Статья "АДАПТИВНЫЙ СПОРТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ)"
статья (подготовительная группа)

Мункуева Юлия Александровна

Главная задача адаптивного спорта для детей – создать полноценные комфортные условия для жизни детей инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы дети с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. Он имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx738.02 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ)

 Мункуева Юлия Александровна, воспитатель 1 категории

 МБДОУ Детский сад №89 «Журавленок»

компенсирующего вида

670000 р.Бурятия, г.Улан-Удэ

Ул.Зеленая 91

тел 8 (999)603-31-39

         e-mail: ulaarchi@mail.ru

Рост инвалидности – тенденция мировая. Всего в мире насчитывается порядка 650 миллионов официально зарегистрированных инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляет около 10% населения земного шара. Для сравнения: в США – 54 миллион инвалидов, или 19%, в Китае – 60 миллионов, или 5%, а в России - 1.6 миллион инвалидов, или 4.5%. По данным ФГИС Федерального реестра инвалидов в Республике Бурятия на сентябрь 2018 года насчитывалось 5631 детей-инвалидов, а в 2019 году эта цифра составляет 6052 детей-инвалидов. Динамика роста составила 7% за год, это гораздо больше, чем в 2017-18 гг.

Детский адаптивный спорт - это, прежде всего, соревновательная деятельность, в которой ребенок с особыми потребностями, имеющий ограничения по состоянию здоровья или ментальное нарушения, стремится к достижению максимальных возможностей, совершенствует свою спортивную технику за счет сохранных функций.  

Главная задача адаптивного спорта для детей – создать полноценные комфортные условия для жизни детей инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы дети с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. Он имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений.

В Республике Бурятия реализуется проект «Лига мечты» по программе АНО «ЦСПА «Лыжи мечты», Сергея Белоголовцева, который функционирует с 2018 года, руководителем является Тубчинов Дмитрий Анатольевич. Данный проект представляет собой комплекс спортивных мероприятий в Республике Бурятия для детей с ограниченными возможностями (ДЦП, аутизм, синдром Дауна, с нарушением зрения слуха и другие), по средствам занятий адаптивной физической культуры.

На данный момент организация проводит занятия для 82 детей с ОВЗ по программе «Лыжи мечты. Ролики» из г.Гусиноозерска, г.Улан-Удэ и г.Северобайкальск Республики Бурятия.

«Лига мечты» - это всесезонная программа физической реабилитации через занятия адаптивным спортом. Зимой дети могут заниматься горнолыжным спортом, летом роллер спортом, каякингом и игровыми видами спорта на открытых площадках или же круглогодично – роллер спортом, игровыми видами спорта, скалолазанием в зале.
Список активностей постоянно расширяется. Эти занятия – не обычная скучная реабилитация, это спорт в кругу семьи и друзей, это вдохновляюще, весело, это мотивирует и радует.

Благодаря занятиям у детей появляется привычка к физическим нагрузкам, увеличивается выносливость, улучшается координация, формируются новые двигательные навыки и нейронные связи. Также благодаря совместной игровой деятельности, отмечается положительное влияние на психоэмоциональный фон ребенка, улучшение когнитивных функций и коммуникативных навыков детей-инвалидов.

Зачем это нужно? И действительно, что есть в спорте полезного для детей с ОВЗ?                                                                                           

Социальная составляющая – ребенок интегрирован в общество и является полноправным его членом, он взаимодействует с новыми для него людьми в новой для него среде, а игровые виды спорта еще и подразумевают работу в группе, в команде;

Эмоциональная составляющая – ребенок достигает успеха («Если я могу заниматься спортом, я могу все»), и сама деятельность является мотивирующей и радостной.

Физическая составляющая – развитие силы, выносливости, координации движений, равновесия. Первоочередной задачей всегда является развитие и улучшение навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни, и способствующих его адаптации в обществе.

Более подробно, я хочу рассказать о своем опыте работы игровыми видами спорта с особенными детьми. Это разминка, бочча, игры на тележках, керлинг и беговел. Это все лишь некоторые виды игровых занятий. На самом деле их намного больше.

Сложно-координационные виды спорта, такие как горнолыжный и роллер спорт, а также элементы игровых видов спорта, заставляют тело и мозг включаться на 100%! Активно развивается равновесие и координация движений, восприятие своего тела, сила мышц, выносливость, ловкость. Развитие равновесия и координации способствует улучшению стояния и ходьбы, снижает риск получения травм в результате падений в повседневной жизни. Увеличивается объем движений в суставах. Дети учатся концентрации внимания, восприятию инструкций и точному их исполнению, знакомятся с новыми понятиями и движениями, общаются с новыми людьми и учатся взаимодействовать с ними. Программы подходят для детей с 3 лет (элементами игровых видов можно заниматься и раньше, с родителями). Спортивные занятия на свежем воздухе способствуют улучшению сна и поведения детей, повышается иммунитет.

