Консультация по нравственно- патриотическому воспитанию для воспитателей
консультация
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Что же такое патриотизм? Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Джордж Байрон писал: «Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Музыкальный руководитель Кайгородова М.А.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… »В. А. Сухомлинский
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Что же такое патриотизм? Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Джордж Байрон писал: «Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности: – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; – учет этнокультурной ситуации развития детей. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка посеять любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, а музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
В нашем детском саду патриотическое воспитание осуществляется через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия и конкурсы. Происходит формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, к своим близким, бережное отношение к природе .Дети, сами не замечая этого, учатся сопереживать. На музыкальных занятиях я ставлю перед собой перед собой следующие задачи:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-развитие интереса к традициям и культуре;
– знакомство детей с гимном государства;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.
Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.
Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка дошкольного возраста Родина — это мама, это дом, где он живет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздники «День матри», “8 марта”, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми.
Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Известно, что маленькие дети легко запоминают услышанное, еще недостаточно владея устной речью. Уже , начиная с группы раннего развития, дети знакомятся и могут подпеть несложные мелодии- это и «Петушок» р.н.п., «Солнышко», «Ладушки», «Сорока» и другие песенки- попевки. Дети выполняют несложные танцевальные движения под русские народные мелодии.
Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка звучит на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.
В средних и старших группах мы слушаем «Жаворонок» муз. М. Глинки, произведения П. Чайковского «Времена года»; муз. С. Прокофьева «Море»; муз. Н. Римского-Корсакова и др.
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении.
Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.
Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. Мы проводим такие праздники, как «Колядки», «Масленица», «Яблочный Спас» и другие.
Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду- хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных. Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса. Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают
стихи, песни с детьми. Раз в квартал в каждой группе в раздевалке вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей.
Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.
Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Патриотического воспитание — это залог того, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета по нравственному-патриотическому воспитанию для воспитателей ДОУ
Анкета по нравственному-патриотическому воспитанию для воспитателей ДОУ. Данная анкета позволит Вам выявить,насколько актуальна тема нравственно- патриотического воспитания. Посмотрите , может кому-то...
Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию (Оформлено на основе интернет-источника http://detskiysad7navashino.caduk.ru/p25aa1.html )
Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию...
Консультация «Формирование нравственно- патриотического воспитания через речевые игры »
Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. В настоящее время...
Методическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию для воспитателей ДОУ "Дом для праздника"
метод пособие...
Консультация по нравственно - патриотическому воспитанию.
Рекомендации для родителей....
Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.
Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию "Матрёшка" Воспитатель Архипова Наталия Владимировна
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по ознакомлению с русской народной игрушкой - матрёшкой....