Методическая разработка по приобщению детей к русской культуре
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Календарное планирование для воспитателей включает работу в нескольких направлениях. Ведущей деятельностью для детей остаётся игра. Поэтому в таблицу внесены дидактические и сюжетные, подвижные игры связаные с народнмым календарем. Темы представлены совместно с лексическим материалом и закрепляются в творчестве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ
ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ИВАНОВА Л.В.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ.
(составлен воспитателем ГДОУ д./с № 86 Ивановой Л.В.)
Месяц | Тема занятия | Развитие речи | Сюжетно-ролевая игра | Дидактическая игра | Изодеятель- ность | Музыкально-художествен –ная деятельность | Подвиж- ные, хороводные игры | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | «Что летом родится, зимой пригодится» «Восенушка-осень - сноп последний косим» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки. Загадывание загадок о летних явлениях природы. Беседа об осенних месяцах. Обогащение словаря: времена года, летний месяц, осенний месяц, урожай. П/Г Рассказывание сказок по кодированию «Три медведя»; «Репка». | «Магазин» (овощной). «Семья» (семейный труд и отдых). | «Узнай на вкус»; «Соберем фрукты в саду»; «Волшебный сундучок». «С какого дерева детки» (плоды, листья). | Старшая группа(С/Г) Вывеска для магазина «Овощи и фрукты». Подготовитель-ная группа(П/Г) «Как я провел лето». Рисование. С/Г Коллективная аппликация из осенних листьев. «Осенний ковер». П/Г «Узор в круге». | Знакомство с музыкальными инструмента-ми С/Г «Жалейка»; П/Г «Свирель». Песенка-попевка «восенушка-осень». Разыгрывание сказки: «Еж и заяц» (ДВ, 1998, № 5, с. № 75). | Подвижные игры: «Кот Васька»; «Жмурки». Хороводная игра «Где был, Иванушка?» (с. № 101 Красная изба…). | Подготовка наглядной информации «Приобще-ние дошкольни-ков к националь-ной культуре». |
ОКТЯБРЬ | «Хлеб - всему голова» «К худой голове своего ума не приставишь» | Пословицы и поговорки о хлебе. Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Внесение альбомов с иллюстрациями по теме «Хлеб». С/Г Знакомство со старинными орудиями труда: цепом, серпом. П/Г Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Беседа об уме и глупости. С/Г Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» П/Г Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». | «Хлебо- пекарня»; «Кондитерс-кая фабрика»; «Жатва». «Школа»; «Библиоте-ка». | «Чудесный мешочек»; «Лото». «Вершки и корешки»; «Составь цепочку». | Работа в технике оригами «Колосок». П/Г Рассматривание русского народного костюма. Украшение заготовки русского головного убора (ДВ, 1994 № 12 с.№ 14). С/Г Роспись козла (карго польская игрушка). П/Г «Цветы на подносе» - рассматривание изделий жостовских мастеров. Рисование. | Песни и хороводы о хлебе, об урожае. Обыгрывание русских песен о хлебе. (с.№ 85 Красная изба…). С/Г Литературная викторина по сказкам «Заяц- хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый», «У страха глаза велики». П/Г Кукольный театр «Петрушкины загадки» (ДВ, 1994, № 2, с.№ 9) | Хороводные игры «Земелюш-ка-чернозем»; «Пошла молода за водой». Подвижные игры: «Плетень»; «Огородни- ки»; «Пахари и жнецы». | Подготовка наглядной информации «Народные игрушки». |
НОЯБРЬ | Удалые Мастера. Чудо-чудное, диво-дивное. | С/Г Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». П/Г Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля-пограничной крепости Московского государства. С/Г Беседа об обустройстве русской избы, об элементах декора русской избы. П/Г Беседа о разных источниках освещения, о способах освещения в далеком прошлом, о возникновении электричества. | «Строители»; «Фермеры»; «Животно- воды»; «Зоопарк» Программа с. № 72). «Деревня»; «Ателье»; «Мастерс- кая». | «Что как называется?»; «Узнай, что это». «Конструирова-ние и украшение русской избы»; «Русский сувенир»; «Найди вещь». | С/Г Изготовление посуды: кувшин, кринка, плошка, миска. Лепка. П/Г «Образ древнерусского города». Техника: бумажная пластика. Изготовление домов из деталей путем закручивания полосок белой бумаги в конус, цилиндр и склеивания их. Знакомство детей с хохломской росписью; Рассказ о традициях хохломской росписи. Изображение на плоскостных формах, выполненных в виде вазы, тарелки,бочонка. | Драматизация. Потешка «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки…» С/Г Игра-драматизация «Крылатый, мохнатый да масленый» (Программа, с. .№ 71). Русские народные мелодии: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой, вставала я ранешенько». П/Г Мне посчастливи-лось родиться на Руси (ДВ, 1991, № 8, с. № 101). | Подвижные игры: «Кот Васька»; «Жмурки»; «Персте-нек». «Салки на одной ноге» (с.№ 116 Красная изба…). Хоровод «Прялица». | Изготовление картотеки «Играйте вместе с нами». |
ДЕКАБРЬ | «Здравствуй, зимушка-зима!» «С Новым годом со всем родом!» | С/Г Загадывание загадок о зиме. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» П/Г Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз-Иванович». Рассказ о традициях празднования Нового года. Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Знакомство со сказками «Морозко»; «Два Мороза». Самостоятель-ное рассказывание. | «Праздник»; «Поликлини-ка»; «Ветеринар» (домашние животные). «Детский сад»; Внесение ряженья. | «Укрась избушку узором»; «Одень куклу в национальный костюм». | С/Г Изготовление снежинок (работа с ножницами). Портрет Снегурочки (синяя гуашь). П/Г Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Декоративное рисование кружев. «Придумай узор для платка» (с. № 65. Красна изба…). С/Г Аппликация из готовых форм. П/Г Рисование на ткани гуашью. | Разыгрывание сюжетов сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и рак». П/Г Прослушива-ние фрагментов оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка» ( в грамзаписи). Разыгрывание и обыгрывание сюжетов о Рождестве. | Подвижные игры: «Скакалка»; «Жмурки»; «В смолу»; «Бабки-ежки»; «Скажи воробушек» Хороводы: «Прялица»; «Башмач- ник»; «Колечко». | Наглядная информация «Русские народные праздники» Рождество, Новый год. |
ЯНВАРЬ | «Дело мастера боится». «Зима – не лето, - в шубу одето» | С/Г Зимние посиделки (рассказ о крестьянской жизни в период зимних месяцев – рукоделие, изготовление предметов быта). Обогащение словаря: прялка, веретено, челнок. П/Г Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Пословицы о труде и мастерстве. С/Г Беседа о характерных особенностях каждого зимнего месяца. П/Г Знакомство с русской печкой. Беседа «Как человек огонь приручил» | «Семья»; «Пожарные»; «Парикма-херская». «Ателье»; «Мастер». | «Кому, что нужно для работы»; (с.№ 69 Красна изба); «Какой мастер, что изготовил?». «Какой месяц пришел?» (признаки зимы). | С/Г Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Аппликация из готовых форм. П/Г Продолжение знакомства с гжельским художественным промыслом. Раскрашиваем в гжельских традициях, вылепленные на занятии изделия. С/Г «Узор на полосе» (ДВ, 1994, № 4). Знакомство с искусством гжельских мастеров. П/Г Выжигание на доске (индивид. работа). | Беседа о русской народной песне. Играем и поем «Коляда, коляда, а бывает коляда» (ДВ, 1993, № 10, с. № 74). Использова-ние бытовых шумовых инструментов (доска, ложки, свистульки, трещотки). Колядование накануне Рождества (ДВ, 1993, № 12, с. № 81). Досуг. «Город мастеров» (ДВ, 1994, № 8, с. № 117) | Подвижные игры: «Холсты»; «Узелок» (с. № 79 Красна изба…); «Пожарные на учении» (с. № 70. Красна изба…). | Наглядная информация «Русские народные праздники» Святки, Крещение. |
ФЕВРАЛЬ | «На героя и слава бежит» «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | С/Г Рассказ о русских богатырях. Рассматривание репродукций картин или слайдов В.Васнецова. П/Г «Встреча с былиной». Дать понятие: былины, как древней повести - которые пели. С/Г Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. П/Г Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. Обогащение словаря: балаган, блины.
