РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Народные игрушки-национальные символы России.
материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx290.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Народные игрушки-национальные символы России.

Народная игрушка, как средство развития детей раннего возраста

Здравствуйте уважаемые родители!

Тема собрания:

1) Влияния народной игрушки на развитие детей

2) Разновидности народной игрушки, как средство сенсорного развития ребёнка.

3)Русские народные потешки, как средство развития речи.        

1) 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.

И мы сегодня хотим обратить ваше внимание на народные игрушки. Во все исторические эпохи игрушка была связана с ребенком, в процессе игры происходило формирование его внутреннего мира, умственных, физических и нравственных качеств. Многовековой опыт народной педагогики и культуры, заложили в народную игрушку широкие педагогические функции: развивающую, игровую, развлекательную, эстетическую, коммуникативную и др. Таким образом, народная игрушка, с её чарующим миром ярких и живых образов, становится любимым объектом совместной деятельности, который находит эмоциональный отклик в душе ребенка с первых дней рождения, отвечая потребностям и интересам малыша ,выступает для ребенка предметом забавы, развлечения, радости, и в то же время важнейшим средством его всестороннего развития. В практике воспитания детей раннего возраста наиболее народные игрушки : моторные, образные, театральные, игровые, звучащие, дидактические. Основой для изготовления вышеназванных игрушек всегда было дерево, самый безопасный и экологически чистый материал.

2) Чтобы воспринимать окружающий мир (видеть и понимать свойства предметов и явлений), ребенок должен его видеть, слышать, ощущать и действовать с ним. Издавна любящие и заботливые родители создавали такие условия для детей, мастерили для них игрушки. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием, которое подходило по сюжету игры. Среди игрушек не было случайных поделок. Все они готовили детей к жизни в деревне, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Как раз в раннем возрасте начинается формирование сенсорных этолонов.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Одним из самых запоминающихся образов, символом России, стала Матрешка. Матрешка – классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

Очень необычен образ богородской игрушки. В игрушках-шутках нет ничего лишнего, кроме того, в них точно передана динамика. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Потянешь за две планочки и оживает игрушка: «Тук-тук-тук» , или бьют клювиком курочки.

Полхов-Майданские мастера также умеют удивить детвору забавными игрушками-«таратушками». В ярких образах раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Майданская роспись игрушек не-обычно яркая, легкая, чистая, непосредственная, в чем-то даже близка детскому рисунку.

Можно долго перечислять достоинства всех видов русской деревянной игрушки, но каждая будет по своему образна, красочна, оригинальна по замыслу, доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, конкретное и лаконичное. Подчеркивая ценность использования народной игрушки как средства всестороннего развития ребенка раннего возраста, хочется особо указать на то, что игрушка помогает поддерживать у малышей интерес к совместной деятельности, желание участвовать в ней, формирует уверенность в своих силах и возможностях. Именно поэтому, мы обратились к русской деревянной игрушке как посреднику, между ребенком и взрослым, где ситуация «ребенок -игрушка –взрослый», являясь преобладающей на данном возрастном этапе.

3) Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора. Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

Развивают речь.

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

 Развивают мелкую моторику.

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

Развивают музыкальный слух, эмоции, чувство ритма.

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь. Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду. Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме. Учат доброте, сопереживанию С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРУШКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»

Сколько игрушек у вашего ребенка?

         А)  много;

        Б)  очень много;

         В)  скорее мало, чем много.

Как часто вы их покупаете?

       А)  часто;

       Б)  очень часто;

Задумайтесь. Сталкивались ли вы с тем, что ребенок имееет разные игрушки, но не играет с ними?

Взрослых расстраивает то, что ребенок не играет в игрушки, не подозревая, что он просто не умеет в них играть. Ребенку говорят: «Играй!» Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Поэтому рекомендуем играть в игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

Также все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы видите, что ребенок долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время достаньте, её появление вновь вызовет интерес у ребенка.

Благодарим Вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание " Народные подвижные игры в современном мире"

Родительское собрание" Народные подвижные игры в современном мире"...

Конспект родительского собрания "Народные промыслы"

Конспект родительского собрания "Народные промыслы"...

Родительское собрание с участием детей "Экскурсия в мини-музей народных промыслов России"

Мини-музей- отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организация очень увлекательной и познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой....

Конспект развлечения в старшей группе «День народного единства с символом России Матрешкой»

Конспект развлечения в старшей группе «День народного единства с символом  России Матрешкой»Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки – русской матрешк...

«Родительское собрание «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СЕМЬЕ».»

laquo;Родительское собрание «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СЕМЬЕ».»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему: «Наша Родина – Россия».

Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы,  мы посвятим вопросам: с чего начинается любовь к Родине; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства; как это делать и др.Почему сегодня ...