Дополнительный материал по теме "Посуда"
материал (старшая, подготовительная группа)

Головкова Ирина Николаевна

Загадки, стихи, физминутки, рассказы по теме "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_dopolnitelnyy_material.docx50.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительный материал по теме «Посуда»

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный как начальник.

(Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули).

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. (Присели, одну руку поставили на пояс).

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются (Кружатся, рисуя руками круг).

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. (Потянулись, сомкнули руки над головой).

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес. (Легли, вытянулись.

Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед, (Дети приседают, ребром ладоней бьют по полу.)

А тут отключили свет. (Имитируют выключение света правой рукой.)

Повар леща берет

И опускает в компот. (Загибают большие пальцы на обеих руках.)

Бросает в котел поленья, (загибают указательные пальцы)

В печку кладет варенье. (Загибают средние пальцы.)

Мешает суп кочерыжкой, (Загибают безымянные пальцы.)

Угли бъет поварешкой. (загибают мизинцы.)

Сахар сыплет в бульон. (Изображают, как сыплют сахар.)

И очень доволен он. (Опускают руки, пожимают плечами.)

                               

Пальчиковая гимнастика

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибают пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили (Снова загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)                  

Физкультминутка «Чашка»

Чашка синяя для Мити (Присели, правая рука на поясе).

Чтобы чаю мог попить он, (встали, загибают пальчики правой руки левой рукой).

Соку, сливок, лимонада.

Нам украсить чашку надо. (Показывают, как украшают чашку точками)

«Машина каша».

Посуда. Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила. (указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке)

Положила Маша кашу.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту  - в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам (загибают по одному пальчику на обеих руках).

Всю посуду заняла, (разжимают пальцы).

Все до крошки раздала. (Сдувают воображаемые крошки с ладони)

посуда).

                             

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принесАвтор: Н. Нищева

Физкультминутка

Кран с водою мы открыли

И посуду перемыли.  (положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелку).

Терли, терли, мыли, мыли —

Все кругом в воде и мыле.

(разведите руки и стороны, выражая недоумение).

Подвижная игра «Разложи Федорину посуду»

Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду

Из общего количества посуды трое детей раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня на столе чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, чайная ложечка. У меня на столе – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на столе – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.)

дидактическая игра «Что где находится»

 Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме

Кофе - …в кофейнике,

Молоко -. в молочнике

Масло - … в масленке

Соль – …в солонке

Сахар - …в сахарнице

Хлеб - …в хлебнице

Конфеты - …в конфетнице

игра   «Собери посуду» (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Маслёнка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

 Игра  «Раздели на слоги» (с мячом)

- Теперь пришла пора поиграть в мяч. Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.

Чашка                 ножик

тарелка              вилка

блюдце                 чайник

ложка                 посуда

  Упражнение «Суп кипит»

- Садитесь за стол. Пока мы с вами играли в мяч, в кастрюле закипел суп.

Логопед раздает детям игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.

- Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку.

Подуйте в нее, не раздувая щеки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Дети выполняют упражнение 3-4 раз под команду логопеда.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

- Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

Дидактическая игра «Повар» (употребление глаголов жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различение их лексических значений)

- Ребята, Поваренок говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле) .

- Поваренок говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)

- Поваренок говорит, что суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой) .

- Поваренок говорит, что рыбу едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой

- Поваренок говорит, что хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)

- Поваренок говорит, что молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)

      Игра «Назови лишнее»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая 

Рассмотрите с ребенком посуду, поговорите о его назначении :

— Кухонную посуду ( в котором готовят пищу) ;

— Столовая ( из которой едят )

— В котором хранят продукты;

— Декоративная посуда ;

Кроме того есть столовые принадлежности — ложки, вилки, нож.

 « Назвать посуду»

Назвать кухонная посуда: кастрюля, сковородка, половник, …

— Назвать чайная посуда: чашка …

— Столовая посуда, …

«Назови ласково». Словообразование существительных множественного числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка, чашки – чашечки,

«Веселый счет». Согласование числительных 1, 2, 5 с существительными (одна ложка, две ложки, пять ложек)

«Какой, какая, какие, какое?». Образование относительных прилагательных от слов: стекло, пластмасса, дерево, солома, картон, металл, железо, фарфор, чугун, хрусталь, керамика, эмаль (деревянная ложка, чугунная сковорода)

«Назови части посуды». У чайника есть крышка, носик, ручка, стенки, донышко.

«Сравни внешний вид». Назови часть, которая есть у одного предмета, но нет у другого. Слова: чайник – кастрюля, чашка – стакан, кувшин – ведро, сахарница – молочник (У чайника есть носик, а у кастрюли нет.)

«Что для чего?». Образование существительных с суффиксами -онк, -иц, -ик.

Для соли – солонка, для масла .., для хлеба .., для супа .., для сахара .., для сухарей .., для конфет .., для перца .., для молока .., для соуса .., для кофе ..

«Четвертый лишний».

Чашка, тарелка, микроволновая печь, банка.

Холодильник, супница, утюг, стиральная машина.

Настольная лампа, вентилятор, телевизор, сковорода.

Ложка, пылесос, стакан, миска.

стихи

«Чашка»

Меня узнали? Чашка – я!

И создана я для питья.

За ручку все меня берут

И из меня чай, кофе пьют.

«Кастрюля»

Я – кастрюля! В кухне вашей

Вам варю борщи и каши,

И картошку, и бульоны,

И супы, и макароны!

«Сковорода»

Ну-ка, отвечайте четко

Для чего вам сковородка?

Без меня, сковороды,

Не пожарить вам еды!

«Ложка»

Ложку каждый уважает

Мною суп и борщ хлебают

Если чай с пирожным пьют,

Тоже ложечку берут.

«Вилка»

Вот, знакомьтесь, перед вами

Вилка с длинными зубцами

Мной яичницу едят,

И сосиски, и салат,

Но со мною не шутите –

Вилкой в глаз не попадите.

«Чайник»

Я – звонкий чайник со свистком,

Я с детства каждому знаком,

И если чайник засвистел,

То, значит, чай уже вскипел

.

«Для чего нужна посуда

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

- Вот какая она помощница – посуда

За ужином

Алеша плохо держит ложку –
Все учат за столом Алешку.
Павлуша говорит: "Не так!
Зачем ты взял ее в кулак?
Ты за конец ее возьми,
Вот этим пальчиком прижми"
Пыхтит Алеша, сердится.
Ложка в пальцах вертится.
И вдруг он взял ее как надо.
И папа рад, и мама рада.
Кричит Павлуша: "Молодец!
Он научился, наконец!"
А. Кардашова

***

Можно двадцать тысяч раз
Уронить железный таз.
А фарфоровую вазу
Уронить нельзя ни разу.
Ведь на двадцать тысяч раз
Надо двадцать тысяч ваз.
А. Кондратьев
****
Мыть посуду – не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом … осколки.
Т. Петухова

Сахарница

Сахарница, сахарница –
Крендельками ручки!
Мы за эту сахарницу
Получили взбучку.
Жалко, что у сахарницы
Ручка отвалилась.
Но зато из сахарницы
Чашка получилась!
И. Шевчук

Немного об искусстве

Пришла с работы мама.
Вздыхает мама тяжко, 
В глаза ей лезет прямо
Невымытая чашка,
Обертка шоколадки
Да две арбузных корки –
Жалкие остатки
Завтрака Егорки.
- Что это за картина? –
Голос мамы тверд.
Сын сказал невинно:
- Это натюрморт!
Е. Серова

Совет

Поссорились
Чашка и блюдце
Сейчас 
Они разобьются.
Скоро
В кухне на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно –
Это очень опасно.
Р. Сеф

Хозяйка

В каждый дом
Приходит праздник,
И хозяйкам он несет
Очень много
Самых разных,
Самых праздничных забот.
Сосчитала я сначала
Дорогих своих гостей,
Чашки чайные достала
И тарелки для сластей.
А еще для куклы Кати
Приготовила сюрприз –
Я поставила 
На скатерть
Новый 
Кукольный 
Сервиз.
П. Синявский

Чаепитие

На часок мы зашли
К Черепашке.
Нам хозяйка подала 
Чайник, чашки.
Поползла потом
К соседке за чаем.
Два часа мы сидим,
Ожидаем.
Г. Сапгир 

Чашка заболела

Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела.
Заболела чашка
И вздыхает тяжко:
"Кто ж меня, безрукую,
Взять захочет в руку:
Как в лесу, аукаю,
А кругом - ни звука!.."
Слышу, слышу, чашка -
Не грусти, бедняжка!
Я тебя, больную,
Склею, забинтую:
Обед полежишь,

Полдник полежишь,
Ужин полежишь,
А к завтраку снова
Будешь здорова!
М. Яснов



Я на коврике сидел
И кастрюлями гремел.
Прибежали мама с папой,
Дядя Федя с тетей Капой,
Все кастрюли отобрали,
Но они не ожидали
Что припрятал я в углу
Сковородку и пилу.
Л. Яковлев

ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

-  Как же это так? -  спрашивает Митю отец.

-  Ножик плохой, -  отвечает Митя,-косо строгает.

-  Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

-  А как? -  спрашивает Митя.

