Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ланская Галина Александровна

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол"..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel_na_stol.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Откуда хлеб пришел на стол».

Цель: создание условий для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о хлебе.

  

Задачи:   

  • расширять и обогащать знания детей о хлебе как продукте деятельности работников сельского хозяйства;
  • формировать познавательный интерес к хлебу как к основному продукту питания человека через экспериментальную деятельность, постановку проблемной ситуации;
  • прививать чувство благодарности  к человеку-труженику.

Предварительная  работа

  • Разучивание стихов и пословиц  о хлебе, разгадывание хлебных загадок. 
  • чтение художественной литературы:

            Андерсен, Г.Х.  «Девочка, наступившая на хлеб»;

            «Колосок», (украинская народная сказка);

             Кон,Л. Из книги «О растениях» («Пшеница», «Рожь»).

             «Легкий хлеб», (белорусская сказка);

    Ревю, Ирис . «Хлебушко», «Добрый колосок»;

              М.Пришвин. «Лисичкин хлеб»;

              Сказки бабушки Алейки.

  • Пальчиковые игры: «Ой, ладушки, ладушки, мы печем оладушки», «Месим тесто», «Мы спросили нашу печь».

  • Заклички «Дождик. Дождик, поливай», «Солнышко-колоколнышко», «Дуйте, дуйте, ветры, в поле».

  •  Музыкальная игра «Бабушка Маруся», музыка  Эвелины Картуновой;

  •  Посадка проросших зерен пшеницы в землю в цветочный горшочек.

  •  Создание альбома «Откуда пришел хлеб».

  • Дидактические игры:

 «Что сначала, что потом», «От зернышка до каравая», «Скажи ласково», «Кто выращивает хлеб».

Материал.

  • Видеоролик «Поле пшеницы»;
  • две куклы –Иринка и Максимка;
  • букет пшеничных колосков;
  • тарелочки с зерном;
  • цветочный горшочек с ростками пшеницы;
  • иллюстрации сельскохозяйственной техники;
  • свежевыпеченный каравай - Хлебушко;
  • Презентация

 

Ход НОД

Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Что пекут из муки»,  «Кто выращивает хлеб» до прихода гостей.

Воспитатель:  Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними (Дети здороваются.) А теперь поприветствуем друг друга.

Психологический настрой.

Воспитатель:                       

Здравствуйте, девочки! 
Здравствуйте, мальчики! 
Приготовьте ваши ручки, 
Разомните пальчики. 

Вы готовы отвечать,

Рассуждать и слушать?
Тогда соберитесь с  вниманием
И проявите  старание.

( Приглашаю детей сесть на стульчики)

Воспитатель:

- Все расселись по местам, никому не тесно, 
  По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Основная часть.

Воспитатель:

-Дети, посмотрите, у нас сегодня в гости! Вы знаете этих ребят? (Нет).  Я вас познакомлю: это Иринка и Максимка, внуки Бабушки Алейки.  Поздоровайтесь с ними (Здороваются). Пришли они  к вам  помощи просить. Вам интересно узнать, о чем они хотят вас просить? Поможем им?  (Да).

Воспитатель:

 - Иринка и Максимка  живут с родителями  в городе,  и  каждое лето  гостят  в деревне у своей бабушки Алейки. Они даже небольшой фильм сняли  об этом.

(Включаю видео. Продолжаю рассказ на фоне видео). 

-На исходе  лета  повела их бабушка Алейка  в поле, где пшеница посеяна, показать, как хлеб растет. Идут они по полю.  А колосьев на поле  видимо-невидимо. И все немножко усатые.  Спрашивают  они у бабушки:
— Бабушка, а тут что растет?
— Хлеб, отвечает бабушка Алейка.

Смотрят Иринка и Максимка на усатые колоски. Что за чудо!  Высокие золотые  стебли с метелками вверху покачиваются  на ветру, но булок на них нет. Может, бабушка шутит, обманывает нас?- думают Иринка с Максимкой. Вот  поэтому ребята и пришли, спросить у вас: разве могут, тяжелые булки хлеба расти на тоненьких колосках? (Нет, не могут). (Выключаю видео).

- Иринка и Максимка не знают, что булки и пряники не растут на поле.  Как же быть? Нужно  рассказать Иринке  и Максимке, откуда к нам на стол приходит хлеб.  

