Методическая разработка по приобщению детей к русской культуре
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Календарное планирование для воспитателей включает работу в нескольких направлениях. Ведущей деятельностью для детей остаётся игра. Поэтому в таблицу внесены дидактические и сюжетные, подвижные игры связаные с народнмым календарем. Темы представлены совместно с лексическим материалом и закрепляются в творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ

ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ИВАНОВА Л.В.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ.

(составлен  воспитателем ГДОУ д./с № 86 Ивановой Л.В.)

Месяц

Тема занятия

Развитие речи

Сюжетно-ролевая игра

Дидактическая игра

Изодеятель- ность

Музыкально-художествен –ная

деятельность

Подвиж- ные, хороводные

игры

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

«Что летом родится, зимой пригодится»

«Восенушка-осень -  сноп последний косим»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки.

Загадывание загадок о летних явлениях природы.

Беседа об осенних месяцах.

Обогащение словаря: времена года, летний месяц, осенний месяц, урожай.

П/Г

Рассказывание сказок по кодированию

«Три медведя»;

«Репка».

«Магазин»

(овощной).

«Семья»

(семейный труд и отдых).

«Узнай на вкус»;

«Соберем фрукты в саду»;

«Волшебный сундучок».

«С какого дерева детки»

(плоды, листья).

Старшая группа(С/Г) Вывеска для магазина «Овощи и фрукты».

Подготовитель-ная группа(П/Г)

«Как я провел лето». Рисование.

С/Г

Коллективная аппликация из осенних листьев.

«Осенний ковер».

П/Г

«Узор в круге».

Знакомство с музыкальными инструмента-ми

С/Г «Жалейка»;

П/Г

«Свирель».

Песенка-попевка

«восенушка-осень».

Разыгрывание сказки: «Еж и заяц»

(ДВ, 1998, № 5, с. № 75).

Подвижные игры:     «Кот Васька»;

«Жмурки».

Хороводная игра

«Где был, Иванушка?»

(с. № 101

Красная изба…).

Подготовка наглядной информации «Приобще-ние дошкольни-ков к националь-ной культуре».

ОКТЯБРЬ

«Хлеб - всему голова»

«К худой голове своего ума не приставишь»

Пословицы и поговорки о хлебе. Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?».

Внесение альбомов с иллюстрациями по теме «Хлеб».

С/Г

Знакомство со старинными орудиями труда: цепом, серпом.

П/Г

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и глупости.

С/Г

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»

П/Г

Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра

«Филя и Уля».

«Хлебо- пекарня»;

«Кондитерс-кая

фабрика»;

«Жатва».

«Школа»;

«Библиоте-ка».

«Чудесный мешочек»;

«Лото».

«Вершки и корешки»;

«Составь цепочку».

Работа в технике оригами «Колосок».

П/Г

Рассматривание русского народного костюма.

Украшение заготовки русского головного убора (ДВ, 1994 № 12 с.№ 14).

С/Г

Роспись козла (карго польская

игрушка).

П/Г

«Цветы на подносе» - рассматривание

изделий жостовских мастеров. Рисование.

Песни и хороводы о хлебе, об урожае.

Обыгрывание русских песен о хлебе. (с.№ 85 Красная изба…).

С/Г

Литературная викторина по сказкам «Заяц- хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый», «У страха глаза велики».

П/Г

Кукольный театр «Петрушкины загадки» (ДВ, 1994, № 2, с.№ 9)

Хороводные игры «Земелюш-ка-чернозем»;

«Пошла молода за водой».

Подвижные игры: «Плетень»;

«Огородни- ки»;

«Пахари и жнецы».

Подготовка наглядной информации «Народные игрушки».

НОЯБРЬ

Удалые

Мастера.

Чудо-чудное, диво-дивное.

С/Г

Рассказ о гончарном промысле.

Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

П/Г

Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля-пограничной крепости Московского государства.

С/Г

Беседа об обустройстве русской избы, об элементах декора русской избы.

