Развитие речевого общения детей посредством дидактических игр
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Малышева Екатерина Вячеславовна

Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое общение – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие речевого общения детей посредством дидактических игр»

Оглавление

Пояснительная записка        3

Введение        5

Алгоритм проведения дидактических игр:        7

Дидактические игры        8

заключение        19

Пояснительная записка

Методическая разработка адресована: молодым специалистам ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах.

В настоящее время изучению проблемы речевого общения дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.

Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде речевого общения-это постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигенции в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

Согласно ФГОС ДО речевого развития включает:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речевого общения детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.


Введение

Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое общение – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка.

В работе особое внимание уделяем дидактической игре, содержание которой ориентируется на детскую литературу. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить уровень речевого общения детей с помощью дидактической игры.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

1. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

2. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

3.     Совершенствовать развитие речевого общения;

4. Обеспечивать количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса

5. Формировать грамматический строй речи и т.д. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;

6. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений и другие.

\

Содержание:

Особенности использования дидактических игр- как средства развития речевого общения детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр способствуют развитию речевого общения детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической и комплексной работы. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Алгоритм проведения дидактических игр:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика четкое выполнение или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Почемучка»

Цель: Развитие речевого общения детей по средствам детской литературы

Оборудование: книга «Мойдодыр» К. Чуковского (книга может быть любая)

Ход игры: игра проводится после слушания какого-либо произведения (например, Мойдодыр). Дети сидят на ковре. Выбирается ведущий – «Почемучка», которому взрослый дает мяч. Почемучка подходит к кому- нибудь из детей, передает ему мяч и задает вопрос по сюжету сказки («почему от мальчика убежало одеяло?»), ребенок с мячом в руках отвечает на вопрос, затем он становится почемучкой и так же задает вопрос следующему ребенку. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос или придумать вопрос, он просто передает мяч любому играющем

«Придумай историю»

Цель: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением; развитие связной речи, словесного творчества; развитие диалогической речи

Содержание: Взрослый предлагает ребёнку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание обобщающих слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное (словесное) творчество.

«Действия героя»

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо литературного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. развитие связной речи

Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки «Волк и семеро козлят» (сказка, рассказ может быть любой)

Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

«Радио»

Цель: Развитие связной речи детей, воспитывать интерес к детской литературе, умение слушать и не перебивать товарищей

Оборудование: микрофон

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам

Содержание: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев сказок (рассказов), а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

«Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме, развитие речевого общения детей

Содержание: Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Расставь по порядку»

Цель: Закреплять умение восстанавливать логику событий, выстраивать композицию рассказа, передавать идею, основную мысль рассказа, развитие связной речи

Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок по произведениям.

Содержание: Воспитатель показывает сюжетные картинки.

- К какому произведению относятся эти картинки?

- Расставь их по порядку. Составь по ним рассказ. О чем он?

«Рассказ по цепочке»

Цель: Закреплять умение восстанавливать логику событий, воссоздавать в воображении картины, созданные писателем.

Содержание: Воспитатель предлагает детям вспомнить какое-либо литературное произведение и рассказать его все вместе по цепочке.

Например,

- Давайте вспомним сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович» и расскажем ее все вместе, друг за другом. По одному предложению. Кто хочет начать?

«Исправь ошибку»

Цель: Формирование интерес детей к детской литературе, закрепление представлений об авторах и персонажах.

Содержание: Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения, а во второй его части – на другой (внучка маленькая, а бабушка старенькая). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например, «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

  • Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
  • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
  • Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
  • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
  • Заяц серый, а петушок смелый;
  • Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
  • У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

«Бусы из слов»

Цель: Развитие связной речи, определение последовательности событий; умение работать в команде, развитие речевого общения

Оборудование:3-4 книги со сказками

Содержание: Дети смотрят книги, вспоминают название сказок. Перед детьми раскладывается веревка (канат). Взрослый предлагает

составить бусы из героев сказки. Первый ребенок называет любого героя и становится около веревки. Второй ребенок называет другого героя из этой же сказки и встает рядом с первым, и т.д. Затем раскладывается вторая веревка и составляется бусы из другой сказки. В конце игры можно сравнить у кого длиннее бусы.

«К какому произведению иллюстрация?»

Цель: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Закреплять умение восстанавливать логику событий, развитие связной речи

Материалы и оборудование: сюжетные картинки к произведениям.

Содержание: Воспитатель показывает ребенку картинку.

- К какому произведению эта иллюстрация?

- Что на ней изображено?

Если ребенок затрудняется, можно предложить ему другие иллюстрации к этому произведению.

«Расставь по порядку»

Цель: Закреплять умение восстанавливать логику событий, выстраивать композицию рассказа, передавать идею, основную мысль рассказа.

Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок по произведениям.

Содержание: Воспитатель показывает сюжетные картинки.

- К какому произведению относятся эти картинки?

- Расставь их по порядку. Составь по ним рассказ. О чем он?

«Что не так?»

Цель: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем, учить передавать свои впечатления, развитие связной речи

Материалы и оборудование: картинки с ошибками в изображении.

Содержание: Воспитатель показывает ребенку картинку:

- К какому произведению эта иллюстрация?

- Что в ней не так?

- Как можно исправить?

«Выбери правильное слово»

Цель: Развитие речи, расширение словаря антонимов.

Оборудование: картинки, наглядное пособие

Содержание: Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот»

Цель: Развитие речи, расширение словаря антонимов.

Оборудование: мяч.

Содержание: Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

«Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Оборудование: картинки, наглядное пособие

Содержание: воспитатель произносит начало слова (название предмета), дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и  фронтально.

«Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Оборудование: шапочка жука и гуся. Цветные листочки и цветочки с буквами.

Содержание: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

«Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Оборудование: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Содержание:: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

                      «Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Оборудование: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Содержание:

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

           «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Содержание: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

 Например:

 - Что можно сказать о самолёте? (Летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.

«Буратино-путешественник»

Цель. Развитие речи. Ориентировка в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Содержание: Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках


Заключение

     Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Дидактические игры закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, так же они помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

      Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так    как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

      Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества» Цель работы: объединить ус...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...

Справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Деловая игра по теме «Развитие речевого общения детей посредством приобщения к произведениям художественной литературы»

Релаксация:     Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Воспитатель хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка &ndash...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...