-Как вы думаете, дети, шутила бабушка Алейка,  когда назвала усатые колоски  хлебом? (Нет,  не шутила,  пшеницу называют - хлеб.  Но колоски  -  это еще не хлеб). Правильно, ребята.  Я думаю, что не ошиблись Иринка и Максимка,  обратившись к вам за помощью.

 -Дети, скажите, пожалуйста,  а где же все-таки растет хлеб? (Хлеб не растет, его пекут из муки).  А из чего делают муку? ( Из зерна).  Молодцы, снова ответили правильно.

(Приглашаю детей пройти к столикам, на которых стоят тарелочки с зерном).

Эксперимент  с зерном.

Воспитатель:

-Ребята подойдите к столикам,  посмотрите, что у вас лежит на тарелочках? 

( Зерна пшеницы).
-Правильно, это - пшеница. Возьмите зерна в руки и скажите, какие на ощупь зерна? Какой они формы, величины, цвета?
(Маленькие, твердые, гладкие).
- И вы знаете, дети, что в  каждом зернышке живёт росток.  Куда нужно поместить зернышко, чтобы росток проснулся и ожил?
(Нужно посадить зерно в землю). 

А  что нужно, чтобы зернышко взошло? (Дождик). -А что нужно, чтобы колосок созрел? (Солнышко.)  

-Что должно вырасти из зернышка? (Колосок).  Правильно, солнышко пригревает, колосок наш созревает.

-Давайте покажем Иринке и Максимке, каким станет колосок в нашем горшочке, когда вырастет?

( Зерно заранее посажено  в цветочный горшочек  и стоит на окне.  Ему созданы все условия для роста: свет, тепло, полив).

Физминутка.

В землю зернышко попало, ( приседают)

Прорастать на солнце стало. ( Руки над головой)

Дождик землю поливал, и росточек подрастал. (Медленно встают)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся.  ( Руки в сторону)

Воспитатель:

-А пока вы еще маленькие росточки, пройдите и сядьте на стульчики.  (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

 -Правильно, дети,  из зернышек   вырастает колосок. (Показываю колоски). В каждом пшеничном колоске спрятано много таких зёрнышек, которые люди называют хлебом.  Чтобы вырастить  колоски, полные зерна, трудятся люди разных профессий.  Всех людей, кто занимается выращиванием пшеницы, называют… (хлеборобами).

-В какое время года сеют зерно в поле? (Весной).

-Когда собирают урожай колосков с поля? (Осенью).

-Дети,  но наши поля, на которых сеют хлеб,  большие,  и  колосков на них много.  Вы знаете,  кто помогает людям сеять и убирать урожай? (Машины).

-Верно, ребята, чтобы собрать с полей урожай,  нужны машины, вручную зерно  собрать человеку не под силу. Давайте расскажем  и покажем Иринке и Максимке, какие машины  приходят на помощь человеку.

Слайд (На слайде трактор). Дети:

-Первым на поле выходит трактор. Его ведет тракторист.  У тракториста много работы: нужно поле вспахать, а пашет он землю плугом, который тащит за собой; разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.

Воспитатель:

-Да, дети. Здесь рождается хлеб, на этих полях. Это не просто земля, а кормилица Земля.

Слайд (На слайде сеялка). Дети:

-Потом выходит на поле сеялка-  трактор по полю тащит сеялки.  Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют пшеницу. Пройдёт немного время, и покажутся колоски пшеницы. 

Слайд. (На слайде комбайн). Дети:

-Осенью в поле выходит комбайн. Ведет его комбайнер. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

        Потом машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.

Воспитатель:

Правильно, дети. 
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

- Дети,  каким становится колосок, когда созревает? (Желтым, тугим, сильным, усатым). Правильно, таким, каким мы видим его этих в букетах.

 Слайд. (Петушок Голосистое Горлышко из украинской народной сказки «Колосок»).

Воспитатель:

- Однажды, когда убрали с поля урожай,  на поле пришел …

Дети:  (Петушок Голосистое Горлышко).

Воспитатель:

-Из какой  сказки пришел Петушок Голосистое Горлышко? (Из украинской народной сказки  «Колосок»).

- Что нашел Петушок на поле? (Колосок). Правильно.

-Что сделал Петушок  с колоском? (Сначала обмолотил  зерна, а потом из них намолол муку). Молодцы.

 -Где молол Петушок муку? (На мельнице).Верно.

