Формы и методы работы с семьёй
статья

Иванова Эльвина Сагитовна

Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повышение культуры педагогической грамотности семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_s_semyoy.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Формы и методы работы с семьёй

Одним из эффективных показателей развития дошкольной образовательной организации является грамотно организованная работа с родителями воспитанников.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Работники дошкольного образования обязаны развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольная организация не только должна воспитывать ребенка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность ДОУ как равноправных и равноответственных партнеров.

При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов учреждения дошкольного образования – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Все формы работы с родителями подразделяются на:

•        коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;

•        традиционные и нетрадиционные.

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей учреждения (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.

    По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

           Общее родительское собрание. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

           Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

         Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

    Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью до 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например, «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в дошкольном учреждении. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

            Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

             Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица»,«Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

           Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»

Рассмотрим некоторые нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

Акции. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку социальных инициатив участников образовательных отношений.

   Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

   Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Вот некоторые примеры акций, которые можно организовать в ДОУ:

«Добрая зима для птиц», «Берегите елочку», «Крышечки доброты», «Украсим планету цветами», «Наш дом – Земля».

В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, мастер-классы, различные субботники и т.д., посвящённые объектам акции.

Проектная деятельность широко используется в образовательной работе с детьми во многих дошкольных образовательных организациях. Как правило метод проектов трактуется педагогами как интегрированный подход в рамках одной темы для решения педагогических задач с детьми. Под проектом понимается отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.

Почта доверия. Основное назначение деятельности «Почты доверия» — способствовать созданию условий для соблюдения прав и законных интересов участников образовательных отношений. Данная форма работы с семьей достаточно эффективна. Так как в силу своей занятости родители не всегда могут задавать тот или иной вопрос или побеседовать с воспитателем. Но в письменном виде родители могут задавать вопросы, выражать благодарность, общаться со специалистами, высказывать свои пожелания, идеи, предложения. «Почту доверия» с инструкцией размещают на видном и доступном месте в приемной. Родителям объясняют принцип работы и поясняют, что представленная почта не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Родители опускают в ящик письма, записки, содержащие вопрос, просьбу, изложение проблемы, пожелания и т. п. Указывать имя, фамилию не обязательно, обращение может быть анонимным. Необходимо указать дату и время, по которым автор обращения сможет обнаружить ответ на стенде.

Совместные прогулки и экскурсии. Одной из активных форм и методов работы с родителями являются совместные экскурсии.Поход ребенка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей города, а для родителей – это необычное мероприятия вне детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны. Совместные экскурсии педагога и родителей, родителей и детей, могут способствовать взаимодействию между семьями, сплотить коллектив детей.

Благодаря экскурсиям, родители учатся проявлять искренний интерес к жизни группы, выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, активно участвовать в жизни группы и детского сада.

Перед каждой экскурсией проводится инструктаж детей по безопасность на дороге, поведению в местах большого скопления людей. Напоминаются правила поведения в музее.

Это только некоторые из современных форм взаимодействия, которые предложены вашему вниманию. Педагоги самостоятельно выбирают спектр форм взаимодействия с родителями воспитанников, главное, чтобы формы взаимодействия не ограничивались беседами и родительскими собраниями, а общение педагогов с родителями было интересным, эффективным и доброжелательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...

Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада"

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Важно заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и дет...

Современные формы и методы работы с семьёй.

При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями необходимо соблюдать основные принципы:открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспита...

Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться ...

«Инновационные формы и методы работы ДОУ с семьёй»

В контексте нового ФГОС ДО, взаимодействие ДОУ с родителями воспитанника считается наиболее эффективным на условиях социального партнерства. При этом специалисты ставят своей целью создание един...

Современные формы и методы работы с семьёй

Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного о...

"Современные формы и методы работы с семьёй"

Главная цель педагогов учреждения дошкольного образования – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспита...