Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"
проект (подготовительная группа)

Фамина Татьяна Борисовна

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oberegovaya_kukla.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России.

Тема проекта:

«Русская обереговая кукла – источник приобщения к русской культуре и традициям».

Актуальность

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает.

В наше время, полное противоречий и тревог, всерьёз задумываешься о том, какими вырастут наши воспитанники, ставшие уже такими родными и близкими? Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение»?

Современная педагогика знает ответ на этот вопрос! Чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, милосердию, и состраданию, мы должны им передать не просто знания, а знания, имеющие нравственную основу. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с русскими культурными традициями, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой охотно играет. С игрушками в мир детей приходит особое богатство. И складывается оно из любви и заботы, выдумки и таланта, красоты и трудолюбия. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрёшка с дюжиной сестриц "мал мала меньше". И все-таки самая распространенная в мире игрушка - это кукла - знак человека, его игровой образ и символ. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.

У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, бытом и получали первые уроки нравственности.

Куклы - обереги использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.

Народная тряпичная кукла радуетразвивает, учит понимать окружающий мир, будит мысль и фантазию ребёнка. Именно в тряпичной кукле так много теплоты и любви к ребёнку. На первый взгляд покажется, что это примитивный сверточек из ткани. Но в этом и есть обманчивость простоты. В этом и суть народная. При внешней скромности – глубокое внутреннее содержание.

Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Проблематика проекта.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к такому фольклорному направлению как народная тряпичная кукла, мы порой не задумываемся и не осознаём её важного места в русской культуре и не воспринимаем как привлекательную игрушку; часть интерьера или просто подарок, мощный по своей энергетике. Яркий интересный проект позволит показать историческую ценность и значимость тряпичной куклы. Ведь кукла является средством, с помощью которого старшее поколение передаёт, а младшее принимает, сохраняет и передаёт дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Цель:

- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной обереговой куклой;

- Создание мини – музея «Русская обереговая кукла» (изготовление традиционной народной куклы);

- Изготовление «Календаря народной куклы».

Задачи:

- прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;

- познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги);

- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

- формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

- создавать условия для творческого самовыражения детей;

- прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Вид проекта: информационно-ознакомительный, творческий.

Проект краткосрочный, рассчитан на 1 месяц, для детей 5-6лет.

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

- в результате проектной деятельности у детей возрастёт интерес к русской народной культуре;

- сформируются знания об истории возникновения народной тряпичной куклы, о различных техниках изготовления народных кукол;

- будет создан мини-музей и календарь руками педагога и детей.

Этапы проектной деятельности

Подготовительный этап:

- изучение и подбор информации из методической литературы из интернет – источников;

-подготовка репродукции картин М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев «Масленица»;

- изготовить настольно-печатные и дидактические игры по теме: «Собери куклу», «Четвёртый лишний», «Одень куклу»;

- подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы: А. Барто  «Кукла», Е. Благинина «Малышок-голышок», Р. Гейдар «Какое имя кукле дать?»;

сказки Н. Груздева «Путешествие куклы», О. Назарова «Про куклу», Н. Д. Телешов «Сказка про Крупеничку»; русские народные сказки : «Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Баба-Яга» и др. ;

- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности (кусочки различных видов ткани, нитки, ленты, тесьма, спилы дерева, веточки и т. п.)

Продуктивный этап.

 Постановка проблемы:

Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Баба-Яга». Беседа по сказке «Василиса Прекрасная»,  кто помогал Василисе Прекрасной выполнять трудную работу? (куколка). Как могла выглядеть эта кукла? При рассматривании иллюстраций было обращено внимание детей на то, что мы не встретили ни одного изображения самой куколки, а ведь она является одним из главных действующих персонажей сказки. Выяснили, что хотели бы узнать о кукле намного больше. Так появилась идея проекта «Русская обереговая кукла – источник приобщения к русской культуре и традициям».

 Продуктивная деятельность:

- Посещение мини-музея «Русская изба», знакомство с предметами быта;

- Знакомство с историей возникновения тряпичной народной куклы;

 - Цикл бесед: «Откуда пришла кукла», «Народные традиции», «Народы, населяющие Сибирь», «Знакомство с русской народной куклой», «Виды тряпичных кукол: игровые, обереговые, обрядовые»;

- Чтение стихов о куклах, загадывание загадок о предметах быта крестьянской избы, проговаривание пословиц и поговорок о труде;

- Рассматривание репродукции картин М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев «Масленица»;

- Рассматривание альбома «Тряпичная русская кукла»; 

- Рисование на тему: «Предметы быта русской избы», «Моя тряпичная кукла», «Пасха – светлый христовый праздник»;

- Просмотр презентации  «Русская культура и традиции», «Виды народной тряпичной куклы» и обсуждение признаков, характерных тому или иному виду кукол;

- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы «Пеленашка» (Лялька – мотанка),  опираясь на мастер-класс педагога;

- Организация выставки «Тряпичные куклы – обереги»;

- Продуктивная деятельность родителей по изготовлению кукол – оберегов.

Исследовательская деятельность.

- Провести беседы – рассуждения: «В какие куклы играли наши бабушки?», «Почему тряпичных кукол делали без лица?», «Можно ли использовать швейные инструменты при изготовлении кукол?».

- Рассмотреть и сравнить тряпичные куклы, в чём сходство и различие (назначение кукол и внешний вид).

- Создание детского проекта по тряпичной кукле.

Игровая деятельность детей.

- Настольно-печатные, дидактические и словесные игры: «Собери куклу», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний»,

- Сюжетно – ролевые игры «Укладываем спать дочку», «В гости к бабушке Арине», «Готовим угощение для кукол»,

- Игровой макет «Русская изба»,

-Народные подвижные игры с музыкальным сопровождением: «Горелки», «Плетень», «Золотые ворота».

Презентативный этап:

- обобщение материалов и результатов проекта;

- создание мини-музея «Русская обереговая кукла – источник приобщения к истории своего народа»;

- презентация проекта «Декоративно-прикладное творчество, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Традиционная обереговая кукла»;  

В результате реализации проекта «Декоративно-прикладное творчество, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Традиционная обереговая кукла», предметно-развивающая среда пополнилась следующими материалами и пособиями:

1. Создан мини-музей в группе «Русская обереговая кукла – источник приобщения к истории своего народа».

2. Разработаны пошаговые мастер-классы по изготовлению оберегов  для всех кукол, хранящихся в мини – музее.

3. Созданы альбомы «Поговорки и пословицы», «Русский народный костюм»  

4. Создан игровой макет: «Интерьер и внутреннее убранство русской избы» 

5.Создан «Календарь народной куклы» (изготовление кукол по датам народных русских календарных праздников).

Реализация данного проекта способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развитию познавательных интересов у детей и родителей. С помощью этого проекта пополнилась предметно-развивающая среда группы.

Вывод

Ребенок, получая от родителей игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А через эти милые создания русские народные куклы, дети начинают постигать свои корни. Значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю – к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни. Ведь эти куклы можно потрогать, подержать в руках, сфотографироваться с ними. Человек познает не только умом, сердцем, но и руками. В ваших руках оживают простые тряпичные куклы, потому что они хранят тепло человеческих рук.

Я считаю, что даже в наш компьютерный век современным детям нужна рукотворная кукла. Им становится ближе и понятнее прекрасное искусство своего народа.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций.

Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослыхКукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа, Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Русская ярмарка. Театрализованное представление к проекту «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».

Цели и задачи: познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта. Расширять знания и представления детей о национальной кул...

Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...