-  А вот так, -  сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Хитрый способ

- Вот, - сказала мама, - полюбуйтесь! На что уходит отпуск? Посуда, посуда, три раза в день посуда! Утром мой чашки, а днем целая гора тарелок. Просто бедствие какое-то!
- Да, - сказал папа, - действительно это ужасно! Как жалко, что ничего не придумано в этом смысле. Что смотрят инженеры? Да, да… Бедные женщины…
Папа глубоко вздохнул и уселся на диван.
Мама увидела, как он удобно устроился, и сказала:
- Нечего тут сидеть и притворно вздыхать! Нечего все валить на инженеров! Я даю вам обоим срок. До обеда вы должны что-нибудь придумать и облегчить мне эту проклятую мойку! Кто не придумает, того я отказываюсь кормить. Пусть сидит голодный. Дениска! Это и тебя касается. Намотай себе на ус!
Я сразу сел на подоконник и начал придумывать, как быть с этим делом. Во-первых, я испугался, что мама в самом деле не будет меня кормить и я, чего доброго, помру от голода, а во-вторых, мне интересно было что-нибудь придумать, раз инженеры не сумели. И я сидел и думал и искоса поглядывал на папу, как у него идут дела. Но папа и не думал думать. Он побрился, потом надел чистую рубашку, потом прочитал штук десять газет, а затем спокойненько включил радио и стал слушать какие-то новости за истекшую неделю.
Тогда я стал думать еще быстрее. Я сначала хотел выдумать электрическую машину, чтобы сама мыла посуду и сама вытирала, и для этого я немножко развинтил наш электрополотер и папину электробритву «Харьков». Но у меня не получалось, куда прицепить полотенце.
Выходило, что при запуске машины бритва разрежет полотенце на тысячу кусочков. Тогда я все свинтил обратно и стал придумывать другое. И часа через два я вспомнил, что читал в газете про конвейер, и от этого я сразу придумал довольно интересную штуку. И когда наступило время обеда и мама накрыла на стол и мы все расселись, я сказал:
- Ну что, папа? Ты придумал?
- Насчет чего? - сказал папа.
- Насчет мойки посуды, - сказал я. - А то мама перестанет нас с тобой кормить.
- Это она пошутила, - сказал папа. - Как это она не будет кормить родного сына и горячо любимого мужа?
И он весело засмеялся.
Но мама сказала:
- Ничего я не пошутила, вы у меня узнаете! Как не стыдно! Я уже сотый раз говорю - я задыхаюсь от посуды! Это просто не по-товарищески: самим сидеть на подоконнике, и бриться, и слушать радио, в то время как я укорачиваю свой век, без конца мою ваши чашки и тарелки.
- Ладно, - сказал папа, - что-нибудь придумаем! А пока давайте же обедать! О, эти драмы из-за пустяков!
- Ах, из-за пустяков? - сказала мама и прямо вся вспыхнула. - Нечего сказать, красиво! А я вот возьму и в самом деле не дам вам обеда, тогда вы у меня не так запоете!
И она сжала пальцами виски и встала из-за стола. И стояла у стола долго-долго и все смотрела на папу. А папа сложил руки на груди и раскачивался на стуле и тоже смотрел на маму. И они молчали. И не было никакого обеда. И я ужасно хотел есть. Я сказал:
- Мама! Это только один папа ничего не придумал. А я придумал! Все в порядке, ты не беспокойся. Давайте обедать.
Мама сказала:
- Что же ты придумал?
Я сказал:
- Я придумал, мама, один хитрый способ!
Она сказала:
- Ну-ка, ну-ка…
Я спросил:
- А ты сколько моешь приборов после каждого обеда? А, мама?
Она ответила:
- Три.
- Тогда кричи «ура», - сказал я, - теперь ты будешь мыть только один! Я придумал хитрый способ!
- Выкладывай, - сказал папа.
- Давайте сначала обедать, - сказал я. - Я во время обеда расскажу, а то ужасно есть хочется.
- Ну что ж, - вздохнула мама, - давайте обедать.
И мы стали есть.
- Ну? - сказал папа.
- Это очень просто, - сказал я. - Ты только послушай, мама, как все складно получается! Смотри: вот обед готов. Ты сразу ставишь один прибор. Ставишь ты, значит, единственный прибор, наливаешь в тарелку супу, садишься за стол, начинаешь есть и говоришь папе: «Обед готов!»
Папа, конечно, идет мыть руки, и, пока он их моет, ты, мама, уже съедаешь суп и наливаешь ему нового, в свою же тарелку.
Вот папа возвращается в комнату и тотчас говорит мне:
«Дениска, обедать! Ступай руки мыть!»
Я иду. Ты же в это время ешь из мелкой тарелки котлеты. А папа ест суп. А я мою руки. И когда я их вымою, я иду к вам, а у вас папа уже поел супу, а ты съела котлеты. И когда я вошел, папа наливает супу в свою свободную глубокую тарелку, а ты кладешь папе котлеты в свою пустую мелкую. Я ем суп, папа - котлеты, а ты спокойно пьешь компот из стакана.
Когда папа съел второе, я как раз покончил с супом. Тогда он наполняет свою мелкую тарелку котлетами, а ты в это время уже выпила компот и наливаешь папе в этот же стакан. Я отодвигаю пустую тарелку из-под супа, принимаюсь за второе, папа пьет компот, а ты, оказывается, уже пообедала, поэтому ты берешь глубокую тарелку и идешь на кухню мыть!
А пока ты моешь, я уже проглотил котлеты, а папа - компот. Тут он живенько наливает в стакан компоту для меня и относит свободную мелкую тарелку к тебе, а я залпом выдуваю компот и сам несу на кухню стакан! Все очень просто! И вместо трех приборов тебе придется мыть только один. Ура?
- Ура, - сказала мама. - Ура-то ура, только негигиенично!
- Ерунда, - сказал я, - ведь мы все свои. Я, например, нисколько не брезгую есть после папы. Я его люблю. Чего там… И тебя тоже люблю.
- Уж очень хитрый способ, - сказал папа. - И потом, что ни говори, а все-таки гораздо веселее есть всем вместе, а не трехступенчатым потоком.
- Ну, - сказал я, - зато маме легче! Посуды-то в три раза меньше уходит.
- Понимаешь, - задумчиво сказал папа, - мне кажется, я тоже придумал один способ. Правда, он не такой хитрый, но все-таки…
- Выкладывай, - сказал я.
- Ну-ка, ну-ка… - сказала мама.
Папа поднялся, засучил рукава и собрал со стола всю посуду.
- Иди за мной, - сказал он, - я сейчас покажу тебе свой нехитрый способ. Он состоит в том, что теперь мы с тобой будем сами мыть всю посуду!
И он пошел.
А я побежал за ним. И мы вымыли всю посуду. Правда, только два прибора. Потому что третий я разбил. Это получилось у меня случайно, я все время думал, какой простой способ придумал папа.
И как это я сам не догадался? 