Во время вводной части занятия (разминки), происходит разогрев мышц, с помощью простых игровых упражнений инструктор вовлекает в работу проблемные зоны ребенка. Разминку необходимо проводить со всеми участниками занятия. Ее содержание зависит от возможностей учеников и задач, которые предстоит решить в основной части занятия. Разминка дает возможность получить больше информации о физических качествах ученика (гибкость, скорость, координация). Для учеников, которые имеют ограниченный запас энергии – необходимо проводить легкую игровую разминку. Для учеников, которые имеют достаточно подвижности – более подвижную разминку. Для учеников, имеющих физические нарушения, рекомендуется проводить пассивную разминку (растяжку).   Разминка

После разминки можно приступить к различным спортивным играм. Какие могут быть игры, более подробно разберем несколько видов.

Бочча

С помощью таких игр можно развивать силу и точность броска, а также плавность движений рук. Список снаряжения: используется специальный набор шаров для игры. Площадка – песок, ровная травяная, с резиновым покрытием. Можно играть в помещении.

Ход игры: игроки (от 2 до 12-20 человек, в зависимости от размеров комплекта для игры – не менее, чем по 1 шару на каждого участника) делятся на 2 команды (возможно на 3 или даже 4 команды). На одну команду полагаются шары одного цвета (если играют вдвоем – на каждого игрока по 3-4 шара одного цвета). Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький). Бросок производится из круга или из-за линии, где игрок должен находиться, пока его шар не остановится. Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. При этом разрешается выбивать шары противника на дальние позиции.

При игре командами сначала бросает игрок команды, вытянувшей жребий, потом игрок следующей команды, и так до тех пор, пока все игроки во всех командах не сделают свой бросок (при игре в бочча – право бросить следующий шар получает та команда, чей шар находится дальше от стартового, и бросает шары до тех пор, пока их шар не окажется ближе, или пока не закончатся шары). После чего игроки определяют, чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому, и начисляют очки.

При игре в бочча выигравшая команда получает столько очков, сколько их шаров находится ближе к стартовому, чем ближайший шар второй команды. Можно также играть по упрощенным правилам, начисляя 1 очко команде, чей шар оказался ближе всего к стартовому. Количество партий определяют играющие. По результатам всех партий определяется победитель турнира.

     Бочча

Напольный керлинг

Керлинг в наше время становится все более популярным видом спорта. Отныне множество людей стремится попробовать каково это - толкать камни. Напольный керлинг - командная или индивидуальная игра, облегчённый вариант кёрлинга - олимпийского и параолимпийского вида спорта. Да, это лишь напольная версия и инвентарь уменьшенных размеров, однако накал страстей, вариативность стратегий и сосредоточенность участников абсолютно такие же, как в полноценных соревнованиях! Комплект для игры в напольный керлинг включает: баннер с разметкой, по 6 камней на роликах красного и желтого цвета, 2 щетки и 2 длинных толкателя для игроков на колясках.

Цель игры: расположить как можно больше своих камней к центру окружности ("дома") и не дать сопернику сделать то же самое.

Ход игры: Игроки команд по очереди запускают камни с одной стороны размеченной площадки на другую. Выпуск камня должен быть совершён из одной из двух специальных точек, изображённых на площадке. Для броска игрок становится рядом с точкой, плечи параллельно линии броска, одна нога (передняя) согнута в коленном и голеностопном суставе, вторая стоит на колене. Бросок осуществляется рабочей рукой. Если игрок осуществляет бросок из положения сидя в коляске, то он использует специальный толкатель, чтобы разогнать камень.

Выпущенный камень должен:

 - обязательно полностью пересечь зачётную линию перед "домом";

 - не выкатиться полностью за заднюю линию за "домом";

не коснуться (и не выкатиться) за боковые линии по периметру площадки.

Если выполненный бросок удовлетворяет всем трём условиям (остановился в "зачётной зоне", то бросок считается зачетным, и камень остаётся стоять в том месте, где остановился до конца этого розыгрыша (энда). После этого право выполнить бросок переходит ко второй команде.

Команды выполняют броски по очереди: одна команда, потом вторая, затем опять первая и т.д. до тех пор, пока не будут выпущены все камни.

Когда все камни оказываются переброшенными (все броски сделаны), подсчитывается результат энда:

победу в энде одерживает команда, чей камень оказывается ближе всех к центру дома;

после определения выигравшей в энде команды, подсчитываются счёт энда: сколько камней выигравшей команды находится ближе к центру дома, чем ближайший камень соперника, столько очков получает выигравшая команда. Проигравшая команда очков не получает.

Следующий Энд начинает выигравшая команда, тем самым последний (решающий) бросок будет у проигравшей команды. В зависимости от регламента соревнований может быть сыграно от 2 до 8 эндов.

   

Игры на тележках

Различные скутеры и тележки – это отличная тренировка ног и корпуса, а также следование указаниям, и одновременно с этим - чрезвычайно весёлая и увлекательная игра. Это отличная возможность уравнять людей, которые не могут ходить самостоятельно, с теми, кто может ходить, поставить их в одинаковые условия. На скутерах можно играть в обычные игры: футбол, баскетбол, хоккей. Можно придумать специальные игры. Можно использовать вместе со скутером специальные палки, с помощью которых можно толкаться или забивать мяч.

Список снаряжения: Тележки (scooter – сиденье от табурета с 4мя колесиками), «клюшки» (палка с мягкой рукояткой и ударным мягким шаром на другом конце), небольшие мячи, конусы, лента.

Адаптирование: сначала нужно адаптировать тележки для тех учеников, кто не может сидеть на полу с вытянутыми ногами путем изготовления картонных спинок. Наименее активные ученики играют с помощью тьютора. Если участник не может устойчиво сидеть на скутере, то можно сделать поддержку в виде спинки из картона, а также можно скрепить два скутера, чтобы ноги участника целиком находились на нём.

Последовательность обучения: двигаться на тележке разными способами:
• лицом вперёд,
• спиной вперёд,
• развороты,
• змейка между конусов,
• стоя на одном колене и толкаясь как на самокате,
• лёжа на животе,
• отталкиваясь палкой с мягким наконечником, как веслом,
• отталкиваясь двумя палками как на лыжах, • толкая тележку с другим участником, сидящем на ней…


             Эстафеты:
• Сидя на каталке, объехать конус
• По двое: один везёт другого за ноги (или за плечи)
• Объехать конусы змейкой
• Участники команды должны по очереди отвезти в корзину каждый свой мяч.
• Один участник команды должен отвезти мяч в корзину, следующий участник должен его забрать.
Можно играть в разные игры, например, хоккей с мячом и т.д., вариаций много.

   
               Игры на тележках
нику сделать то же самое.

Ход игры: Игроки команд по очереди запущадки на другую. Выпуск камня должен быт

Беговел

Беговел совмещает в себе черты велосипеда и самоката. С его помощью можно естественным способом можно научится держать баланс и кататься. Благодаря особой инструкции, учиться ездить на беговеле не сложнее, чем научиться ходить и через какое-то время дети с особыми потребностями превращаются в энтузиастов езды на велосипеде.

Список снаряжения: беговел подходящего размера (Strider 12, 16 или 20), конусы, мел, веревка/лента, препятствия — горка, доска, пупырчатая пленка и т.п. Перед занятием необходимо тщательно отрегулировать высоту седла и руля и при необходимости угол наклона руля и седла. Ученик в положении сидя на седле должен стоять полной стопой на поверхности, колени немного согнуты.

Большинство упражнений пробуем сначала в статике (инструктор перед учеником, фиксирует переднее колесо ногами и удерживает беговел за руль, ученик по командам инструктора выполняет упражнение. Затем пробуем в движении.

           Адаптирование: в основном достигается за счет точной подгонки высоты седла, руля, возможно, за счет наклона и поворота руля. Изучение двигательных навыков в темпе ученика. Если ученик самостоятельно может поднять беговел и сесть на него, двигаться и слезать, то его можно приглашать на групповые занятия (возможно, с тьютором). Также возможно сразу проведение занятий в групповом формате, если на каждого ребенка есть тьютор.

  Беговел

Под влиянием физических упражнений происходят следующие положительные изменения: Активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды;

Расширяется запас двигательных умений и навыков, в частности, навыки стояния и ходьбы, развивается крупная и мелкая моторика;

Увеличивается амплитуда движений, подвижность суставов верхних и нижних конечностей;

Укрепляется мышечный корсет, улучшается осанка;

Увеличивается выносливость; Улучшается равновесие и координация движений;

Улучшается концентрация внимания, способность удерживать внимание, скорость реакции, способность решать поставленные задачи;

Значительно улучшается эмоциональный фон, повышается мотивация к действию.

Литература:

1.        Сунагатова, Л. В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов / Л. В. Сунагатова, У. А. Марченкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2012.

2.        Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В. В. Чешихина и др.: под ред. Т. В. Зозули. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с детьми по познавательной деятельноси Тема"Детское экспериментироывание - как метод экологического воспитания."

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок нач...

ВЗАИМОИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗ. И СПОРТ. УГОЛКОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

ВЗАИМОИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗ. И СПОРТ. УГОЛКОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ....

Сообщение из опыта работы с детьми от 1,5 до 2 лет. "Знакомим детей с окружающим миром!"

Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам....

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

из опыта работы с детьми с нарушением интеллекта "Музыкально-игровая деятельность с детьми с ОВЗ"

В работе с детьми с нарушением интеллекта создаётся особым образом организованное сопровождение отличающееся от детей с традиционным развитием. В статье описаны особенности взаимодействия и приёмы раб...

Совместная работа педагогов и родителей по созданию у детей мотивации к занятиям физической культуры и спортом. (Из опыта работы).

Основной целью взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей...