Родительское собрание «Знакомство и приобщение детей к русской культуре».
материал (младшая группа)

Цыганова Татьяна Николаевна

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей нашей с вами деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, всем участника образовательного процесса, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, знакомить с бытом русского народа. Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Знакомство и приобщение детей к русской культуре».

Форма проведения: родительская гостиная.

Участники собрания: родители, воспитатели.

Цель: привлечь родителей к приобщению детей к русской культуре.

Задачи:

1.Создать систему, совместной с педагогами и родителями работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности детей, учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

3.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам. 4.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

5.Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству.

1.Вступительное слово.

 Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Рада видеть Вас на очередном родительском собрании, которое посвящено нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, актуальная во все времена. Эта работа не может быть успешной без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае народное искусство - этот подлинный источник прекрасного - оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально, и одна из его функций - воспитательная, надо только реализовать ее в полной мере. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей нашей с вами деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, всем участника образовательного процесса, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, знакомить с бытом русского народа. Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Тема нашего собрания выбрана неслучайно: заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2. Теоретическая часть.

 Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Устное народное творчество - это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе становится широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества. Давайте вместе вспомним виды фольклорного творчества. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, – одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит движению. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки, как пальчиковые игры. Сказки.

 Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах. Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предложить детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки нужно подводить детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставить перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование».

Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день.

3.Практическая часть.

 Ведущий: Давайте мы с вами разделимся на две команды. А поможет нам жеребьевка. Раздаются карточки со словами «потешка», «попевка». Родители делятся на две группы. Ведущий: Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает фишку.

Конкурс «Потешка»

 Воспитатель: Команды готовы? Ну, тогда, пожалуй, начинаем. У меня к вам есть вопрос, кто потешек знает воз? Я буду начинать потешку, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая потешка для команды (поочерѐдно каждой команде) 1. Расти коса до пояса… 2. Водичка, водичка… 3. Киска, киска, киска брысь… 4. Как у нашего кота… 5.Чики-чики, чикалочки… 6. Из-за леса из-за гор… 7. Просыпаемся, умываемся… 8. На улице две курицы… 9. Солнышко-вѐдрышко… 10. Скок-поскок молодой дроздок…

 Конкурс «Сказки».

 Воспитатель: В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос. 1. .Сколько человек тянуло репку (Трое) 2. От кого ушѐл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя). 3. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба). 4. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк). 5. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлѐночка). 6. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.) 7. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».) 8. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Конкурс е «Объяснялки».

 Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках .

 • светлица (светлая парадная комната в доме)

• горница (верхняя комната)

 • косоворотка (рубаха с косым воротом)

 • чело (лоб)

 • изгородь (ограда)

 • перст (палец)

 • око (глаз)

 • уста (рот, губы).

Заключительная часть.

 Воспитание - это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности воспитывающего и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

4.Рефлексия. Предлагается родителям дописать фразы «Духовно-нравственное развитие ребенка раннего возраста для меня – это… Я использую произведения устного творчества в воспитании ребёнка …»

 Решение родительского собрания

 Принять к сведению информацию о работе с детьми 3-4 лет по нравственно-патриотическому воспитанию.  Использовать все виды фольклора по воспитанию и развитию детей в системе образовательного процесса. Рекомендовать родителям активно включаться в образовательный процесс ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Методическая разработка по приобщению детей к русской культуре

Календарное планирование для воспитателей включает работу в нескольких направлениях. Ведущей деятельностью для детей остаётся игра. Поэтому в таблицу внесены дидактические и сюжетные, подвижные игры с...

конспект родительского собрания на тему "Приобщение детей к истокам семейской культуры"

Данный конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме.Что способствует приобщению детей к истокам народной  семейской культуры.Также  позволяет формировать у дошкольников ...

Русская ярмарка. Театрализованное представление к проекту «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».

Цели и задачи: познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта. Расширять знания и представления детей о национальной кул...

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...