Притча о еде и посуде     Шепель Сергей

Рассказывают, что в далёкие времена жили- были  муж  и жена у которых было несколько прекрасных маленьких детей. Однажды они должны были уехать не надолго, но  у них не было возможности взять с собой детей. Они не хотели оставлять их с чужими людьми и поэтому решили пригласить погостить к себе сестру жены, которая жила далеко и уже давно не была у них. они написали ей приглашение и она с радостью согласилась, ведь ей так хотелось увидеть сестру и познакомиться со своими племянниками. 
Вскоре она приехала, и как раз вовремя. Супруги должны были уезжать этим же вечером. И осталась тётя одна со своими маленькими племянниками. Дети сразу же полюбили свою тётю, ведь она была доброй и ласковой, а она в свою очередь не могла налюбоваться на таких маленьких, красивых и милых детей. Настал вечер и тётя приготовила на ужин плов. Она поставила тарелки с пловом на стол и позвала детей ужинать. Они прибежали, сели на свои места, но почему-то не начинали есть. «В чём дело? Почему вы не едите?»- спросила тётя. «Это не правильный плов»- сказали дети. Оказалось, что каждый ребёнок считал еду правильной лишь в том случае, если она была насыпана в тарелку с его любимым рисунком. У одного на тарелке был нарисован крестик, у другого - сидящий человек в оранжевых одеждах с полу прикрытыми глазами, у третьего - четырёхрукий человек с диском, булавой, ракушкой и лотосом в одной из рук и т.д. Сначала она подумала, что дети, таким образом, решили подшутить над ней, но, взглянув на серьёзное выражение их лиц, поняла, что дело тут серьёзное. Она принялась объяснять им, что еда во всех тарелках одинакова, но они не хотели ничего слушать. Долго она пыталась уговорить их, но дети упрямо сопротивлялись, и даже начали плакать. Тогда тётя просто переставила тарелки, чтобы перед каждым ребёнком стояла привычная для него тарелка, ведь она любила детей и решила, что лучше уступить им, чем оставить их голодными. Она никак не могла понять, почему дети считали еду неправильной, когда она была насыпана не в привычной для них тарелке, ведь она знала, что еда одинаковая, ибо она сама готовила её.  Но, может они не знают об этом, подумала она. 
На следующий день она попыталась объяснить детям, что еда у всех одна и та же, и что её вкус не зависит от тарелки, в которой она подана. Но дети стояли на своём. День за днём тётя повторяла свои попытки вразумить это детям, но у неё ничего не выходило. И вот однажды она придумала, как это сделать. 
В один прекрасный день, когда на улице шёл  дождь и детям было скучно сидеть дома, она позвала детей на кухню и, сославшись на недомогание, попросила детей помочь ей приготовить обед. Дети были рады помочь любимой тёте и с удовольствием согласились. Тётя придумала готовить еду в игровой форме. «Я буду командиром, а вы моими верными солдатами»- сказала она. Она командовала ими как настоящий командир, а дети исправно исполняли все её команды. Они были в восторге от такой игры. И вот обед был готов, а стол накрыт. «А теперь пусть каждый подходит со своей тарелкой, а я буду вам всем насыпать»- скомандовала тётя. Они весело выстроились в очередь и, получив еду, с огромным удовольствием принялись есть. После обеда тётя сказала: «Вот  теперь вы знаете, что вся еда, которую вы получаете одинаковая, что её не готовят каждому в отдельности по разным  рецептам». Дети поняли, что она хотела сказать, и согласились с ней, ибо они сами готовили себе пищу одну для всех. С тех пор они всё меньше и меньше обращали внимание на свои тарелки, а вскоре рисунки на  тарелках перестали их интересовать, т.к. тарелки стали общими.

Г.Х.Андерсен

«Чайник»- сказка

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою - всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз - чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

"Знаю я их! - рассуждал он про себя. - Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом - мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы - крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, - носик. Благодаря ему я - король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток".

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал - и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

"Этого мне никогда не забыть! - говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. - Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели - внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь... Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею - для чайника это все равно что быть закопанным, - а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, - им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно... Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"    Вечером вся Тимкина семья собралась за ужином. Родители сидели уставшие и замученные после работы, на стол накрывала бабушка и, как всегда, ворчала: 
– Вот ведь семейка! Каждому своё подавай. 
С этими словами она поставила перед папой тарелку борща. Папа готов был есть борщ четыре раза в день на первое, второе и третье и больше ничего не признавал. 
– Вон у Ирины Петровны в семье всё как у людей. Что сварит, то и едят! А у нас все на свой лад норовят покапризничать. 
Бормоча на ходу, бабушка снова сходила на кухню и принесла ещё две тарелки. Катька получила свою любимую пиццу с колбасой, а мама – груду нарезанных сырых овощей. Там были огурцы, морковка, редька, помидоры, капуста, даже сырая свёкла и тыква! А ещё веточки петрушки, укропа, сельдерея и листья салата. Вообще-то мама больше всего любит картошку с мясом и шоколадные конфеты. Но последнее время она на диете и пытается убедить всех, а особенно себя, что сырые овощи – это очень вкусно. А главное – полезно. Вот и сейчас она взяла морковный кружочек и начала вяло его грызть, повторяя с кислой улыбкой: 
– Сколько витаминов! Просто сплошные, сплошные витамины! Организму они совершенно необходимы! 
Тем временем бабушка опять вернулась с кухни. Перед Тимой она поставила тарелку с сиреневыми человечками, а себе принесла гречневую кашу с молоком и наконец уселась за стол. 
Тимка внимательно оглядел свою тарелку и строго спросил: 
– Летающая? 
Бабушка от возмущения хлопнула ложкой по молочной поверхности, отчего та пошла волнами и гречневые крупинки начали гоняться друг за другом. 
– Это когда ж такое было, чтоб я не то, что просят, приготовила? Сказал: «летающую», так летающую и нашла! Все прихоти ваши выполняю. Стараешься, стараешься, а вы разве ж цените бабушку? 
Человечков было четверо. Один из них – командир, как сразу решил Тимка, – подошёл к краю тарелки и с вызовом спросил: 
– Есть нас будешь? 
– Ты чего! – возмутился Тимофей. – Я людоед, что ли, какой-нибудь?
– Ну а зачем мы тебе тогда понадобились? 
– Как зачем?! Контакт цивилизаций! Встреча разумов! Обмен знаниями и опытом! 
– Ой, не могу! – человечек вдруг начал издавать громкое жужжание, и Тимка понял, что он смеётся. Да не просто смеётся – ухохатывается! – Какой опыт? Какие знания? Что ты вообще полезного знаешь? Вот скажи, ты умеешь штопать чёрные дыры? 
– Э-э-э, – протянул Тимка. 
– А антивещество отличишь от антисущества? А какая разница между световым и теневым годом, тебе известно? 
– Ну-у… 
– А блок питания солнечной системы найдёшь? А из Млечного пути Сметанную дорожку сделать сможешь? 
Тимка уже не нукал и не экал, а только мрачно молчал. 
– В общем, с вами если чем и обмениваться, то разве что едой. 
И человечек кивнул в сторону маминой тарелки. 
Только сейчас Тимка заметил, что там уже хозяйничали остальные инопланетяне. Один вгрызался в тыквенный ломтик, другой, пробив головой дырку в кружочке огурца, сидел теперь с огуречным воротником на плечах и понемножку его обкусывал изнутри. Третий разлегся на тарелке, разглядывал нарисованные на её донышке ромашки и лениво обмахивался веточкой укропа. 
Главный сиреневый человечек присоединился к своей команде, быстро соорудил пульт управления из брусочков редьки и свёклы, крутанул помидорный штурвал, и новоявленный космический корабль, не сделав даже прощального круга над комнатой, вылетел в форточку. 
Мама задумчиво придвинула к себе опустевшую летающую тарелку, отломила какую-то металлическую штуковину, разжевала и сказала: 
– Сколько железа! Просто сплошное, сплошное железо! Организму оно со-вер-шен-но необходимо! 
Папа доел борщ, поднял голову от тарелки и радостно улыбнулся: 
– Всё-таки как хорошо дома после рабочего дня! Тихо, спокойно. И ничего не происходит!

                                               Сказка о бдюдцах

Когда-то давным-давно, в одном старом-престаром буфете, жили блюдца.
Буфет был очень большим и уважаемым среди разных кухонь того города. Царивший в нем порядок часто ставили в пример маленьким, непослушным чашкам:

- Посмотрите, как вы ведете себя?! Разве так ведут хорошо воспитанные китайские пиалы? Вот если бы вы жили в том Уважаемом Буфете, вас бы быстро научили чистоте и порядку!

Маленькие Восточные Чашки испуганно щурили узкие глазки, с испугом вглядываясь в темноту кухни, где стоял Буфет. Тщательно смывали с себя чайный налет и аромат терпкого мятного напитка, послушно становились на полку.

Хозяйка всегда гордилась своим буфетом. Роли в нем были строго распределены! Наверху, под самым потолком, восседал самый важный столовый прибор - Заварной Чайник. В этом доме очень любили гостей и Чайник часто ездил «за границу», на убранный в Столовой праздничный стол.
Возвращаясь домой из дальних странствий, он всегда рассказывал соседям с верхних полок сплетни и небылицы, подслушанные во время чаепития:
- Вы слышали, в город приехал новый кондитер, и теперь к столу подают заварные пирожные.
А маленькие столовые ложечки охотно кивали:
- Да-да, и мы там были. Новый кондитер просто волшебник!
Суповые блюда занимали почетные средние полки. К обеду обычно не приходили интересные гости, но и просто возможность поразмять косточки, постояв час-другой на столе, считалась почетной.
Меж тем, жившие в Буфете на нижних полках Блюдца считали свою жизнь скучной.
Они были куплены для прислуги, но та предпочитала пить чай во дворе, под липами. Собирая посуду из маленького летнего домика. 
И сюда, в Важный Буфет, залетала лишь легкая кухонная пыль да шепот соседей с ближайшей  
кухни. Соседи никак не могли решить, кто должен кормить собаку, их ссоры и ругань часто доносились из-за массивной кирпичной стены, от чего любопытные блюдца весело позвякивали.
А случалось, что кто-нибудь из жителей Буфета скоропостижно умирал, упав на твердый-претвердый кухонный пол. В такие моменты среди строгих рядов тарелок пробегал еле слышный тревожный шепот-перезвон:
- Вы слышали?
- Слышали что?
- Большое обеденное блюдо разбилось!
- То самое, синее?!
- Да-да, я сама видела. Мыльным оно выскользнуло из рук хозяйки и упало прямо на пол, а кухарка уже смела осколки.
- Какой ужас! Бедное блюдо...
И вот одним темным-темным зимним вечером... в доме появился новый гость - Большой Черный Кот.
Накануне, хозяйка долго спорила со своим мужем, стоит ли им завести кота, ибо мыши в кладовке уже давно портят припасы. Хозяин басовито возражал, что кошки в наше время совсем от лап отбились и лучше один мешок подпорченной крупы, чем изодранный когтями диван.
Но вчера мыши погрызли запас любимого хозяйского табака. Целое утро хозяин ходил мрачнее надвигающейся непогоды. Вы же знаете, без выкуренной ароматной трубки в Наше Время, ни один дом не может быть уважаемым...
В далекой юности кот жил на улице и видел Лето, Осень, Звезды и Снег.
А ведь кроме пирожных, в буфете ни о чем раньше не слышали!
Потерявший свой важный статус Заварной Чайник и Суповые Блюда невзлюбили кота и презрительно замолкали, лишь его мягкие лапы переступали порог кухни.
Новый житель быстро подружился лишь с любопытными блюдцами.
- Уважаемый кот - наперебой все переспрашивали они - Вы ведь были за стенами нашего дома? И видели Мир? А на что похожи звезды?
Кот важно вытягивал спину и начинал свой мурлыкающий рассказ:
- Звезды... Они похожи на тысячи Новогодних Свечей, что зажигает хозяйка к обеду. Они светят, но не греют. И ими нельзя обжечься. Но вот Луна..
-Луна? Дорогой кот, расскажите, на что похожа Луна?
-Луна похожа на большой Швейцарский сыр. Вначале она круглая, но потом ее кто-то съедает.
- Съедает? Какой ужас. И никто больше не видит Луны?
- Я слышал от соседского кота, у которого его старший брат плавал на корабле, что Луна была испорченным сыром, который подали на стол Королю. Король был разгневан и проклял Луну.
Теперь она с неба напоминает нам о том званном обеде.
- Дорогой кот, мы бы так хотели увидеть Луну и Солнце, но мы не можем покинуть Буфет. Нас даже не вынимают к обеду.
Взмахнув кончиком пушистого хвоста, кот задумался.
-Кажется, блюдца умеют кататься! Я это видел в далеком детстве и когда дом уйдет ко сну...
Тут он цепко поддел ближайшее лапой, так что оно покатилось по полке.
Утром удивленный садовник нашел на крыльце аккуратно стоящие блюдца.. Долго крутил их в руках, смотрел на них своими старыми подслеповатыми глазами, а затем кликнул кухаре, чтобы та забрала их в Буфет.