П/Г

Беседа о разных источниках освещения, о способах освещения в далеком прошлом, о возникновении электричества.

«Строители»;

«Фермеры»;

«Животно- воды»;

«Зоопарк»
(Предв. раб.

Программа

с. № 72).

«Деревня»;

«Ателье»;

«Мастерс-

кая».

«Что как называется?»;

«Узнай, что это».

«Конструирова-ние и украшение

русской избы»;

«Русский сувенир»; «Найди вещь».

С/Г

Изготовление посуды: кувшин, кринка, плошка, миска. Лепка.

П/Г

«Образ древнерусского города».

Техника: бумажная пластика.           Изготовление домов из деталей путем закручивания полосок белой бумаги в конус, цилиндр и склеивания их.

Знакомство детей с хохломской росписью;

Рассказ о традициях хохломской росписи.

Изображение на плоскостных формах, выполненных в виде вазы, тарелки,бочонка.

Драматизация.

Потешка «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки…»

С/Г

Игра-драматизация «Крылатый, мохнатый да масленый»

(Программа, с. .№ 71).

Русские народные мелодии: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой, вставала я ранешенько».

П/Г

Мне посчастливи-лось родиться на Руси

(ДВ, 1991, № 8, с. № 101).

Подвижные игры:     «Кот Васька»; «Жмурки»;

«Персте-нек».

«Салки на одной ноге»

(с.№ 116

Красная изба…).

Хоровод «Прялица».

Изготовление картотеки

«Играйте вместе с нами».

ДЕКАБРЬ

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«С Новым годом со всем родом!»

С/Г

Загадывание загадок о зиме.

Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

П/Г

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского

«Мороз-Иванович».

Рассказ о традициях празднования Нового года.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Знакомство со сказками «Морозко»; «Два Мороза».

Самостоятель-ное рассказывание.

«Праздник»;

«Поликлини-ка»;

«Ветеринар»

(домашние животные).

«Детский сад»;

Внесение ряженья.

«Укрась избушку узором»;

«Одень куклу в национальный костюм».

С/Г

Изготовление снежинок

(работа с ножницами).

Портрет Снегурочки (синяя гуашь).

П/Г

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Декоративное рисование кружев.

«Придумай узор для платка»

(с. № 65. Красна изба…).

С/Г

Аппликация из готовых форм.

П/Г

Рисование на  ткани гуашью.

Разыгрывание сюжетов сказок «Лисичка-сестричка и серый волк»,

«Лиса и рак».

П/Г

Прослушива-ние фрагментов  оперы

Н.А.Римского-

Корсакова

«Снегурочка»

( в грамзаписи).

Разыгрывание и обыгрывание сюжетов о Рождестве.

Подвижные игры:

«Скакалка»;

«Жмурки»;

«В смолу»;

«Бабки-ежки»;

«Скажи воробушек»

Хороводы: «Прялица»;

«Башмач- ник»;

«Колечко».

Наглядная информация

«Русские народные праздники»

Рождество, Новый год.

ЯНВАРЬ

«Дело мастера боится».

«Зима – не лето, - в шубу одето»

С/Г

Зимние посиделки (рассказ о крестьянской жизни в период зимних месяцев – рукоделие, изготовление предметов быта). Обогащение словаря: прялка, веретено, челнок.

П/Г

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Пословицы о труде и мастерстве.

С/Г

Беседа о характерных особенностях каждого зимнего месяца.

П/Г

Знакомство с русской печкой.

Беседа  «Как человек огонь приручил»

«Семья»;

«Пожарные»;

«Парикма-херская».

«Ателье»;

«Мастер».

«Кому, что нужно для работы»;
«Пожарные»

(с.№ 69 Красна

изба);

«Какой мастер, что изготовил?».

«Какой месяц пришел?» (признаки зимы).

С/Г

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

Аппликация из готовых форм.

П/Г

Продолжение знакомства с гжельским художественным промыслом.

