Консультация по нравственно- патриотическому воспитанию для воспитателей
консультация

Кайгородова Марина Анатольевна

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Что же такое патриотизм? Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.  Джордж Байрон писал: «Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и  мире.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

                                             

                                   

                                   Музыкальный руководитель  Кайгородова М.А.

                                                         

                                                       

 

                                                         «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… »В. А. Сухомлинский

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Что же такое патриотизм? Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.  Джордж Байрон писал: «Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и  мире.  

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности: – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; – учет этнокультурной ситуации развития детей.  Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка посеять любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.     Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, а  музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

 В  нашем детском саду патриотическое воспитание  осуществляется через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия и конкурсы.  Происходит  формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, к своим близким, бережное отношение к природе .Дети, сами не замечая этого, учатся сопереживать.   На музыкальных занятиях  я ставлю перед собой перед собой следующие задачи:

– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

     -развитие интереса к традициям и культуре;

– знакомство детей с гимном государства;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

 Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

 Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка дошкольного возраста Родина — это мама, это дом, где он живет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.  Нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздники «День матри», “8 марта”, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Известно, что маленькие дети легко запоминают услышанное, еще недостаточно владея устной речью.  Уже , начиная с группы раннего развития, дети  знакомятся и могут подпеть  несложные мелодии-  это и «Петушок» р.н.п., «Солнышко», «Ладушки», «Сорока»   и другие песенки- попевки. Дети  выполняют несложные танцевальные движения под русские народные мелодии.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка звучит на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах,  важно акцентировать внимание ребенка  на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.  

 В средних и старших группах мы слушаем «Жаворонок» муз. М. Глинки,  произведения П. Чайковского «Времена года»; муз. С. Прокофьева «Море»; муз. Н. Римского-Корсакова и др.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. Мы проводим такие праздники, как «Колядки», «Масленица», «Яблочный Спас» и другие.

 Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду- хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных. Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.       Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают

стихи, песни с  детьми.    Раз в квартал в каждой группе в раздевалке вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей.

Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Патриотического воспитание — это залог того, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета по нравственному-патриотическому воспитанию для воспитателей ДОУ

Анкета по нравственному-патриотическому воспитанию для воспитателей ДОУ. Данная анкета позволит Вам выявить,насколько актуальна тема нравственно- патриотического воспитания. Посмотрите , может кому-то...

Консультация «Формирование нравственно- патриотического воспитания через речевые игры »

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время  особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. В настоящее время...

Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию "Матрёшка" Воспитатель Архипова Наталия Владимировна

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по ознакомлению с русской народной игрушкой - матрёшкой....