Загадки  про посуду

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

***

Мы им режем мясо,

Овощи, колбасы.

Если он наточен остро,

Резать им легко и просто. (Нож.)

***

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

***

У меня есть две руки,

Днище вместо ножек.

Из-под шляпы пар идет,

Им обжечься можно. (Кастрюля.)

***

На железный блин похожа,

Все пожарить я могу.

Чтоб хозяйке не обжечься,

Руку я ей подаю. (Сковорода.)

***

Не держу в себе воды,

Дырки у меня внутри.

Я умею промывать,

Воду в дырки пропускать. (Дуршлаг.)

***

В ней суп и кашу варят

И картошку жарят.

 Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут. (Посуда)

***

 В нас варят, парят, жарят,

В нас тушат и пекут.

А вот к столу хозяйки

Нас не подают.

(Кухонная посуда)

***

Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин?

Что для этого нам нужно?

 (Посуда)

***

 Он в походе очень нужен,

 Он с кострами очень дружен.

Можно в нём уху сварить,

 Чай душистый кипятить.

 (Котелок)

***

Делают во мне салат,

Овощами я богат.

Всех тарелок больше я.

Салат любит вся семья. (Салатник)

***

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

***

 Чайника подружка

 Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

 И зовут её… (Кастрюлей)

***

 Будет вкусная еда

С золотою коркою,

 Если пользуешься ты…

 Верно, … (Сковородкою)

****

С поварёжкой она дружит

Кашу сварит нам на ужин

 Её любит мама Юля.

Как зовут её? (Кастрюля)

***

На плите стоит горячей

Вкусноту под крышкой прячет,

Кашу варит в ней мамуля,

 Ручки две, одна … (Кастрюля)

***

Словно блин кругла она,

Съел я кашу всю до дна,

Вижу я улыбку Севки,

 Он живёт на дне … (Тарелки)

****

Крутобокий и высокий,

Ох, напьюсь сейчас я соку,

 Вкуснотища – не обман,

 Опустеет мой … (Стакан)

***

И оладьи, и омлет,

 И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё … (Сковорода)

***

В столовом сервизе

Нет толще меня.

 Суп, щи и борщи

Заливаю в себя. (Супница)

****

Для питья он предназначен,

 Хрупок, из стекла, прозрачен,

Можно сок в него налить,

С удовольствием попить,

Воду можно из-под крана.

Нет нужней чего? (Стакана)

***

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (Фарфор)

***

Мы варенья как-то раз

Наварили целый … (Таз)

***

Возраст наш не очень юный,

 Были бабушки чугунны,

А теперь мы из тефлона,

Ручки — из пластмассы.

Подогреем макароны

И поджарим мясо. (Сковорода)

***

 Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

 Вам в походе заменю. (Термос)

***

Новая посуда, А вся в дырках.

 (Решето)

***

 Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река. (Тарелка)

***

 Новая посуда,

А вся—в дырках. (Дуршлаг)

***

 Этот слон белоголовый

На столе живёт в столовой. (Солонка)

***

Под Новый год их достают,

 Гостям напитки в них нальют,

 И, славные своим вокалом,

Под бой часов звенят … (Бокалы)

***

 В земле я родился,

В огне закалился. (Горшок)

 

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром крученная,

В печи обожженная,

От кувшина – низка Глиняная …

(Миска)

***

Соус острый лью на мясо,

 Сладким — сырники полью.

Пряным — рыбу заливаю.

 На столе в обед стою.

 (Соусница)

***

Сделана для жидкости,

А жидкость в ней не держится.

(Воронка)

***

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (Кастрюлей)

***

Хлеб бережет,

Черстветь не дает.

 Для хлеба — дом,

 Хорошо ему в нем. (Хлебница)

***

 Вся макушка в дырках мелких

 – Горечь-горькая в тарелках.

(Перечница)

***

 Новая посудина вся в дырах. (Решето)

***

Чтоб поужинать всем дружно,

 Что на стол поставить нужно?

Глубокую иль мелкую

Для еды … (Тарелку)

***

 Масло, ясно и ребёнку,

Надо класть всегда в … (Маслёнку)

***

 Под варенье есть — каретка

Под названием -… (розетка)

***

Купили новенькое,

такое кругленькое,

качают в руках,

 а оно все в дырках. (Сито)

***

Скажите, как назвать ее:

 Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко. (Терка)

***

Жесткая, дырявая,

Колючая, корявая.

 Что ей на спину положат,

 Все она тотчас изгложет. (Терка)

***

 Утка в воде, А хвост на горе. (Ковш)

***

 Лежит Сивка — Исколота спинка.

 (Терка)

***

Загадки про столовые приборы

Если к обеду нас не раздать,

То обедать нельзя начинать.

(Столовые приборы)

***

И к обеду, и на ужин

Нам набор посуды нужен.

Может — старый, может — новый,

 Ставь на стол набор… (столовый)

***

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

 (Ложка)

***

Сами не едим,

А людей кормим. (ложки)

***

 Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая. (Ложка)

***

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

 Лодочку с едою

Отправляю в рот. (Ложка)

***

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень

 – Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

***

На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса … (Вилка)

***

Осторожненько, смотри,

В руку ты его бери,

Не всегда и сам поймёшь,

Как порежет руку … (Нож)

***

Он на кухне — как начальник.

 И серьезный не случайно:

Разольет в тарелки щи,

 Сколько хочет — не взыщи!

А для ложек он полковник,

Что за черпак? —

 Большой… (половник)

***

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

***

 Без чего за стол не сесть,

Без чего салат не съесть?

Как киношная страшилка,

В салат топырит пальцы… (вилка)

***

 Ем столовой суп в обед,

 Чайной пробую десерт,

Дайте мне ещё немножко,

 Где моя большая … (Ложка)

***

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник)

***

Загадки про чайную посуду

К завтраку все чашки, блюдца

Вместе утром соберутся.

К чаю вовсе не случайно

Есть сервиз, какой же? (Чайный)

***

Он округлый, но не шар,

 Медный — не монета,

В нём пылает алый жар,

 Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди… (Самоваром)

***

Мы в шкафу рядком стоим,

Чистотой своей блестим.

Приглашают нас на чай.

Знаешь нас?

Так отвечай! (Чайные чашки)

***

Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

 С одной рукой милашка,

Голубенькая … (Чашка)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

***

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

***

Носит воду Хозяину в угоду;

 При нем живет,

 Пока не упадет. (Чашка)

***

Мала Анфиска да удала…

Твердит, не хвастая нимало:

— Какая это благодать

Всю жизнь в горячий чай нырять

 И поднимать в стакане бурю,

А после в блюдце отдыхать.

(чайная ложка)

***

 Чтоб чаинки не мешали,

Пить спокойно чай давали,

(Чай душистый, листовой!)

 Нужен… (Чайник заварной)

***

Захочешь чай — любую выбирай!

Вот они — толстушки.

Кто такие? (Кружки)

***

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри! (Сахарница)

***

Я хочу предостеречь!

Чтобы губы не обжечь,

 К чаю подаются

Ложечки и … (блюдца)

***

Ароматный чай душистый

Заварить в нем можно быстро.

Он с рисунком на боку,

С круглой крышкой наверху,

 С носиком как закорючка

И с фарфоровою ручкой.

(Заварочный чайник)

Сел за стол я и копаю

Маленькой лопаткою

Инструмент я окунаю

В борщ, в повидло сладкое.

Что лопатка зачерпнет

Отправляю прямо в рот

Кашу, торт, бульон, окрошку,

Знают все, что это …. ЛОЖКА

***

Для нас она необходима

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ

***

На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу

Картошку, бульоны,

Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ*

****


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал к занятиям.

Рекомендуемые игры,загадки,пословицы,стихи по теме "Моя Родина-Россия."...

Дополнительный материал по ЗКР

Дидактические игры по ЗКРПрект "Едет Масленица дорогая"Звуки месяца...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПАСПОРТУ

ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе "Поросёнок" (лепка из пластилина с использованием дополнительного материала).

Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на обучение умению создавать нужный образ из капсулы киндер - сюрприза и пластилина....

"Дополнительный материал к занятиям по формированию у дошкольников представлений о себе"

применяю эти наработки при работе с малышами в режимных моментах....