косой можно косить сено.

Д/и "Один- много".

Трактор - трактора.

Сеялка - сеялки.

Лопата - лопаты

Краска - краски.

Лейка - лейки.

Кисть - кисти.

Дерево - деревья.

Кустарник - кустарники.

Цветок - цветы.

Помидор - помидоры

Огурец - огурцы.

Парник - парники.

Теплица - теплицы.

Упражнение « И я буду»

(договори предложение до конца по образцу)

Мама моет, и я буду мыть.

Брат копает, и я буду копать.

Папа пилит, и я буду пилить

Галя поливает, и я

Витя убирает, и я…

Надя гребёт, и я…

Вова рубит, и я…

Бабушка сажает, и я

Таня сеет, и я …

Ваня белит, и я…

Павел обрезает, и я…

Игра «Один — много

Лопата – много лопат

Теплица – много … _____

Грядка – много … _____

Огород – много … ____

Сад – много … ____

Парник – много …

Подвижная игра «Веснянка»

Ход игры.

Солнышко, солнышко,

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

 Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей,

«Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,

Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

******

Пальчиковая гимнастика «Каша»

Каша в поле росла,

Поднимают руки вверх, шевелят    пальчиками.

К нам в тарелку пришла. «Шагают» пальчиками по столу

Всех друзей угостим,     мешают указательным

По тарелке дадим.        пальцем правой руки в ладошке левой.

Птичке-невеличке,

Загибают по одному пальчику на

Зайцу и лисичке, обеих руках на каждое название.

Кошке и матрешке —

Всем дадим по ложке.

Пальчиковая гимнастика

Мышка зёрнышко нашла,             Имитация движений
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:                      
Имитировать лепку пирожков
Мышонку – с капустой,                      
Загибать пальчики по одному
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Пальчиковая гимнастика

Муку в тесто замесили,           Сжимают и разжимают пальцы

А из теста мы слепили             Прихлопывают ладонями, «лепят»

Пирожки и плюшки,                Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –                  Обе ладони разворачивают вверх

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                           Гладят животы

Физминутка

Мы лопатки взяли, грядки раскопали: раз-два, раз-два!

(Ребенок имитирует действия лопатой)

Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два!

(Ребенок имитирует действия граблями)

Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

(Ребенок имитирует разбрасывание семян)

Стихотворение о хлебе.

"Был Хлеб всегда в почете на Руси!"

 Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой запечённой.

Шёл к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше – сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

****

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Диалог: «Откуда хлеб пришел».

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? - Из зерна.

Откуда зерно? - Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники

Кисонька

- Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.

- Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.

-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

- Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна.

Рассматривание картины «В пекарне» и беседа по ней

(художник В.М. Каратая)

Педагог предлагает детям послушать рассказ.

Маша с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нём видимо-  невидимо! Маша спросила:

- Бабушка, что тут растёт?

- Хлеб, внученька.

- Хлеб? А булки?

- И булки здесь, внученька.

- И баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь.

Маша смотрит на колосья, хочет угадать, где хлеб, где булки, а где пряники.

Вот такой рассказ. А вы поняли, что растёт в поле? (В поле растут рожь и пшеница.) Когда рожь и пшеница созреют, люди убирают их с поля. Зерно везут на элеватор. Там его сушат. Потом везут на мельницу и делают муку. Затем муку везут в пекарню. Там из муки делают тесто, а из теста пекут хлеб, булки, пряники, бублики.

Рассмотривание картины «В пекарне»

Дети, пекарня большая и светлая. В ней вкусно пахнет свежей булкой. В пекарне пекут хлеб, поэтому там должно быть очень чисто. Пол так и блестит!

На переднем плане картины нарисован пекарь. Он молодой и весёлый. Пекарь вынимает из горячей печи противни с румяными батонами. На пекаре - белый костюм. Видно, что пекарю нравится его работа. На заднем плане картины - второй пекарь ставит поддоны с батонами на полки. Он тоже в чистом белом костюме. Сейчас за батонами

приедут машины и повезут их в магазины. На картине нарисованы люди - пекари, которым нравится их работа. Работа пекарей нужная и важная.

Вопросы детям:

Кого художник изобразил на картине? Что они делают? Что делает пекарь, изображённый на переднем плане картины, возле печи?

Как выглядит печь? Как выглядит пекарь? Что делает пекарь на заднем плане картины? Что вы можете рассказать о пекаре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

Материал для занятий дома по лексической теме "Откуда хлеб пришел"

Материал для занятий дома по лексической теме "Откуда хлеб пришел"...

Материал по лексической теме "Откуда хлеб пришел"

Материал по лексической теме "Откуда хлеб пришел"...

Демонстрационный материал по лексической теме: "Откуда хлеб пришел"

Демонстрационный материал по лексической теме: "Откуда хлеб пришел"...