Опыт работы по трудовому воспитанию в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tr.deyatvalya.docx402.66 КБ

Предварительный просмотр:

из опыта работы по трудовому воспитанию в средней группе.

C:\Users\Нарышкино\Desktop\img7.jpg

                                                                                      Подготовила :воспитатель

Первой квалификационной

категории Блохина

Валентина Алексеевна

С.Нарышкино 2018г

Сообщение

 из опыта работы по трудовому воспитанию в средней группе.

 «Дайте детям радость труда.

Эту радость ему несут успех,

 осознание своей умелости и

 значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим. »

 В. А. Сухомлинский

Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте. Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения- является трудовое воспитание.

. Весь процесса трудового  воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Включение ребенка в трудовую деятельность обеспечивается существенными для него мотивами, он испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулированные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и т.д

. Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

 1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

 3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

4. Воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

 В детском саду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекали лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволило сформировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых оказали большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, ведь ознакомление с трудовой деятельностью сочеталось с трудом самих детей.

 «Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. . Труд детей в детском саду разнообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.

  Формирование навыков и умений в самообслуживании.

В средней группе  совершенствуются навыки , которыми дети овладевают в младшей группе. Они самостоятельно одеваются и раздеваются аккуратно вешают на стульчик одежду , складывают одежду в шкаф, относят влажные вещи на батарею, моют руки по мере загрязнения ,едят пользуясь вилкой. Большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца ( одеваться , раздеваться, есть не отвлекаясь).Эти задачи решаются успешнее, если использовать игровые приёмы и систематически контролировать детей. Например, перед мытьём рук говорю : « Сегодня Буратино пришёл учиться мыть руки у вас. Он не верит мне ,что дети умеют мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа грязи. Так же можно использовать художественное слово. В этом возрасте у ребёнка появляется стремление научить товарища тому , что он умеет сам, формируется навык взаимопомощи. ( « Сегодня мы так быстро собрались на прогулку потому ,что помогли друг другу одеться.)

В этой группе  используем такие методические приёмы, как привлечение детей  к анализу результатов труда ( « Сейчас мы с Варей и с Колей проверим , аккуратно ли сложены вещи в шкафах»). Важно дать детям больше самостоятельности в самообслуживании. Показ способа действий и объяснение на данном этапе занимает  большое место в нашей работе. На конкретных примерах учим детей делать выводы. Забыл убрать одежду в шкаф – будешь долго её искать ;не завернул рукава – будешь ходить с мокрыми рукавами.

 хозяйственно-бытовой  труд.  В средней группе х-б труд  начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и ранее основной формой его организации являются поручения . Трудовые усилия  детей надо обязательно оценивать. Хвалить ребёнка надо при всех детях, но если заслуживает порицания, сказать  ему об этом с глазу на глаз. В  средней группе содержание хоз- быт. труда усложняется . Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия ,то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (  моют тряпочкой игрушки  ,  прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протирали  столы и стульчики, намыливают  кукольное белье, стирают его ,подклеивают книжки, сервируют к обеду стол ,дежурные убирают салфетки после еды , готовят  всем  необходимым для занятий стол, убирают свои рабочие места. Хозяйственно- бытовой труд можно организовывать в утренние и вечерние часы , в в группе и на прогулке Подчеркнуть для ребенка общественную значимость его труда.

Труд в природе. В средней группе продолжают приучать детей ухаживать за цветами, животными, живущими в уголке природы, закрепляют знания о них. Продолжают формировать  элементарные навыки работы в цветнике, огороде .Воспитывают желание трудиться сообща, чувство ответственности за выполнение порученного дела. Дошкольники пятого года  жизни уже владеют некоторыми способами общения с объектами природы.У них более устойчиво  внимание, лучше развиты процессы восприятия и мышления , чем у младших детей. Они способны к волевым усилиям. Дети могут ставить перед собой цель,но планировать свои действия они ещё не в состоянии, поэтому педагог не только формирует умение планировать, но и воспитывает стремление доводить начатое дело до конца.Большое внимание уделяется показу способов и приёмов работы в при роде.

Детей средней группы привлекают:1).  к наблюдениям за природными объектами на территории детского сада и в уголке природы, 2.)к совместной с педагогом  работе в цветнике, огороде ,в уголке природы.( полив цветов в уголке при роды, в цветнике и на территории детского сада, созданию и уходу за « огородом на окне».)3.) к  зарисовке в альбомах изменений в жизни растений, животных, добрых дел по отношению к природе. В процессе наблюдений дети  обогащают свои знания о том как выращивают овощи. Знакомятся с правилами уборки урожая и принимают посильное участие в этом виде деятельности. Можно напомнить р.н.сказки , в которых говориться об уборке овощей. Воспитатель в ходе бесед вводит понятие оставить овощ на семена; организуется наблюдение детей за тем , как развивается растение , оставленное на семена .Детей привлекают к сбору опавших листьев. Педагог продолжает знакомить со способами работы с инвентарём ( граблями ,тяпкой, лопатой , секатором). Представление о том ,как работают секатором, дети получают в процессе наблюдения за взрослыми, которые обрезают ветви кустарников. Воспитатель объясняет детям , что таким образом люди помогают растениям готовиться к зиме.В начале зимы дети совместно с педагогами или родителями делают простейшие кормушки для зимующих птиц . Опираясь на первоначальные знания, воспитатель выясняет у детей . чем кормят птиц. Работа по подкормке птиц проводится  с поздней осени до ранней весны. Педагог напоминает детям , что весной кормушки можно снять , так как в это время птицы находят корм в лесу. В зимний период детей привлекают к очистке дорожек и участка от снега..Весной дети наблюдают за взрослыми ,которые окапывают деревья. Педагог объясняет, что делают для того, чтобы тёплый воздух  поступал к корневой системе растения. Когда земля на огороде подсохнет , нужно обратить внимание детей на то , что землю можно перекапывать. Воспитатель привлекает детей к выравниванию грядок на огороде и в цветнике. Показать детям как работают тяпками, аккуратно рыхлят землю, не задевают корни растений. Воспитатель приучает детей бережно относиться к инвентарю: после работы убирать  его на место, содержать в чистоте .Дошкольников привлекают  к посадке в борозды  семян овощных культур. Педагог сажает выращенную ими рассаду. Летом проводиться работа по прополке сорняков на огороде и в цветнике.Дети поливают овощные и цветочные культуры.Педагог раздаёт лейки , в которые они набирают тёплую воду из общего ведра .Воспитатель показывает детям , как надо перемещаться с лейкой вдоль грядки , равномерно поливая её.

Работа в уголке природы.

В средней группе в осенний период продолжаем работу по формированию простейших способов и приёмов ухода за растениями и животными (кормление, протирание листьев);  воспитанию заботливого отношения к природе.

Объясняем  детям ,что птицы живущие на воле, заботятся о себе сами. А вот животные , находящиеся рядом с человеком , нуждаются в заботе.

Дети получают больше  самостоятельности в кормлении животных. Они уже знают , что у каждого животного разный корм, в определённой дозировке, и он должен быть полезным . Дети вместе с воспитателем  готовят корм для птиц. Педагог учит детей планировать свои действия по уходу за животными. Лучше работать малыми группами  ( 2-3 человека), давать разные поручения.

Н-р: предлагается Ване покормить рыбок, Ани  и Вари–позаботиться о птицах. Воспитатель наблюдает за правильностью выполнения задания. Если требуется приходит на помощь.Во второй половине года он даёт детям не только индивидуальные поручения, но и коллективные. В ходе беседы уточняет , что должны дети делать , когда работают вместе, помогает договориться о распределении обязанностей.

С поздней осени до конца марта педагог вместе с детьми выращивают лук ,зелень для птиц.  Работу по проращиванию педагог выполняет сам. Дети могут помочь в приготовлении почвенных смесей. Дети наблюдают как растёт рассада, в процессе наблюдения они усваивают  технологию работы с рассадой , а также узнают , что педагог в почву кладёт волшебные порошки (минеральные удобрения) , которые будут помогать расти маленьким растениям крепкими и здоровыми .  .

В конце зимы внести в помещение 2-3 ветки дерева или кустарника и поставить в воду , понаблюдать как они реагируют на тепло и воду. Дети убеждаются что для нормального развития растений необходимы специальные условия.

В весенний период опираясь на первичные представления детей о строении растений (корень, стебель, листок, цветок) , продолжает знакомить с простым способом размножения на примере хлорофитума. Дети рассматривают растения , обращая  внимания на его « усы» на которых образовались маленькие растеньица. Объясняет ,где материнское растение . а где детки; какие есть способы вырастить новый цветок: можно отрезать ус и поставить в воду , чтобы развились у него корни , а можно присыпать маленькое растение землёй , не отрезая ус.В последнем случае оно будет получать питание и от взрослого растения и из земли. Педагог показывает оба способа размножения хлорофитума и организует наблюдение за молодыми растениями ( дети определяют в какое из них развивается быстрее.

Детей привлекают к поливу комнатных растений.  Они узнают , что одни растения любят воду , другие не очень. Учатся по цвету земли и на ощупь распознавать , влажная или сухая земля в горшках. Воспитатель показывает , как следует поливать различные растения.

Педагог приучает детей видеть малейшие изменения в жизни растений. Замечать на каком цветке бутон  , на каком распустился цветок, а на каком растении появились малыши (маленькие листочки).

Педагог совершенствует умения детей связно передавать свои впечатления об окружающем. Он всячески поощряет деятельность дошкольников, связанную с самостоятельными наблюдениями в природе.

Большую роль в педагогическом процессе , направленную на общение с природой , играет привлечение сказочных героев. Они могут наблюдать  за деятельностью детей , помогать им советом или делом.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Опыт работы по трудовому воспитанию

Опыт работы по трудовому воспитанию представленный на педагогическом совещании...

Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...

Опыт педагогической работы по экологическому воспитанию в средней группе «В гостях у кролика».

Расширять представленя детей  о домашних животных. Познакомить с домашним животным кроликом, его внешним виом....

Опыт работы по трудовому воспитанию коллектива МКДОУ «Большесолдатский детский сад»

Трудовое воспитание - основа формирования активной целеустремленной личности,  фактор успешной социализации ребенка,  возможность реализовать его потребность в самостоятельной деятельности. ...

Презентация "Опыт работы по трудовому воспитанию ( в том числе , ранняя профориентация)".

  Трудовое воспитание ребёнка надо начинать как можно раньше, когда ребёнок впервые произносит: «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребёнка к труду является одним из перв...

Опыт работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

В данной статье мы обобщили опыт работы по трудовому воспитанию....