«Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей»
материал

Денисова Анна Юрьевна

Формирование патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gotovyy.docx19.5 КБ
Файл konspekt_gotovyy.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»

 

Мастер – класс

«Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей»

Подготовила: Денисова А.Ю.

2023 год    

  Формирование патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними.

Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети».  Педагог должен правильно организовать игры, которые приносили бы максимальную пользу. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.

Дидактическая игра. 

  Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Данные игры могут использовать не только педагоги, но и родители в период свободной деятельности детей.

Это такие игры.

Д/и «Составь матрешку».

Д/и «Найди лишнее».

Д/и «Дерево- символ России».

Д/и «Игрушка-символ России».

Д/и «Найди флаг»                                    

Д/и «Назови праздник».

Д/и «Я имею право».

Одну из таких игр я хочу предложить вашему вниманию.

Цель этой игры закреплять знания детей о праздниках России, используя картинки.

Народные игры.

  Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной деятельности детей. 

Народные игры можно классифицировать следующим образом:

• по видовому отражению национальной культуры;

• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка», «У дедушки Трифона», «У медведя во бору»);

• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):

• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);

• с учетом возрастных особенностей;

• по способу проведения (с водящим, без водящего);

• с предметами, сюжетные;

• по физическим качествам;

• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия);

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся неожиданными моментами, заманчивыми считалками, жеребьевками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.

Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:

1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;

2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;

3. Масленица – игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,

«Салки», «Водить козла»;

4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,

«Ласточки», «Огородник и воробей»;

5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;

6. Троица – игры «Венок», Водяной», «Горячее место»;

7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», Медом или сахаром»;

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Горелки», «Уголки», «Гуси- лебеди», «Краски».

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. 

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

К этому разделу относится игра: «Восстанови пословицу», «Продолжи пословицу». А я предлагаю поиграть в игру  «Скажи иначе пословицу» 

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) –

 «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.)

– «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. 

А так как игра основной вид деятельности дошкольного возраста, то мы через нее в детях воспитываем патриотизм– любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»

 

Мастер – класс

«Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей»

Подготовила: Денисова А.Ю.

2023 год    

  Формирование патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними.

Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети».  Педагог должен правильно организовать игры, которые приносили бы максимальную пользу. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.

Дидактическая игра. 

  Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Данные игры могут использовать не только педагоги, но и родители в период свободной деятельности детей.

Это такие игры.

Д/и «Составь матрешку».

Д/и «Найди лишнее».

Д/и «Дерево- символ России».

Д/и «Игрушка-символ России».

Д/и «Найди флаг»                                    

Д/и «Назови праздник».

Д/и «Я имею право».

Одну из таких игр я хочу предложить вашему вниманию.

Цель этой игры закреплять знания детей о праздниках России, используя картинки.

Народные игры.

  Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной деятельности детей. 

Народные игры можно классифицировать следующим образом:

• по видовому отражению национальной культуры;

• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка», «У дедушки Трифона», «У медведя во бору»);

• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):

• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);

• с учетом возрастных особенностей;

• по способу проведения (с водящим, без водящего);

• с предметами, сюжетные;

• по физическим качествам;

• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия);

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся неожиданными моментами, заманчивыми считалками, жеребьевками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.

Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:

1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;

2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;

3. Масленица – игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,

«Салки», «Водить козла»;

4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,

«Ласточки», «Огородник и воробей»;

5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;

6. Троица – игры «Венок», Водяной», «Горячее место»;

7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», Медом или сахаром»;

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Горелки», «Уголки», «Гуси- лебеди», «Краски».

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. 

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

К этому разделу относится игра: «Восстанови пословицу», «Продолжи пословицу». А я предлагаю поиграть в игру  «Скажи иначе пословицу» 

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) –

 «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.)

– «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. 

А так как игра основной вид деятельности дошкольного возраста, то мы через нее в детях воспитываем патриотизм– любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...

Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность,  которая в  дошкольном возраст...

Презентация «Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Данная презентация поможет при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Мастер – класс « Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей»

Цель: Наглядно, на примере практической деятельности показать возможность воспитания нравственно-патриотических чувств посредством игры.ть возможность воспитания нравственно-патриотических чувств поср...