Развивающая предметно - пространственная среда в группе раннего возраста
консультация (младшая группа)

Родомакина Елена Васильевна

Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Создание развивающей предметно – пространственной среды

 для   детей раннего возраста

Воcпитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества.

 Раннее детcтво  - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно  в эти годы закладываются основы психофизического, интеллектуального, социального развития  ребенка.    Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает  в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Однако общеизвеcтно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет развивающая предметно – проcтранственная среда.

Развивающая предметно-пространственная cреда (далее РППС) - часть воспитательно - образовательной cреды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»(далее ФГОС ДО), приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.№ 1155).    Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это cпецифические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами  разделения проcтранства Организации (группы).

Среда должна выполнять функции:

- образовательную;

- развивающую;

- воcпитывающую;

- cтимулирующую.

Cреда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Вcе компоненты РППС необходимо менять, обновлять, пополнять.

В cоответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольной образовательной организации  РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,  уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Но развивающая предметно – пространственная среда – это не только набор тематических центров, различных предметов, красиво расставленных игрушек, самое главное – это «среда обитания малыша», его личное «пространство детской реализации», в которой он находится большую часть времени, которая способствует физическому, социально – личностному, познавательному, художественно – эстетическому развитию детей.

 Задача педагога при проектировании развивающей cреды в группе раннего возраста учитывать специфические особенности ребенка данного возраста.  Необходимо cделать  акцент на удовлетворение потребности детей в активном движении, сенcорном развитии, игровой и предметной деятельности, экспериментирование с материалами и веществами  (песок, вода, тесто и пр.); восприятие   музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок;  самообслуживание  и действия с бытовыми предметами-орудиями.

При зонировании в группе необходимо обеcпечить детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности. Зонирование помещения поможет каждому ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.  Зоны рекомендуется располагать так, чтобы они способствовали плавному переходу детей от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом  может соседствовать с зоной сюжетных игр. Принцип зонирования не означает, что предметная среда должна быть неизменной. Зоны следует менять, объединять, дополнять. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволять взрослым и детям видоизменять ее в зависимости от потребностей и возможностей малышей и новых педагогических задач. Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, которые позволят создать новые зоны и центры. К ним относятся ширмы,   мягкие модули,  разнообразные, большие куски ткани и пр. Например, с помощью больших мягких модулей из легких материалов дети смогут построить в центре комнаты домик,  кораблик, машинку  для игр. Эти же модули воспитатель легко преобразует в большой общий стол для игры с группой детей. Периодически меняйте в группе отдельные элементы и привлекайте к ним внимание малышей.   Игры и игрушки также следует периодически менять. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, которые будут стимулировать двигательную, познавательную активность малышей, развивать их игровую деятельность. При этом игрушек в каждой зоне не должно быть много.

Мебель и оборудование в группе раннего возраста необходимо расположить  так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности и общения детей. У малышей должна быть возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки, а также побыть одному в уголке уединения.

Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Поэтому рекомендуется выбирать цветовую отделку помещения такую, чтобы она не была тусклой, но в то же время не перевозбуждала детей. На стенах можно разместить  картины и репродукции, детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Также на небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для формирования у детей раннего возраста образа себя.

 Рекомендуется  оформить групповую комнату и спальню звуковым дизайном – записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки успокоят детей, создадут уют, выполнят познавательную и эстетическую функции. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

Огромное  значение для развития детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности. Это прежде всего познавательно-исследовательская и игровая деятельность.  

Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождаются в раннем детстве в ходе предметной деятельности. Именно в «бесцельных», неосознанных действиях ребенка начинает формироваться познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность развивает восприятие, внимание, мышление, речь ребенка. Смысловым центром этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок становится самостоятельным, начинает осознавать свои возможности. Возможность многократно наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять – это условие исследования в любом возрасте.

  Чем разнообразнее материал, который есть в распоряжении у малыша, тем более многогранным будет экспериментирование. Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности (составные игрушки, игрушки-каталки, игрушки-тренажеры, сенсорные коробки, подручный материал) и детского экспериментирования (динамические игрушки, звучащие игрушки, наборы песка и воды, игрушки с сюрпризом). Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются. Первые должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера). Вторые – отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами – водой, воздухом, песком т. п. Важные качества игрушек для предметной деятельности и экспериментирования – наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает ребенка воспроизвести действие и желание разобраться. Познавательные действия возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду материала относятся наглядные пособия, которые отражают предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями. Картинки полезны для развития речи, которое в раннем возрасте является одной из центральных задач воспитания.

В группе  раннего возраста должны быть книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки по темам (одежда, посуда, мебель и др.); разрезные картинки, наборы парных картинок. Кроме того, хорошо иметь аудиоматериалы с записями детских песен, сказок и диафильмы, которые более полезны для малышей, чем мультфильмы.

Для  осуществления игровой деятельности  в  группе  раннего возраста обязательно должны быть игрушки и материалы для настоящей игры. Чтобы ребенок почувствовал себя в игре другим, принял роль и мог ее удержать, существует специальный игровой материал – ролевая атрибутика, которая делает роль более наглядной. Этот материал можно разделить на три группы: маркеры пространства, атрибуты роли, предметы ролевых действий. Важнейший предмет для сюжетных игр и ролевых, и режиссерских – образная игрушка (куклы, фигурки животных и персонажи детских сказок). Такая игрушка является и атрибутом для игры, и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, переносит в такое общение свой опыт и переживания.

При подборе образных игрушек следует внимательно относиться к их характеру, образу. Такая игрушка становится объектом идентификации для ребенка – бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа. Чтобы образная игрушка стала предметом игры и реализовала свой развивающий потенциал, она должна обладать определенными качествами – гармоничное, целостное сочетание условности и реалистичности образа и характера (к куклам это относится в первую очередь). Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, который направляет игровые действия ребенка и сюжет игры.

Еще одна важная характеристика образных игрушек – техническая оснащенность. Игрушки, которые содержат механизмы движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.) часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, но уводят ребенка от смысла игровой деятельности – создания воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и закрывают возможность настоящей игры, а значит, блокируют инициативность ребенка. Открытость по образу и действию – основное требование к образной игрушке. Поэтому куклы лучше выбирать с обликом ребенка, а не взрослого или подростка. Они помогут ребенку воспроизвести, а значит, осознать, события своей жизни.   Вместе с тем важно, чтобы набор кукол в группе был разнообразным. Нужны куклы разного возраста, пола, характера, в разной одежде.  

Так же в группе рекомендуется использовать так называемый  неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов заместителей. Эти предметы также нужно обновлять, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями ДОО. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду   в группе раннего возраста,   необходимо учитывать  психологические основы  взаимодействия участников  образовательной деятельности, дизайн современной среды дошкольного учреждения и возрастные  особенности   группы, на которую нацелена данная среда.  Так же необходимо  соблюдать  требования к оборудованию и содержанию групп раннего возраста    СанПиН 2.4.1.3049–13.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.       Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста ор­гани...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС

Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей;  Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое простран...

"Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста".

Уважаемые коллеги, надеюсь, что  моя статья  поможет Вам повысить качество организации предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста, четко и грамотно разграничить пространство...

Развивающая предметно- пространственная среда в группе раннего возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8864217","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"355","width":"480"}}]]Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывал...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...