| «Мы- художники»; «Погранич-ники». «Праздник» (принимаем гостей); «К нам пришли гости»; «Цирк». | «Узоры для полотенца»; «Узор для русской рубашки»; «Крестьянин и богатырь» (Красна изба…). Внесение «домино». Из материала: дерева, металла, стекла. | С/Г «Роспись полотенца». Закрепить знания о таком виде искусства, как вышивка. П/Г «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей». Рисование узоров на силуэтах кокошников, сарафанов, шлемов, мечей, щитов. Поэзия народного костюма. Роспись дымковской барышни С/Г «Украшаем сарафан». П/Г «Украшаем костюм». Рисование. | Познакомить с музыкальным инструментом-гуслями (звучание, история создания). Использовать сюжеты былин в театрализо-ванной деятельности. Досуг. Игры, частушки, песни о масленице (с.№ 95 Красная изба…). Масленица (ДВ, 1995, № 12, с.№ 109). | Подвижные игры: «Горелки»; «Горячее место»; «Хромая лиса». Хороводы: «Прялица», «Пошла млада за водой», «Как за нашим за двором»; «Ходила младешень- ка по борочку». | Наглядная информация «Русские народные праздники» Масленица; Пасха. |
МАРТ | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» «Весна, весна поди сюда!» | Беседа о маме. Пословицы, поговорки о маме. П/Г Загадывание загадок о доме, о предметах домашнего обихода. Обогащение словаря: самовар, печь, кочерга. С/Г Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне». П/Г Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | «Семья»; «Цветочный магазин». «Телеведу-щий» (передачи о природе). | «Одень куклу в национальный костюм»; «Где спряталась матрешка». «Времена года». | Русская народная игрушка. С/Г Глиняная игрушка (дымковская и филимоновская). Лепка. П/Г Беседа об истории богородского промысла. О сергиево- посадских деревянных игрушках. Аппликация. П/Г Беседа о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке. Разрисовывание плоскостных фигурок с ее изображением. | Песни – колыбельные «Спи, младенец мой прекрасный», «Не ложись на краю», «Котенька – коток» (с. № 94 Красна изба…). Знакомство с музыкальным инструментом «Балалайкой», «Трещоткой». Развлечение «Веселый хоровод» (ДВ, 1994, № 5 ,с.№ 89). | Подвижные игры: «Удочка»; «Чехарда»; «Заря – зарница»; «Палочка-выручалоч-ка»; «Филин и пташки»; «Пятнашки» Игры – хороводы: «Верба-вербочка»; «Золотые ворота»; «Весняшка» | Учите вместе с нами: «Загадки, стихи, поговорки о весне». |
АПРЕЛЬ | «Шутку шутить – людей насмешить». Красная горка | С/Г Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. П/Г Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». Обогащение словаря: игрушка самоделка, оберег. С/Г Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. П/Г Рассказ о Пасхе. Словесные игры. | «Мы артисты»; «Театр»; «Кинотеатр». «Кондитер»; «Пекарня». | «Выставка старинных вещей»; «Какого цвета бывает настроение» (с.№ 72 Красная изба…); «Подбери предметы по картинке». «Кто из яйца?»; Игры с крашеными яйцами. | С/Г Игрушка-самоделка. Потешный промысел. Петрушка (ДВ, 1994, №2, с.№ 92).Аппликация. П/Г Знакомство с литейным делом (колокол, самовар). Лепка «Колокольчик». С/Г «Роспись пасхального яйца». П/Г Изготовление яиц из папье-маше. Продолжаем знакомить с хохломой (ДВ, 1995, № 9 , с 88) | Знакомство с частушкой- маленькой песенкой. Внесение в музыкальный уголок дудочки (из дерева), погремушки (из бересты). Сценки кукольного театра. (ДВ, 1994, № 2, с.№ 92). «Петрушка и Афоня». | Подвижные игры: «Простые ловишки»; «Коршун и наседка»; «Лапта с мячом». Игры-хороводы «Солныш-ко»; «Ой, тари…». | Рекоменда-ции родителям , какие музеи можно посетить с детьми. |
МАЙ | «Человек без Родины, что соловей без песни». «Русская изба» | С/Г Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». П/Г Беседа о нашем земляке, о М.Горьком, о прошлом родного края и героях-земляках. С/Г Словесные народные игры. Загадывание загадок о предметах обихода. Обогащение словаря: лукошко, крынка, горшок, чугунок. П/Г Беседа о русской избе и национальной кухне. | «Космичес-кая станция»; «Телефонная станция»; «Музей». | «Найди вещь»; «Русский сувенир»; «Укрась избушку»; «Узнай, что это»; «Обед для гостей»; «Из чего сделано». | С/Г Работа с природным материалом и берестой для изготовления поделок. П/Г Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись), Рассказ о мастерах Палеха. С/Г «Роспись доски городецким узором». П/Г Вышиваем гладью или крестиком салфетку. Работа с тканью 20/20 см. Коллективное пано из лоскутов | Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора». Кукольный театр «Федорино горе». Песенка «Строем дом хороший». | «У медведя во бору»; «Змейка»; «Разрыва-ние цепи»; «Гори, солнце ярче». Игры-хороводы «Заря – зарница»; «Карусель». | Информация о народном искусстве. |
Развивающая среда.
- «Хозяйка», кукла.
- Элементы русского костюма для воспитателя.
- «Кузя» -домовенок, кукла.
- Макет избы.
- Самовар.
- Предметы народно-прикладного искусства. Промыслы.
- Расшитые полотенца.
- Салфетки вышитые.
- Предметы быта.
- Иллюстрации.
- Тематические картинки.
- Дидактические игры.
- Работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...
Методическая разработка по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Рабочая программа кружка «Родничок»...
Методическая разработка по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Методический материал по созданию лэпбука "Русская народная культура и быт".Презентация....
Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»
Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...
Русская ярмарка. Театрализованное представление к проекту «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».
Цели и задачи: познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта. Расширять знания и представления детей о национальной кул...
Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"
Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...
Методическая разработка тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором...