Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Ланская Галина Александровна

    Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол"..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkuda_hleb_prishel_na_stol.docx27.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. «Откуда хлеб пришел на стол».

    Цель: создание условий для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о хлебе.

      

    Задачи:   

    • расширять и обогащать знания детей о хлебе как продукте деятельности работников сельского хозяйства;
    • формировать познавательный интерес к хлебу как к основному продукту питания человека через экспериментальную деятельность, постановку проблемной ситуации;
    • прививать чувство благодарности  к человеку-труженику.

    Предварительная  работа

    • Разучивание стихов и пословиц  о хлебе, разгадывание хлебных загадок. 
    • чтение художественной литературы:

                Андерсен, Г.Х.  «Девочка, наступившая на хлеб»;

                «Колосок», (украинская народная сказка);

                 Кон,Л. Из книги «О растениях» («Пшеница», «Рожь»).

                 «Легкий хлеб», (белорусская сказка);

        Ревю, Ирис . «Хлебушко», «Добрый колосок»;

                  М.Пришвин. «Лисичкин хлеб»;

                  Сказки бабушки Алейки.

    • Пальчиковые игры: «Ой, ладушки, ладушки, мы печем оладушки», «Месим тесто», «Мы спросили нашу печь».

    • Заклички «Дождик. Дождик, поливай», «Солнышко-колоколнышко», «Дуйте, дуйте, ветры, в поле».

    •  Музыкальная игра «Бабушка Маруся», музыка  Эвелины Картуновой;

    •  Посадка проросших зерен пшеницы в землю в цветочный горшочек.

    •  Создание альбома «Откуда пришел хлеб».

    • Дидактические игры:

     «Что сначала, что потом», «От зернышка до каравая», «Скажи ласково», «Кто выращивает хлеб».

    Материал.

    • Видеоролик «Поле пшеницы»;
    • две куклы –Иринка и Максимка;
    • букет пшеничных колосков;
    • тарелочки с зерном;
    • цветочный горшочек с ростками пшеницы;
    • иллюстрации сельскохозяйственной техники;
    • свежевыпеченный каравай - Хлебушко;
    • Презентация

     

    Ход НОД

    Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Что пекут из муки»,  «Кто выращивает хлеб» до прихода гостей.

    Воспитатель:  Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними (Дети здороваются.) А теперь поприветствуем друг друга.

    Психологический настрой.

    Воспитатель:                       

    Здравствуйте, девочки! 
    Здравствуйте, мальчики! 
    Приготовьте ваши ручки, 
    Разомните пальчики. 

    Вы готовы отвечать,

    Рассуждать и слушать?
    Тогда соберитесь с  вниманием
    И проявите  старание.

    ( Приглашаю детей сесть на стульчики)

    Воспитатель:

    - Все расселись по местам, никому не тесно, 
      По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

    Основная часть.

    Воспитатель:

    -Дети, посмотрите, у нас сегодня в гости! Вы знаете этих ребят? (Нет).  Я вас познакомлю: это Иринка и Максимка, внуки Бабушки Алейки.  Поздоровайтесь с ними (Здороваются). Пришли они  к вам  помощи просить. Вам интересно узнать, о чем они хотят вас просить? Поможем им?  (Да).

    Воспитатель:

     - Иринка и Максимка  живут с родителями  в городе,  и  каждое лето  гостят  в деревне у своей бабушки Алейки. Они даже небольшой фильм сняли  об этом.

    (Включаю видео. Продолжаю рассказ на фоне видео). 

    -На исходе  лета  повела их бабушка Алейка  в поле, где пшеница посеяна, показать, как хлеб растет. Идут они по полю.  А колосьев на поле  видимо-невидимо. И все немножко усатые.  Спрашивают  они у бабушки:
    — Бабушка, а тут что растет?
    — Хлеб, отвечает бабушка Алейка.

    Смотрят Иринка и Максимка на усатые колоски. Что за чудо!  Высокие золотые  стебли с метелками вверху покачиваются  на ветру, но булок на них нет. Может, бабушка шутит, обманывает нас?- думают Иринка с Максимкой. Вот  поэтому ребята и пришли, спросить у вас: разве могут, тяжелые булки хлеба расти на тоненьких колосках? (Нет, не могут). (Выключаю видео).

    - Иринка и Максимка не знают, что булки и пряники не растут на поле.  Как же быть? Нужно  рассказать Иринке  и Максимке, откуда к нам на стол приходит хлеб.  

    -Как вы думаете, дети, шутила бабушка Алейка,  когда назвала усатые колоски  хлебом? (Нет,  не шутила,  пшеницу называют - хлеб.  Но колоски  -  это еще не хлеб). Правильно, ребята.  Я думаю, что не ошиблись Иринка и Максимка,  обратившись к вам за помощью.

     -Дети, скажите, пожалуйста,  а где же все-таки растет хлеб? (Хлеб не растет, его пекут из муки).  А из чего делают муку? ( Из зерна).  Молодцы, снова ответили правильно.

    (Приглашаю детей пройти к столикам, на которых стоят тарелочки с зерном).

    Эксперимент  с зерном.

    Воспитатель:

    -Ребята подойдите к столикам,  посмотрите, что у вас лежит на тарелочках? 

    ( Зерна пшеницы).
    -Правильно, это - пшеница. Возьмите зерна в руки и скажите, какие на ощупь зерна? Какой они формы, величины, цвета?
    (Маленькие, твердые, гладкие).
    - И вы знаете, дети, что в  каждом зернышке живёт росток.  Куда нужно поместить зернышко, чтобы росток проснулся и ожил?
    (Нужно посадить зерно в землю). 

    А  что нужно, чтобы зернышко взошло? (Дождик). -А что нужно, чтобы колосок созрел? (Солнышко.)  

    -Что должно вырасти из зернышка? (Колосок).  Правильно, солнышко пригревает, колосок наш созревает.

    -Давайте покажем Иринке и Максимке, каким станет колосок в нашем горшочке, когда вырастет?

    ( Зерно заранее посажено  в цветочный горшочек  и стоит на окне.  Ему созданы все условия для роста: свет, тепло, полив).

    Физминутка.

    В землю зернышко попало, ( приседают)

    Прорастать на солнце стало. ( Руки над головой)

    Дождик землю поливал, и росточек подрастал. (Медленно встают)

    К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся.  ( Руки в сторону)

    Воспитатель:

    -А пока вы еще маленькие росточки, пройдите и сядьте на стульчики.  (Дети садятся на стульчики).

    Воспитатель:

     -Правильно, дети,  из зернышек   вырастает колосок. (Показываю колоски). В каждом пшеничном колоске спрятано много таких зёрнышек, которые люди называют хлебом.  Чтобы вырастить  колоски, полные зерна, трудятся люди разных профессий.  Всех людей, кто занимается выращиванием пшеницы, называют… (хлеборобами).

    -В какое время года сеют зерно в поле? (Весной).

    -Когда собирают урожай колосков с поля? (Осенью).

    -Дети,  но наши поля, на которых сеют хлеб,  большие,  и  колосков на них много.  Вы знаете,  кто помогает людям сеять и убирать урожай? (Машины).

    -Верно, ребята, чтобы собрать с полей урожай,  нужны машины, вручную зерно  собрать человеку не под силу. Давайте расскажем  и покажем Иринке и Максимке, какие машины  приходят на помощь человеку.

    Слайд (На слайде трактор). Дети:

    -Первым на поле выходит трактор. Его ведет тракторист.  У тракториста много работы: нужно поле вспахать, а пашет он землю плугом, который тащит за собой; разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.

    Воспитатель:

    -Да, дети. Здесь рождается хлеб, на этих полях. Это не просто земля, а кормилица Земля.

    Слайд (На слайде сеялка). Дети:

    -Потом выходит на поле сеялка-  трактор по полю тащит сеялки.  Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют пшеницу. Пройдёт немного время, и покажутся колоски пшеницы. 

    Слайд. (На слайде комбайн). Дети:

    -Осенью в поле выходит комбайн. Ведет его комбайнер. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

            Потом машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.

    Воспитатель:

    Правильно, дети. 
    Чтобы вырос колос хлеба,
    Нужен труд десятков рук.

    - Дети,  каким становится колосок, когда созревает? (Желтым, тугим, сильным, усатым). Правильно, таким, каким мы видим его этих в букетах.

     Слайд. (Петушок Голосистое Горлышко из украинской народной сказки «Колосок»).

    Воспитатель:

    - Однажды, когда убрали с поля урожай,  на поле пришел …

    Дети:  (Петушок Голосистое Горлышко).

    Воспитатель:

    -Из какой  сказки пришел Петушок Голосистое Горлышко? (Из украинской народной сказки  «Колосок»).

    - Что нашел Петушок на поле? (Колосок). Правильно.

    -Что сделал Петушок  с колоском? (Сначала обмолотил  зерна, а потом из них намолол муку). Молодцы.

     -Где молол Петушок муку? (На мельнице).Верно.

      -Дети, Петушок молол муку на маленькой мельнице. Вот такой, потому что у него был один колосок,  и зернышек в нем было не очень много.(Показываю ветряную мельницу  на слайде). Что приводит в движение крылья мельницы?   (Ветер). Правильно, ветер. Давайте поможем Петушку завести мельницу, позовем ветер! (Закличка  «Дуйте, ветры»).

    Дети:

    Дуйте, дуйте, ветры в поле,

    Чтобы мельницы мололи.

    Чтоб сегодня из муки

    Испекли мы калачи.

    Воспитатель.

    -Теперь же поля, где сеют зерно,  большие, и урожая с них собирают много.   Поэтому  машины повезу зерно с наших полей на другую мельницу.(Показываю слайд с современной мельницей).Видите, как сейчас перемалывают зерно в муку.

    Вот на мельнице пшеница

    Здесь такое с ней твориться!

    В оборот ее берут!

    В порошок ее сотрут!

    (И стали наши зернышки мукою).

    -Здесь же, на мельнице,   мука сыплется сразу в   пакеты. В большие и маленькие мешки. И  в таких упаковках муку привозят … (в магазин, пекарню, на хлебозавод).  Правильно, молодцы.

    - А что делают из муки на хлебозаводе? (Сначала замешивают тесто).

    -Правильно. В огромные чаны с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. (Слайд).

     -Хлеб, который мы покупаем в магазине, изготавливают  на….( хлебозаводе).

    -Человека, которые занимаются выпечкой хлеба, называют  (пекарь).

    - На хлебозаводе пекут не только хлеб. Что еще?

    (Слайд.  Дети рассматривают хлебобулочные изделия, называют их).

     От завода-автомата
    Льется теплый, хлебный запах.
    Так и скачут из печи
    Плюшки, сушки да ватрушки,
    Куличи да калачи.

    -Вы хотите замесить тесть? (Хотим) Вставайте в круг, поможем бабушке Алейке.

    И вы, Иринка с Максимкой, подпевайте и подыгрывайте нам.

    Музыкальная игра «Бабушка Маруся».

    (Детина стульчиках  выполняют движения под музыку Эвелины Картуновой  «Бабушка Маруся»).

    Воспитатель:

    -Ой,  какие молодцы, какие хорошие помощники. Быстрые! Веселые!

     ( Стук в дверь.)

    Воспитатель:

    - По-моему, кто-то в дверь постучался. Пойду встречу гостя. Вы здесь дождитесь. (Вношу Хлебушко).

    -Дети, вы узнали нового гостя? Правильно, это Хлебушко.  Чувствуете, какой аромат от него исходит? как чудесно он пахнет!

    Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. 
    В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. 

    -Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.

     -Для  чего вообще нужен нам хлеб? (чтобы расти, быть сильными, здоровыми.)

    -Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.   Я скажу свою пословицу: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

    А теперь вы скажите,   какие пословицы о хлебе вам известны? (Дети рассказывают).

    • Худой обед коли, хлеба нет.
    • Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
    • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

    Воспитатель:

    -Да, ребята, хлеб нужен всем! Не зря в народе говорят: "Хлеб - всему голова!" .

    -С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусочек хлеба. А вы знаете, как нужно обращаться с хлебом?

    (Брать хлеба столько, сколько съешь.
    Не играть с хлебом.
    Остатки хлеба отдать птицам, домашним животным.
    Черствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить различные блюда. 
    Уважать хлеб и труд хлеборобов самому  и учить этому других).

    Воспитатель:

    -Правильно, к хлебу нужно относиться с уважением.

    Хлеб, ребята, берегите!
    Никогда им не сорите!
    Много рук его растили,
    Собирали, молотили,
    Отдыха порой не знали,
    Долго у печи стояли, 
    Чтоб для нас испечь полезный
    Хлеб душистый и чудесный! 
    Вот так малый колосок
    На стол хлебом прийти смог

    Рефлексия.

     Воспитатель:

    -Как вы думаете, смогли мы помочь Иринке и Максимке?  (Да). Мы  ответили  на их вопрос:  откуда приходит хлеб на стол? (Ответили). Теперь Иринка и Максимка запомнят, что булки  растут не на колосках, а  пекут хлеб из муки, которую получают из зерен колосков.

    Дети, вы такие  молодцы! Очень добрые, умные и внимательные,  помогли Иринке и Максимке, и, я думаю, вы могли бы с ними  подружиться! Давайте попросим Иринку и Максимку погостить у нас. За обедом  угостим их свежим Хлебушком,  а потом вы их научите  делать из соленого теста  вот такие забавные мукосольки. (Показывают готовые сувениры, изготовленные из соленого теста).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

    Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

    Конспект занятия по ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел?"

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымский район»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)    Конспект занятия в подготовительно...

    Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

    Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

    Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

    Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»

    Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»Цель: знакомство с денежными знаками.Задачи...

    Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»

    Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»Цель: ознакомление с достоинством монет ...