"Развитие речевого общения детей по средствам театра теней"
статья

Саган Наталья Николаевна

Речь - явление социальное, служащее средством общения людей друг с другом. С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства и потребности, делимся впечатлениями и переживаниями. Психологи и педагоги подчеркивают значение дошкольного детства в развитии речи ребенка. В этот период в жизни ребенка появляются сверстники, другие дети, с которыми устанавливаются определенные, порой очень непростые отношения. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, играют то вместе, то порознь и т.д.  Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам, дедушкам – все это доступно дошкольникам, поэтому увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

 

                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие речевого общения детей по средствам театра теней"

Речь - явление социальное, служащее средством общения людей друг с другом. С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства и потребности, делимся впечатлениями и переживаниями. Психологи и педагоги подчеркивают значение дошкольного детства в развитии речи ребенка. В этот период в жизни ребенка появляются сверстники, другие дети, с которыми устанавливаются определенные, порой очень непростые отношения. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, играют то вместе, то порознь и т.д.                                                                                 Первый опыт взаимоотношений со сверстниками накладывает отпечаток и на развитие личности ребенка и во многом определяет характер отношения ребенка к себе, другим, миру в целом. Однако этот опыт не всегда складывается удачно, и у многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь в будущем весьма печальные последствия. Поэтому очень важно вовремя помочь ребенку преодолеть трудности во взаимоотношении со сверстниками, научить их правильно выстраивать отношение с окружающими и освоить социально приемлемые формы поведения в обществе. Эта задача стоит и перед педагогами детского сада и перед родителями. Решить ее, можно через привлечение детей к искусству театра теней.                                                                                                                                          Театр – одно из величайших искусств человечества, соединяющий в себе другие виды искусства – литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. В своей работе мы используем различные виды театров: пальчиковые, настольные, плоскостные, бибабо и др. Но особый интерес у детей вызывает теневой театр, который основан на использовании плоских кукол, которых помещают между источником света и экраном. Театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей. Таинственность и необычность зрелища захватывают ребенка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действие, живо реагируют на происходящее. Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.

Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие воспитатели прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Анализ образовательных программ и учебно-методических пособий показал, что нет парциальных программ и методических разработок, которые можно было бы применить в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Поэтому использование театра теней в практике работы детского сада зачастую ситуативно и бессистемно. Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному эмоциональному воздействию театра теней. Однако, дошкольникам интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам, дедушкам – все это доступно дошкольникам, поэтому увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

Театр теней, в отличии от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации необходимы три элемента: экран, источник света и актеры- теневые фигуры, в роли которых могут выступать, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находится под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом и родителями.

На начальных этапах приобщения детей к искусству театра теней, в подготовке и показе спектакля принимают участие лишь взрослые (педагоги и родители), но постепенно привлекаются и дети. Сначала они разыгрывают сценки- импровизации, шутят и веселятся, экспериментируя с тенью от собственного тела (или его частей – головы, рук), игрушек, плоских фигур  и различных предметов. И попутно учатся управлять тенью, «оживляя» ее в небольших постановках. Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.

 Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом определяет специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками. Очень важно потренироваться выполнять движения и жесты героев, чтобы они были четкими, выразительными и понятными зрителям. А также продумать взаимное перемещение и размещение героев (если одновременно их несколько) на экране, ведь если наложить одну тень на другую, на экран проецируется бесформенный силуэт.

Создать актеров- кукол совсем не сложно. Многое можно приобрести в магазине, но и можно сделать все самим. Ведь сам процесс изготовления кукол для теневого спектакля, сочинение сказки не менее интересны для дошкольников, чем выступления. Каждая кукла-актер, созданная руками ребенка, уникальна и неповторима. А совместное творчество играет немалую роль в развитии детей. В процессе создания куклы дети учатся быть более общительными, дружелюбными, отзывчивыми.  При использовании в спектакле подвижных кукол с ней должны работать несколько человек одновременно. Чтобы движения куклы были четкими и понятными зрителю, юным кукловодам нужно учиться работать слаженно, а значит забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. А при использовании плоской фигуры надо заранее учесть, с какой стороны она появится, и чтобы фигура была повернута профилем в нужном направлении. А это значит, что надо договориться, кто из кукловодов будет управлять той или иной куклой.

 Развитию речевого общения дошкольников способствует и распределение обязанностей при подготовке к спектаклю. Не всегда в спектакле используются подвижные куклы, а ролей по сценарию часто оказывается намного меньше чем желающих участвовать в качестве героев постановки. И тогда мы вспоминаем о других работников театра помимо актеров: кассиры, декораторы, осветители и т.п., без которых в театре не обойтись.

Для детей можно использовать много разных спектаклей: от инсценирования произведений устного народного творчества до постановки по мотивам больших литературных произведений, а также теневых представлений по собственным сценариям с использованием рукотворного реквизита.

Можно организовать представление таким образом, что кто-то из детей читает текст за автора, какая - то группа участников показывает на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку, а кто-то может быть зрителем. А в следующий раз все обязательно поменяются ролями.

 Дети сами по себе удивительно открытые и творческие натуры. Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остается в памяти каждого ребенка.

Участие в постановке благоприятно влияет на эмоциональную сферу, обогащая ее. А так - же учит понимать чувства свои и окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения выражать свои мысли, чувства, отношения.

Совместная подготовка спектакля в полном объеме содействует развитию не только творческих способностей каждого ребенка, но и речевого общения со сверстниками. Групповые постановки помогают многим детям избавится от речевых и поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе, ведь в одиночку спектакль не сыграешь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со...

статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников....

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с  ФГОС ДО....

Проект «Развитие речевого общения детей дошкольного возраста»

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками ...

Развитие речевого общения детей посредством дидактических игр

Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое общение – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впеч...

Конспект образовательной деятельности по развитию речевого общения детей второй младшей группы с использованием мультимедийных средств (открытое занятие) Тема: «Рассказывание сказки «Теремок»

       Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по сказке «Теремок».Для развития познавательного интереса детей можно использовать различные приёмы и методы....