Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Черногузова Елена Васильевна

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятельность. Содержание разработки обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: как игровая деятельность влияет на воспитание чувств патриотизма и гражданственности.

Работа содержит сюжетно – ролевые и дидактические игры по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников. Разработка предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

 (методическая разработка)

Синейкина Надежда Владимировна , воспитатель МБОУ «Начальная школа – детский сад №5»

Введение

Долг перед Отечеством – святыня человека…

От нас, отцов, матерей, от воспитателей,                                                                                зависит, чтобы каждый наш юный гражданин                                                                                дорожил этой святыней, как дорожит честный                                                                                человек своим добрым именем, достоинством                                                                                 своей семьи.

Сухомлинский В.А.

        Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для развития высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

        Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

        Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

        Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

В современном обществе существует проблема недостаточного развития гражданско – патриотическое чувств у детей дошкольного возраста.

        Актуальным является определенное восприятие мира в котором живем мы, наши дети, родные  и знакомые, сложен, многогранен  и изменчив. Дети– это часть мира  - открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый ребенок вращается в рамках сформированного у него образа мира. Формирование образа мира, позиции гражданина и патриота своей Родины – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. Взрослые познают этот мир и занимают определенную гражданскую позицию умом, маленькие дети – в игре, через эмоции.

Цель: формирование чувства гражданственности и  патриотизма  у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

 - познакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности  и патриотизма.

- приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;

- организовать взаимодействие с родителями по  гражданско - патриотическому воспитанию детей;

В период дошкольного детства происходит первичное зарождение чувства любви к Родине, определенной гражданской позиции, выраженной в отношении к родным, сверстникам и окружающему миру. Постепенно (достаточно быстро) у ребенка формируется состояние внутренней готовности к познавательной активности проявляющейся в желании больше узнать о своей  семье, городе, улице и стране в целом.

Теоретические основы  гражданско - патриотического воспитания дошкольников

«Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А.Сент Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к источникам нашей жизни, пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб. Именно в детстве и часто на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство заключается, то, что во многом определяет нашу взрослую судьбу.

Еще Л.Н.Толстой писал: «Разве не тогда я приобрел так много и так быстро, что за всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой доли того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Конечно, это некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание педагогов направлено на дошкольный возраст – истоки развития человека.

И как сказал Дж.Родари: «Если вы хотите научить ребенка думать, то прежде научите ребенка придумывать!» А научить ребенка «придумывать» лучше всего в совместной игровой деятельности. Ведь не зря считается, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.

Ребенок всегда играет, для него игра имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке навыков и умений. Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выгодский.

Только в игре можно воспитать определенную  гражданскую позицию и чувство  патриотизма, решив тем самым задачу государственной важности. Что заложено в детстве, то остается навсегда. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны. Новые подходы по патриотическому воспитанию, обращаются к традиционному отечественному наследию. Формирование гражданских и патриотических чувств – очень сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Для достижения ее результатов используются эффективные методы воздействия на ребенка. Причем такие методы, которые, не казались бы скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение. Поскольку игра – главное в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой, в своей работе  мы часто обращались именно к ней.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы для достижения определенных целей. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.  И все это можно сделать через игру.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.  Через игру ребенок, принимает ("примеряет") на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Например: сюжетно–ролевые игры "Дочки-матери", "Хозяюшки", "Семья"( дети знакомятся с традициями, обычаями, бытом семьи); «Защитники Отечества» , «Мы летчики», «Космонавты», «Моряки», «Пограничники» т.д. (у детей  углубляются знания о Российской армии; они учатся различать рода войск по обмундированию; формируется интерес к военной истории нашей Родины, армии; воспитывается уважение и гордость к защитникам Отечества).

Важную роль в патриотическом воспитании детей,  играет организация работы по изучению символов государств и городов: герба, флага, гимна, отражающих историю государства, его структуру, цели принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Для ознакомления с государственной символикой и закрепления представлений о ней, важно использовать дидактические игры. Например: « Узнай наш флаг (герб)», «Собери герб (флаг)», «Юный гербовед»,  «Прошлое и настоящее моего города» и т.д.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование игровой деятельности в воспитании,  общие усилия детского сада и семьи,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию Родители воспитанников должны  переосмыслить проблему патриотического воспитания в семье.  В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными,  и зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменяют своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям.  Родители, вместе с детьми, обогащают и расширяют свои знания о родном городе, о природе Кузбасса, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

Организация и проведение  игровой деятельности направленная на формирование гражданственности и  патриотизма  у детей дошкольного возраста

С первых минут жизни каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре, труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Проблема – же становления межличностного общения на основе человеческих отношений, связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственные критерии в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитании чувства гражданина и патриота в условиях дошкольного образовательного учреждения, должно быть уделено становлению межличностного общения как со сверстниками так и со взрослыми. Как показывают исследования, культура поведения ребенка. его отношение к окружающей действительности, зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых – родителей, воспитателей. В лице взрослого, ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б.Эльконин, «…образ себя через другого.».

Так как мама и папа – это первые воспитатели ребенка, их вклад в его развитие трудно переоценить! Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В первую очередь в беседах с мамами и папами они узнают, что их бабушки и дедушки, когда-то воевали, знакомятся с бытом и традициями семьи. Из семейного опыта они усваивают представления о себе, о других и о мире в целом.         Поскольку игра – главное в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой, в работе по воспитанию гражданско – патриотических чувств приходится часто обращаться именно к ней. Девочки очень любят играть в сюжетно – ролевые игры «Дочки-матери», «Семья» и т.д. Играя в эти игры, дети учатся любить, уважать и помогать своим близким. Ведь именно эта тема им наиболее близка и понятна. Часто дети через игру «Семья», воспитанники  проигрывают отношения, которые происходят у них дома. Так Катя - «мама», кормит «папу» - Диму борщом, а «глава семьи» дарит «жене» на «День матери» цветы. Мальчики же любят играть в сюжетно – ролевые игры «Моряки», «Летчики», «В войну» и т.д. Значит «игра детей – это зеркало общества», как справедливо заметил Юлиус Фучик.

Детей очень впечатляет, когда в группу  приглашаются  их родители и родственники. Они знакомят ребят  с разными интересными профессиями. Один только  вид  папы Вани -  морского офицера, при полном параде, с кортиком в ножнах, впечатлил детей. А когда он толково, со знанием дела, эмоционально, с иллюстрациями и зарисовками на доске, рассказал о своей профессии, то становиться понятным, почему после такой встречи наблюдается всплеск сюжетно – ролевой игры «Моряки».

Большой интерес у детей вызывают игры- путешествия:  "Путешествие по реке Томь», «Путешествие в прошлое города Юрга», «Путешествие по достопримечательностям города» и т.д. У детей в процессе игры развивается воображение, память, речь; закрепляются представления о городе, его достопримечательностях; формируется интерес к окружающему, воспитывается уважение к людям разных профессий. Перед знакомством с игрой, с воспитанниками проводилась предварительная работа. В связи с отдаленностью образовательного учреждения от города, воспитатели выступили с инициативой  к родителям, реализовать проект  «Выходной с семьей». В выходные, родители с детьми выходили на экскурсии по достопримечательностям города. Затем они совместно со своими детьми оформили данный проект. Получились интересные работы, содержащие исторические справки об истории памятников архитектуры, стихи юргинских поэтов, песни посвященные Юрге.

 В ходе  беседы с просмотром слайдов,  дети делились своими впечатлениями. Ребята рассказывали, что в нашем городе есть памятник павшим воинам в великую Отечественную Войну  - «Мемориал», есть парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина, куда они с удовольствием любят ходить кататься на каруселях и т.д.  На родительском собрании, дети вместе с родителями защищали свои работы. А в заключение, для всех был показан  видеофильм «Мой город Юрга!». После проведения этой работы, дети с удовольствием играли в игру «Путешествие по городу Юрга».

 Чтобы дошколята лучше узнали о промышленных предприятиях города их познакомили с Юргинским Машиностроительным заводом, где трудится часть родителей. Ребята смотрели видеофильм, фотографии, знакомились с профессиями. Был составлен альбом из детских рисунков «Завод глазами ребенка». С помощью родителей, были собраны атрибуты для с/ролевой игры «На заводе». Дети с удовольствием примеряли каски, одевали рукавицы, фартуки из плотной ткани, строили из конструктора сталеплавильные печи и гордо называли себя «сталеварами».