Раскрашиваем в гжельских традициях, вылепленные на занятии изделия.

С/Г

«Узор на полосе» (ДВ, 1994, № 4). Знакомство с искусством гжельских мастеров.

П/Г

Выжигание на доске (индивид.

работа).

Беседа о русской народной песне. Играем и поем «Коляда, коляда, а бывает коляда» (ДВ, 1993, № 10, с. № 74).

Использова-ние бытовых

шумовых  инструментов

(доска, ложки, свистульки, трещотки).

Колядование накануне Рождества

(ДВ, 1993, № 12, с. № 81).

Досуг.

«Город мастеров» (ДВ, 1994, № 8, с. № 117)

Подвижные игры:  «Холсты»;

«Узелок»

(с. № 79 Красна изба…);

«Пожарные на учении» (с. № 70. Красна изба…).

Наглядная информация

«Русские народные праздники»

Святки, Крещение.

ФЕВРАЛЬ

«На героя и слава бежит»

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

С/Г

Рассказ о русских богатырях.

Рассматривание

репродукций картин или слайдов В.Васнецова.                 П/Г

«Встреча с былиной». Дать понятие: былины, как древней  повести  - которые пели.

С/Г

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

П/Г

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. Обогащение словаря: балаган, блины.

           

«Мы- художники»;

«Погранич-ники».

«Праздник»

(принимаем гостей);

«К нам пришли гости»;

«Цирк».

«Узоры для полотенца»;

«Узор для русской рубашки»;

«Крестьянин и богатырь» (Красна изба…).

Внесение «домино».

Из материала: дерева, металла, стекла.

С/Г

«Роспись полотенца». Закрепить знания о таком виде искусства, как вышивка.

П/Г

«Узоры для русских красавиц», «Узоры для  русских богатырей». Рисование узоров на силуэтах кокошников, сарафанов, шлемов, мечей, щитов.

Поэзия народного костюма.

Роспись дымковской барышни

С/Г

«Украшаем сарафан».

П/Г

«Украшаем костюм».

Рисование.

Познакомить с музыкальным инструментом-гуслями (звучание, история создания). Использовать сюжеты былин в театрализо-ванной деятельности.

Досуг.

Игры, частушки, песни о масленице (с.№ 95 Красная изба…).

Масленица (ДВ, 1995, № 12, с.№ 109).

Подвижные игры: «Горелки»;

«Горячее место»;

«Хромая лиса».

Хороводы: «Прялица»,

«Пошла млада за водой», «Как за нашим за двором»;

«Ходила младешень- ка по борочку».

Наглядная информация

«Русские народные праздники»

Масленица;

Пасха.

МАРТ

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

«Весна, весна поди сюда!»

Беседа о маме.

Пословицы, поговорки о маме.

П/Г

Загадывание загадок о доме, о предметах домашнего обихода.

Обогащение словаря:

самовар, печь, кочерга.

С/Г

Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

П/Г

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

«Семья»;

«Цветочный магазин».

«Телеведу-щий» (передачи о природе).

«Одень куклу в национальный костюм»;

«Где спряталась матрешка».

«Времена года».

Русская народная игрушка.

С/Г

Глиняная игрушка

(дымковская и филимоновская).

Лепка.

П/Г

Беседа об истории богородского промысла. О сергиево- посадских

деревянных

игрушках.

Аппликация.

П/Г

Беседа о самой популярной

народной

деревянной

игрушке – матрешке.

Разрисовывание

плоскостных фигурок с ее изображением.

Песни – колыбельные

«Спи, младенец мой прекрасный», «Не ложись на краю»,

«Котенька – коток» (с. № 94 Красна изба…).

Знакомство с музыкальным инструментом «Балалайкой», «Трещоткой».

Развлечение «Веселый хоровод» (ДВ, 1994, № 5 ,с.№ 89).

