«Использование антистрессовых игрушек как метод сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
статья (подготовительная группа)

Рыжова Ольга Викторовна

Одной из задач педагогов нашей группы, работающих с детьми ОВЗ, является постоянный поиск методов и приемов коррекционно- развивающего обучения и воспитания, создание безопасного и жизненного и образовательного пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_antistressovyh_igrushek.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование антистрессовых игрушек как метод сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

                                 

                                                  Рыжова Ольга Викторовна, воспитатель,

                                                  МАДОУ «Детский сад № 74», г. Энгельс

 

Одной из задач педагогов нашей группы, работающих с детьми ОВЗ, является постоянный поиск методов и приемов коррекционно- развивающего обучения и воспитания, создание безопасного и жизненного и образовательного пространства. Группу компенсирующей направленности для детей с ТНР посещают дети, имеющие особенности и физического, и психического развития, отмечается у некоторых детей отставание в интеллектуальном развитии, пресыщаемость, утомляемость, трудности в распределении и сосредоточении внимания, а также в общении, нарушение целенаправленной деятельности, плохая моторика, проблемы эмоционально-волевой сферы.  

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-труд терапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После ее смерти в 90-х годах сенсорная интеграция также нашла своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, склонных к гиперактивности.

Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе стали использовать разнообразные упражнения, но особого внимания требовала   тактильная дисфункция. Поэтому интересным методом в нашей практике стало включение в коррекционно-образовательную деятельность воспитанников антистрессовых игрушек. При выборе их для работы с детьми в первую очередь следует обращать внимание на соответствие продукции требованиям и нормам СанПиН 2.4.1.2660 – 10, а также на степень привлекательности для дошкольников.

Выбранные игрушки очень приятны на ощупь. Они сделаны из гладкого эластичного трикотажа ярких радужных цветов в форме животных и подушек. Ощущения, которые при контакте с ними испытывает взрослый или ребенок, - своего рода осязательный массаж, не просто приятный, но и полезный. Манипуляция с этими игрушками помогают отвлечься, расслабиться, получить массу положительных эмоций и тем самым избежать стресса, депрессии или просто отдохнуть и поднять настроение. Секрет притязательности этих вещиц у них внутри. Формы из мягкой эластичной ткани заполнены не простым, а волшебным веществом, тем самым, которое так приятно нащупывать руками. Это мельчайшие гранулы полистирола – крохотные шарики диаметром меньше миллиметра. Именно они делают игрушку такой приятной, легкой, теплой и пластичной.

Мы пришли к выводу о необходимости активного введения антистрессовых игрушек в общий коррекционно-развивающий процесс, в частности, в игры. Педагоги вместе с детьми проводят манипуляции с подушечками: сминают, разминают, надавливают, подбрасывают вверх и ловят, перебирают пальчиками, играют как на пианино, передают друг другу, рассматривают изображения различных животных. В результате значительно улучшается психоэмоциональное состояние воспитанников, повышается уровень эмпатии, дружелюбия и доверия друг к другу, наблюдается снижение негативных поведенческих проявлений и стабилизация эмоционального фона. Дети становятся спокойнее, мягче, увереннее в себе. Им хочется брать в руки, трогать, мять, щупать, тискать интересные игрушки. Игры, организуемые с использованием антистрессовых игрушек, дают прекрасную возможность для общения с детьми, развития речи и мелкой моторики. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развиваются внимательность и способность сосредотачиваться. Одни игры помогают подготовить детей к счету, в других они должны действовать, используя обе руки, что помогает им лучше осознать такие понятия, как «выше-ниже», «сверху-снизу», «вправо – влево». Играя с ребенком, необходимо максимально выразительно произносить фразы: то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя отдельные слова, а движения следует выполнять синхронно с текстом или в паузах. Подвижные игры способствуют физическому развитию, стимулируют воображение и творческие навыки, эмоциональную сферу, облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гиперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность. Важная особенность этих игр в том, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать в происходящем, но и слушать, наблюдать. Игры с антистрессовыми игрушками можно проводить как индивидуально, так и с группой воспитанников. В процессе групповой деятельности все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может оказаться в центре внимания. Во время игры он делает попытку организовать свой личный мир, переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Введение в игровую и обучающую среду антистрессовых игрушек является важным шагом на пути реабилитации детей с ОВЗ и облегчает их дальнейшую интеграцию в детский коллектив группы.

Рекомендации по применению антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ:

  • Прежде чем вводить антистрессовые игрушки в работу с детьми, необходимо изучить методику данного вида работ.
  • Нужно постепенно осваивать с детьми одно упражнение за другим.
  • Следует эмоционально ярко подавать материал в ходе игрового сеанса, досуга.
  • При проявлении внезапных приступов агрессии и неконтролируемого поведения необходимо переключить внимание ребенка с объекта агрессии на антистрессовую игрушку (дать в руки, разрешить проводить с ней различные манипуляции: сжимать, кидать, щипать, ударять и т.д.)
  • Такие игрушки рекомендуются давать дошкольникам в руки во время сна и фоном включать музыкальное сопровождение.
  • При недостаточном развитии моторики рук у ребенка, специалисту, работающему с ним, необходимо использовать тактильный контакт, четкую словесную инструкцию и методику «рука в руке».
  • Игрушки должны храниться в контейнерах в доступных для детей местах.

В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает нас, педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...

Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развит...

«Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является  всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. В настоящее время достичь этой цели  стало возможно через...

Использование сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьмий с ТНР

В статье говорится о целесообразности использования элементов сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, ...

Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы с детьми

Консультация для педагогов“ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТИСТРЕССОВЫХ  ИГРУШЕК В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ&rdquo...