С помощью  родителей были  изготовлены дидактические игры: «Узнай наш Флаг!», «Собери Герб Юрги!» . С помощью этих игр дети познакомились с флагами разных стран и узнали что означают три цвета на флаге России: белый цвет символизирует благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. Они научились узнавать Российский флаг среди других. С помощью игры «Собери герб Юрги» дети познакомились  с гербом г. Юрги, узнали что главной фигурой герба является конь - один из древнейших символов развития, движения вперёд, стремления к совершенству, гармонии с природой. Одним из популярных толкований города "Юрга" - конь-иноходец. Конь, вставший на дыбы, аллегорически показывает, что Юрга - город молодой. В перекличке с настоящим фигура коня в гербе символизирует рабочее начало - город начинался с рабочего поселка. Чёрный цвет символизирует благоразумие, мудрость, покой. Огонь - воплощение энергии, символ жизни, возрождения. В годы войны из рабочего поселка Юрга на фронт ушло 15 тыс. человек, 5 тыс. из них погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Память о них отображена в образе огня.

 В настоящее время в городе имеется воинская часть и самый крупный в Сибири полигон. Военнослужащие гарнизона неоднократно принимали участие в  локальных «горячих точках». Если говорить о золоте, то можно упомянуть еще одну версию происхождения гидронима "Юрга" - "жирная речка". Весной, когда речка Томь входила в свои берега, и земля под горячими лучами солнца изнывала в парной неге, долина реки покрывалась жёлтыми цветиками. Цветов было так много и они так долго цвели, что долина казалась золотой. Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие. Лазоревое поле герба дополняет символику и аллегорически показывает реку Томь, на которой расположен город, и живописную природу. Лазурь - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добра. Дети научились собирать картинку в одно единое целое из частей.

Для закрепления этой игры, родителям было предложено вместе с детьми реализовать проект Герб группы», «Герб детского сада».

К поставленной задаче,  многие родители совместно  детьми, подошли творчески, и теперь  в дошкольном отделении есть герб группы и детского сада. Ребята  с удовольствием  и гордостью рассказывали о своих работах. Например Виолетта  с мамой, создали герб группы. На нем они изобразили ребенка с ягодкой, солнце и цветы. На вопрос, почему именно это решили отобразить на гербе? Виолетта ответила: «Ребенок - это дети нашей группы, ягодка- это название нашей  группы, а солнце и цветы, потому что мы как цветочки растем в теплых условиях».  После проделанной работы, была организованна выставка «Герб группы». Родители воспитанников  переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье.  

Заключение

        В результате организации игровой деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию, дети узнали историю страны, историю родного города, символику отражающие герб, флаг страны, области и города, имена тех, кто прославил нашу Родину.  Дошкольники стали называть улицы, на которых живут, стараются узнать историю названия своей улицы,  с удовольствием играют в сюжетно – ролевые и дидактические игры, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма.

         В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям.  Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Кузбасса, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

Можно считать, что  задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Ведь, если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом  и гражданином великой и могучей страны Россия, с любовью и уважением будет произносить  слова  «Я гражданин России!»

Список литературы

1. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину [Текст]: методические        рекомендации/ Ю. Е. Антонов -  М.: АРКТИ -  2003г

2.  Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. [Текст]:  Методика работы с родителями/ Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева – М.: Мозаика - Синтез – 2008г

3. Зеленова Н.Г. Мы живем в России Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: методические  рекомендации/ Н.Г. Зеленова – М.: Скрипторий -  2003г

4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебник для студ. Сред. Проф. учеб.заведений/ С.А. Козлова – М.: Мозаика – Синтез - 2006г

5. Нищева Н.В. Играем, развиваемся, растем.[Текст]: Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Нищева - Санкт – Петербург - Детство – пресс – 2010г

6. Новицкая М.Ю. Наследие [Текст]: Патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю. Новицкая – М.: Линка – Пресс – 2003г

7. От рождения до школы [Текст]: Примерная основная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез -2011г.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. http://www.kuzbass.ru/~vbp53
  2. http://www.doshcolniki.ru/conkurs/
  3. http://www.gramotey.com/?poisk_title


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»

направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье рассматривается опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей дошкольного возраста....

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....

Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки

Изучение народной культуры помогает не только более глубокому осмыслению полученных знаний, но и формирует в детях национальное самосознание...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботи...