Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приемы художественно-эстетического развития дошкольников»
материал

Гаврюшова Ирина Викторовна

Мастер- класс для воспитателей
на тему:
«Приемы художественно-эстетического развития дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_gavryushova.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области»

Мастер- класс для воспитателей
на тему:
«Приемы художественно-эстетического развития дошкольников»

                                                                                                                       

                                                                                                      воспитатель:

                                                                                                      Гаврюшова И.В.

                                                                                                       

2020 год

                    Художественно – эстетическое развитие.


- развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей

( изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)

Основные направления художественно-эстетического развития детей-дошкольников.

Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ основывается на сложном и длительном процессе: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной – творческой деятельности, среди которых большое место занимает

-  изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация),

-  конструирование и ручной труд,

-  музыкальное воспитание,

-  культурно - досуговая деятельность,

- самостоятельная деятельность детей .

Что становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Методы, технологии и приёмы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

- наглядные;

- словесные;

- практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана другая классификация методов. Авторами этой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

- информативно - рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский

- эвристический;

- метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

        рассматривание;

        наблюдение;

        экскурсия;

        образец воспитателя;

        показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

        беседу;

        рассказ, искусствоведческий рассказ;

        использование образцов педагога;

        художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

        прием повтора;

        работа на черновиках;

        выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую–либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые. Во всех вышеназванных методах и приёмах, используемых в развитии изобразительной деятельности и художественно-эстетическом воспитании дошкольников существенная роль отводится педагогу-воспитателю, знанию им современных технологий и психолого-возрастных особенностей развития детей на различных этапах дошкольного детства.

Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Изобразительная деятельность в детском саду формирует у детей мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также свою деятельность учатся планировать и  начатую работу довести до конца.

На занятиях дети работают красками, со свойствами глины и пластилина знакомятся. Шаг за шагом одолевают работу с природными и с иными самыми многообразными материалами.

Помимо классических приемов употребления материалов инновационные художественные техники и приемы педагог предлагает. На занятиях дети учатся технике рисования пальчиками, ладошкой, обрывной бумагой, перчатками, кляксографией и т. д.

Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (усвоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, избранную всяким ребенком (по его замыслу).

Избрание того или другого типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В младших группах усвоение нового программного материала меньше места занимает, чем занятия по укреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия для работы детей по личному желанию обыкновенно отводится.

Во второй младшей группе приблизительно треть занятий рисованию или лепке может быть отведена на свободные темы, избранные самими малышами. Главная цель таких занятий — укрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно употреблять усвоенные приемы.

В средней группе повторение изученного программного материала — укрепление навыков изображения центральное место продолжает занимать, однако повышается число времени на усвоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах работе по замыслу детей главное место отводится. Цель таких занятий — формирование умений самостоятельно устанавливать тему работы, употреблять усвоенные приемы изображения.

                                  «Мраморная бумага»

Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Мы же, взрослые, заинтересованы в конечном продукте нашей деятельности. Ребятишки получат удовольствие от самого процесса создания  "мраморной бумаги", ведь это так здорово - смешивать папин крем для бритья с разноцветными красками, создавая красивыми узорами. А родители будут приятно удивлены тем, какая красивая бумага для детских поделок получится в результате.

Материалы и инструменты:

  • плоский поднос, крышка или тарелка (можно даже плотный целлофановый пакет),
  • пена для бритья,
  • краски, лучше всего акриловые, но можно жидкую гуашь, акварель или пищевой краситель
  • тонкая кисточка или зубочистки (можно спички),
  • листы бумаги, лучше всего альбомные или ватман, но подойдет и обычная бумага для офисной техники,
  • линейка или полоски плотного картона

                        План работы:

  • Нанести немного пены на поднос или тарелку, разровнять ее поверхность с помощью линейки или полоски картона.
  • Капнуть на пену краски разных цветов.
  • Тонкой кисточкой, зубочисткой или спичкой водить по поверхности пены в хаотичном порядке (этот способ подходит для малышей) или создавая определенный узор (этот способ подходит для детей постарше, уже наигравшимся с хаотичными линиями).
  • Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе.
  • Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска.
  • Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном.
  • Оставить рисунок сохнуть.
  • Оставшуюся пену можно перемешать и рисовать на ней снова.

                           Как рисовать пеной для бритья

  • Малышам можно предложить рисовать пеной для бритья на вертикальных поверхностях (обязательно под присмотром взрослых). Как и пальчиковыми красками, пеной рисуют с помощью пальчиков и ладошек.
  • Рисовать удобнее всего летом на даче или в ванной, чтобы потом было легче убирать. Рисовать можно на поверхностях, которые потом удобнее отмыть - на стекле (двери), зеркале, мольберте, подносе, закрепленном вертикально или в ванной - на плитке или на самой ванне.
  • Во время этого занятия нужно внимательно следить, чтобы ребенок не ел пену и не прикасался к глазам.
  • Занятие полезно тем, что при рисовании на вертикальной поверхности задействована (т.е. тренируется) не только та же группа мышц руки, что при рисовании на горизонтальной поверхности, но и другие мышцы.
  • Пену можно сделать цветной, добавив в нее красители.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городское родительское собрание Сценарий проведения мастер – класса для родителей по направлению «Художественно – эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС

Городское родительское собраниеСценарий проведения мастер – класса для родителей по направлению «Художественно – эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС...

Сценарий мастер-класса "Закружилась листва золотая" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет и родителей

В сценарии представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя рекомендации по обучению взрослых и детей...

Сценарий мастер-класса "Мультик в кармашке" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет и родителей

В сценарии "Мультик в кармашке" представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя подробное ...

Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Презентация к мастер-классу «Танцевальная деятельность как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в ходе активного педагогического общения....

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....