  -Дети, Петушок молол муку на маленькой мельнице. Вот такой, потому что у него был один колосок,  и зернышек в нем было не очень много.(Показываю ветряную мельницу  на слайде). Что приводит в движение крылья мельницы?   (Ветер). Правильно, ветер. Давайте поможем Петушку завести мельницу, позовем ветер! (Закличка  «Дуйте, ветры»).

Дети:

Дуйте, дуйте, ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи.

Чтоб сегодня из муки

Испекли мы калачи.

Воспитатель.

-Теперь же поля, где сеют зерно,  большие, и урожая с них собирают много.   Поэтому  машины повезу зерно с наших полей на другую мельницу.(Показываю слайд с современной мельницей).Видите, как сейчас перемалывают зерно в муку.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней твориться!

В оборот ее берут!

В порошок ее сотрут!

(И стали наши зернышки мукою).

-Здесь же, на мельнице,   мука сыплется сразу в   пакеты. В большие и маленькие мешки. И  в таких упаковках муку привозят … (в магазин, пекарню, на хлебозавод).  Правильно, молодцы.

- А что делают из муки на хлебозаводе? (Сначала замешивают тесто).

-Правильно. В огромные чаны с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. (Слайд).

 -Хлеб, который мы покупаем в магазине, изготавливают  на….( хлебозаводе).

-Человека, которые занимаются выпечкой хлеба, называют  (пекарь).

- На хлебозаводе пекут не только хлеб. Что еще?

(Слайд.  Дети рассматривают хлебобулочные изделия, называют их).

 От завода-автомата
Льется теплый, хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи.

-Вы хотите замесить тесть? (Хотим) Вставайте в круг, поможем бабушке Алейке.

И вы, Иринка с Максимкой, подпевайте и подыгрывайте нам.

Музыкальная игра «Бабушка Маруся».

(Детина стульчиках  выполняют движения под музыку Эвелины Картуновой  «Бабушка Маруся»).

Воспитатель:

-Ой,  какие молодцы, какие хорошие помощники. Быстрые! Веселые!

 ( Стук в дверь.)

Воспитатель:

- По-моему, кто-то в дверь постучался. Пойду встречу гостя. Вы здесь дождитесь. (Вношу Хлебушко).

-Дети, вы узнали нового гостя? Правильно, это Хлебушко.  Чувствуете, какой аромат от него исходит? как чудесно он пахнет!

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. 

-Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.

 -Для  чего вообще нужен нам хлеб? (чтобы расти, быть сильными, здоровыми.)

-Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.   Я скажу свою пословицу: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

А теперь вы скажите,   какие пословицы о хлебе вам известны? (Дети рассказывают).

  • Худой обед коли, хлеба нет.
  • Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Воспитатель:

-Да, ребята, хлеб нужен всем! Не зря в народе говорят: "Хлеб - всему голова!" .

-С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусочек хлеба. А вы знаете, как нужно обращаться с хлебом?

(Брать хлеба столько, сколько съешь.
Не играть с хлебом.
Остатки хлеба отдать птицам, домашним животным.
Черствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить различные блюда. 
Уважать хлеб и труд хлеборобов самому  и учить этому других).

Воспитатель:

-Правильно, к хлебу нужно относиться с уважением.

Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли, 
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный! 
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог

Рефлексия.

 Воспитатель:

-Как вы думаете, смогли мы помочь Иринке и Максимке?  (Да). Мы  ответили  на их вопрос:  откуда приходит хлеб на стол? (Ответили). Теперь Иринка и Максимка запомнят, что булки  растут не на колосках, а  пекут хлеб из муки, которую получают из зерен колосков.

Дети, вы такие  молодцы! Очень добрые, умные и внимательные,  помогли Иринке и Максимке, и, я думаю, вы могли бы с ними  подружиться! Давайте попросим Иринку и Максимку погостить у нас. За обедом  угостим их свежим Хлебушком,  а потом вы их научите  делать из соленого теста  вот такие забавные мукосольки. (Показывают готовые сувениры, изготовленные из соленого теста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»Цель: знакомство с денежными знаками.Задачи...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»Цель: ознакомление с достоинством монет ...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Тема: «Запасы для белок»

Проблема: мама белка попросила собрать грибы и ягоды, ведь скоро наступит зима, и если они не сделают запасы, то будут голодать.Цель: Закрепление знаний детей о грибах и ягодах....