Подвижные игры:

«Удочка»;

«Чехарда»;

«Заря – зарница»;

«Палочка-выручалоч-ка»;

«Филин и пташки»;

«Пятнашки»

Игры – хороводы:

«Верба-вербочка»;

«Золотые ворота»;

«Весняшка»

Учите вместе с нами:

«Загадки, стихи, поговорки о весне».

АПРЕЛЬ

«Шутку шутить – людей насмешить».

Красная горка

С/Г

Знакомство с потешным фольклором.

Составление детьми потешного рассказа.

П/Г

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

Обогащение словаря: игрушка самоделка, оберег.

С/Г

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры.

Пение частушек.

П/Г

Рассказ о Пасхе.

Словесные игры.

«Мы артисты»;

«Театр»;

«Кинотеатр».

«Кондитер»;

«Пекарня».

«Выставка старинных вещей»;

«Какого цвета бывает настроение» (с.№ 72 Красная изба…);

«Подбери предметы по картинке».

«Кто из яйца?»;

Игры с крашеными яйцами.

С/Г

Игрушка-самоделка. Потешный промысел. Петрушка (ДВ, 1994, №2, с.№ 92).Аппликация.

П/Г

Знакомство с литейным делом (колокол, самовар).

Лепка «Колокольчик».

С/Г

«Роспись пасхального яйца».

П/Г

Изготовление яиц из папье-маше.

Продолжаем знакомить с хохломой (ДВ, 1995, № 9 , с 88)

Знакомство с частушкой- маленькой песенкой.

Внесение в музыкальный уголок дудочки (из дерева), погремушки (из бересты).

Сценки кукольного театра.

(ДВ, 1994, № 2, с.№ 92).

«Петрушка и Афоня».

Подвижные игры: «Простые ловишки»; «Коршун и наседка»;

«Лапта с мячом».

Игры-хороводы

«Солныш-ко»;

«Ой, тари…».

Рекоменда-ции родителям , какие музеи можно посетить с детьми.

МАЙ

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Русская изба»

С/Г

Рассказ о воинах – защитниках Отечества.

Знакомство со сказкой «Каша из топора».

П/Г

Беседа о нашем земляке, о М.Горьком, о прошлом родного края и героях-земляках.

С/Г

Словесные народные игры.

Загадывание загадок о предметах обихода.

Обогащение словаря: лукошко, крынка, горшок, чугунок.

П/Г

Беседа о русской избе и национальной кухне.

«Космичес-кая станция»;

«Телефонная станция»;

«Музей».

«Найди вещь»;

«Русский сувенир»;

«Укрась избушку»;

«Узнай, что это»;

«Обед для гостей»;

«Из чего сделано».

С/Г

Работа с природным материалом и берестой для изготовления поделок.

П/Г

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись), Рассказ о мастерах Палеха.

С/Г

«Роспись доски городецким узором».

П/Г

Вышиваем гладью или крестиком салфетку. Работа с тканью 20/20 см.

Коллективное пано из лоскутов

Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора».

Кукольный театр «Федорино горе».

Песенка «Строем дом хороший».

«У медведя во бору»;

«Змейка»;

«Разрыва-ние цепи»;

«Гори, солнце ярче».

Игры-хороводы

«Заря – зарница»;

«Карусель».

Информация о народном искусстве.

Развивающая среда.

  • «Хозяйка», кукла.
  • Элементы русского костюма для воспитателя.
  • «Кузя» -домовенок, кукла.
  • Макет избы.
  • Самовар.
  • Предметы народно-прикладного искусства. Промыслы.
  • Расшитые полотенца.
  • Салфетки вышитые.
  • Предметы быта.
  • Иллюстрации.
  • Тематические картинки.
  • Дидактические игры.
  • Работы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Методический материал по созданию лэпбука "Русская народная культура и быт".Презентация....

Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»

Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...

Русская ярмарка. Театрализованное представление к проекту «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».

Цели и задачи: познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта. Расширять знания и представления детей о национальной кул...

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...

Методическая разработка тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА      Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором...