Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мышления и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. «Мир сенсорики».
методическая разработка (младшая группа)

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mir_sensoriki_23g.docx766.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Актуальность.

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сенситивен во всем».

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.                                                            

                                                                               

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.C:\Users\user\Desktop\сенсорика.jpg

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности

  В нашей группе (возраст 2-3 года) реализуется работа по дополнительной общеобразовательной программе «Мир сенсорики».

 В разделе «Познание» 1 час в неделю (в соответствии с СанПиН 2.4.3049-13) отводится на образовательную область «Формирование элементарных математических представлений». Этого времени явно недостаточно для качественного освоения сенсорных эталонов детьми. Анализ программных задач с позиций принципов ФГОС позволил нам сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов окружающего мира.D:\ш 1.jpg

 Это обстоятельство привело к необходимости обогащения содержания основной общеобразовательной программы  ДОУ путем организации кружка, где бы мы могли реализовать задачи сенсорного воспитания через усвоение детьми систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов.

Цель кружковой деятельности: формирование представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

Задачи:

- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

 - Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их, развитие силы рук, мелкой моторики координации движений.

- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

 - Обратить внимание на различие предметов по величине, формировать пониманию слов «большой» и «маленький».

- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и           величине.

- Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.

- Дать представления о чередовании предметов по форме

        Воспитательное направление программы кружка обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

        Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей           педагогической коррекции.

        Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям ФГОС.

        Создание условий для кружковой деятельности.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Предполагаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте.  В приложении представлены методические материалы, которые раскрывают процесс организации кружковой деятельности в группе по формированию сенсорных навыков ребёнка. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.  В приложении представлены методические материалы, которые раскрывают процесс организации кружковой деятельности в группе по формированию сенсорных навыков ребёнка. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В программе так же представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, которые способствуют развитию дифференцированным движениям пальцев рук.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Месяц

Название образовательной деятельности

Цель

Оборудование, материалы

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки и игры с уголка сенсорики.

ОКТЯБРЬ

1.Д/И «Назови геометрическую фигуру».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2.Д/И «Пересыпание ложкой».

Рисование тычками

«Ярко- жёлтый одуванчик»

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность

Цель: Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Горох, ложки, глубокие емкости.

Ватные палочки,  лист бумаги, гуашь.

3. Д/И «Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.

4. Д/И «Томик».

Аппликация с использованием пластилина

«Божья коровка»

Развивать у детей стерео гностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

Настольная игра

Пластилин,  заготовка божий коровки.

НОЯБРЬ

1. Д/И «Найди предмет такой же формы».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

2. Д/И «Загадки на кубиках».

Рисование

«Помидорки на грядке»

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Цель: учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

Настольные дидактические игры.

Кисточка, гуашь.

3. Д/И «Постучим, погремим».

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки.

4. Д/И «Огоньки ночью». Лепка

«Дорожка для ежика»

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом приманивания.

Цель: Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

Пластилин

ДЕКАБРЬ

1. Д/И «Волшебный поднос».

Аппликация с использованием пластилина

«Долматинец»

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Цель:

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

Пластилин,  заготовки формы «Медвежонок» .

2. Д/И «Шарики»

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвет.

Шарики основных цветов.

3. Д/И «Подбери по форме».

Коллективное рисование красками

«Выпал беленький снежок»

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Цель: продолжать знакомить детей с красками и правилами работы с ними. Продолжать учить детей приёму прикладывания ворса кисти к бумаге плашмя. Вызвать сочувствие , умение сопереживать персонажам картин.

Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

Картина – аппликация с сюжетом, гуашь белого цвета, кисточка, тряпочка на каждого  ребёнка, банки с водой.

4. Д/И Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Рисование тычками «Первый снег»

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Цель: учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

Ватные палочки, гуашь.

ЯНВАРЬ

1. Д/И «Кто скорее соберет игрушки».

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

2. Д/И «Счетные палочки».

Рисование "Зажигаем огоньки"

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Цель: Учить наносить яркие мазки на темный фон

Счетные палочки.

Гуашь

3. Д/И «Золушка».

Аппликация с использованием пластилина «В гости к елочке»

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

Фасоль, тарелочки.

Пластилин, заготовки формы елочки.

ФЕВРАЛЬ

1. Д/И «Воздушные шары».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Дидактическая игра «Воздушные шары».

2. Д/И Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Аппликация «Открытка к 23 февраля»

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Цель: учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

Грецкие орехи.

Клей карандаш, заготовки кораблика.

3. Д/И «Найди такую же картинку».

Лепка «Погремушки»

Учить: детей подбирать такую же картинку.

Цель: учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой.

Игра томик.

Пластилин

4. Д/И «Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими  фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

МАРТ

1. Д/И «Ткани».

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. Д/И «Строим башню».

Аппликация «Открытка для любимой мамочки»

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

Строительный материал: кубики.

Клей карандаш, картон, заготовки цветочков.

3. Д/И «Что лежит в мешочке? ».

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4.  Д/И «Подбери лепестки для цветка»

Лепка «Куклы неваляшки»

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Цель: Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.

Дидактическая игра  «Подбери лепестки для цветка».

Пластилин.

АПРЕЛЬ

1. Д/И «Сделаем куклам бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2. Д/И «Спрячь мышку».

Рисование тычками «Подснежники»

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Цель: Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Дидактическая игра  «Спрячь мышку».

Ватные палочки, гуашь.

3. Д/И Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. Д/И «Башня из кубов».

Лепка «Мать - и - мачеха»

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Цель: Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски» и  составлять из них цветок.

Деревянные кубики.

Пластилин.

МАЙ

Диагностика

Рисование

«Шарики воздушные - ветерку послушные»

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Цель: Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Кисточка, гуашь.

                                   Диагностика сенсомоторного развития

   №

Параметры оценки

Оценка

1.

Цветовой гнозис

   Сличение

   Выбор названия

   Самостоятельность названия

2.

Форма

  Сличение

  Выбор по названию

  Самостоятельность названия

3.

Предметный гнозис

  Называет 4-5 картинок

  Называет многие предметы из групп

  Все предметы, их свойства

4.

Конструктивный гнозис

  Разрезная картинка из 2-х фрагментов

  Из 3-х фрагментов

5.

Пространственный гнозис

           Понимает инструкции, ошибается в 1-2 заданиях,     легко

  Корректируется

  Выполняет все задания

6.

Диагностика развития игры

  Неадекватные действия с игрушкой

  Манипуляция с предметами

  Процессуальные игровые действия

  Процессуальные игровые действия с элементами замысла

  Сюжетная игра

7.

Диагностика развития двигательной системы

  Самостоятельная ходьба

  Поднимается, опускается по лестнице

  Подпрыгивает, отделяя ноги от земли, поднимается

  По лестнице поочерёдно ставит ноги на каждую          ступеньку, стоит на одной ноге 10 с.

8.

Исследование памяти

  Выполняет 3 действия

  Выполняет 3-4 действия

  Выполняет 5 действий

9.

Мелкая моторика

  Повторяет штрихи

  Рисует прямые линии, круги, по показу, может       нарисовать человека «головонога».

Параметры оценки: 0 – отсутствует; 1- имеется на недостаточном уровне; 2- средний уровень; 3- высокий.

Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  13. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

                             

Дополнительный материал

Конспект занятия по изодеятельности в 1 младшей группе

Рисование (ватными палочками)

Тема: «Ярко-желтый одуванчик! »

Цель: Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Предварительная работа. Рассматривание изображений одуванчиков. Рисование методом тычка на разных занятиях по рисованию в течении учебного года.

Демонстрационный материал. Предметная картинка с изображением одуванчика, цветок одуванчик.

Раздаточный материал. Альбомный лист зеленого цвета с контурным изображением одуванчика, гуашь, ватная палочка , баночка с водой.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем наших гостей.

А еще сегодня к нам пришел необычный гость. Название гостя узнаете, если отгадаете загадку.

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь шапки нет!

Дети. Одуванчик.

Воспитатель. Посмотрите на нашего гостя. Какой наш одуванчик?

Дети. Пушистый, белый, легкий…

Воспитатель. Да правда, наш друг одуванчик уже одел белую пушистую шапочку.

Подует легкий ветерок и разлетится одуванчиковый пух.

Воспитатель дует на одуванчик и предлагает подуть на одуванчик ребятам.

Воспитатель. Какой был одуванчик до этого?

Дети. Желтый, яркий, солнечный, красивый…

Воспитатель. К сожалению яркие, желтые одуванчики отцветают и от этих цветов остаются лишь стебельки.

Давайте в нашей группе всегда будут цвести ярко-желтые одуванчики.

Воспитатель показывает детям желтый одуванчик и читает стихотворение В. Шипуновой «Золотой одуванчик», с выполнением движений соответствующих тексту.

Солнце улыбается (Дети улыбаются)

Лучики- как пальчики (Поднимают руки вверх и покачиваются)

А в траве качаются

Дети-одуванчики.

Поцелует солнце (Отправляют воздушные поцелуи)

Желтый одуванчик, (Делают круг над головой)

И причешет челку

Золотыми пальчиками. (Махают руками)

Воспитатель показывает листы зеленого цвета.

Лужайки уже зазеленели, сейчас на них распустятся одуванчики.

Каким цветом нужно раскрашивать одуванчики?

Дети. Желтым.

Воспитатель. Каким цветом нужно раскрасить стебелек и листочки?

Дети. Зеленым.

После ответа детей показывает прием создания образа.

По окончанию работы все рисунки раскладываются на ковре большой цветочной поляной.

Полюбоваться ими, отметить как красиво выглядят одуванчики на зеленой траве.

         

        Конспект занятия по ИЗО деятельности в I младшей группе

Тема: «Выпал беленький снежок» (коллективное рисование красками).

Цель: продолжать знакомить детей с красками и правилами работы с ними. Продолжать учить детей приему прикладывания ворса кисти к бумаге плашмя. Вызвать сочувствие, умение сопереживать персонажам картин. Разделять радость детей по поводу того, что удалось помочь зверюшкам. Продолжать вызывать интерес к рисованию красками.

Материал: картина – аппликация с сюжетом, гуашь белого цвета, кисточка, тряпочка на каждого ребенка, банки с водой.

Ход занятия.

Воспитатель подготавливает все к занятию, садится и рисует. (Звучит тихая, спокойная музыка). Когда к нему подходят дети спрашивают, что он делает, воспитатель отвечает, что он рисует домик для мишки: зимой все медведи спят и нашему мишке тоже пора спать, только у него нет домика, и мишка попросил меня нарисовать ему домик.

Воспитатель рисует и комментирует свои действия:

— Я беру кисточку, окунаю ее волосики в белую краску, если на кисточке много краски, снимаю о край тарелочки и прикладываю кисточку на бумагу рядом с мишкой, потом отнимаю кисточку и прикладываю рядом (и так пока не нарисую берлогу для мишки)

Вот и готов домик для мишки, а чтобы он не растаял, я нарисую, как падает снежок; он падает и на домик и на землю, падает везде.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится».

— Но не только мишке нужна помощь. Сейчас я помою кисточку и все вам расскажу. Воспитатель моет кисточку, вытирает ее, при этом комментируя свои действия. Ставит кисточку на подставку. Обращает внимание детей на картину:

— Посмотрите, какого цвета шубка у зайчика? (Опрашивает всех детей).

— А кто это спрятался за елку? (Опрашивает каждого ребенка).

— Правильно, лисичка. А чтобы лисичка зайку не увидела надо его спрятать.

— Какого цвета снег? Правильно, белого. И зайка белого цвета. Если мы нарисуем везде снег, зайка спрячется от лисички, и она его не найдет. А если снег ляжет на домик собачки, то ему в домике будет тепло и собачка тоже будет рада. А елочки очень любят, когда у них на веточках лежит белый снег, это очень красиво, елочкам это очень нравится.

                                                

                                          Дидактические игры

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь.   Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.http://gigabaza.ru/images/77/153289/5fe1eff9.jpg

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.  

Игра "Волшебный  мешочек"

C:\Users\черепашка\Downloads\чудесный мешочик.jpg

 Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

Игра "Разноцветные прищепки"

G:\КРУЖОК\_CA3-8RweAU.jpg

 Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

 Игра «Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

дидактические игры с детьми 2-3 лет

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Уважаемые родители!

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Специально организованные игры с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами – орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго, третьего года жизни.

Очень важно соотносить тематическое планирование материала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Прежде чем предложить рисовать детям красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисованию на тему «Снежинки» должно предшествовать наблюдение за снегопадом. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду, школе. Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребенка.

В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать человека. И поэтому каждая из предлагаемых игр фактически многофункциональна, направлена на комплексное развитие ребенка. Содержание игр направляют взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Взрослый и ребенок объединены как бы общей игровой задачей, совместным выполнением игровых действий. В итоге малыш не только усваивает то или иное «учебное» содержание, но и испытывает чувство радости от общения, одобрения взрослого и своих успехов. Поэтому он испытывает чувство безопасности, защищенности, ощущает свою нужность взрослым. У него развивается привязанность к играющему с ним человеку. Взрослый так же испытывает радость от общения с ребенком, от возможности видеть успехи, продвижения малыша в его развитии. Поэтому игры с детьми имеют взаимо обогащающее, взаимо развивающее значение.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр на развитие цветовосприятия у ребенка раннего возраста.

                            1. «ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ПОЛЯНКУ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два картонных круга («полянки») двух цветов — жёлтого и красного, бабочки только одного цвета (жёлтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры

 Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого цвета».

                                        2. «УГОСТИ КУКОЛ»

 Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материал: две куклы, одетые в разные платья (красное и жёлтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры

Взрослый обращает внимание ребёнка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». То же самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях использует метод сличения (такая — не такая).

                               3. «ПОСТРОЙ ДОМИКИ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры

Взрослый строит домики, затем говорит ребёнку: «Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднениях показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: «У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а  у этого домика — другая крыша, не такая (называет цвет)".

Игры, направленные на развитие ориентировки на форму у детей раннего возраста.

                              4. «КАТИТСЯ - НЕ КАТИТСЯ»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры

Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребёнком и предлагает поиграть. Берёт шарик, кладёт на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», — предлагает ребёнку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желобка. При этом комментирует: катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет действия руками ребёнка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится).

После того как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, а кубики нет.

                       5. «ОПУСТИ ИГРУШКУ В СВОЙ ДОМИК"

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Оборудование: две коробки: одна — с круглой прорезью, вторая — с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры

Взрослый ставит перед ребёнком две коробки, берёт шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достаёт из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики».

                                  6. «СОБЕРИ ПИРАМИДКИ»

Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материал: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры

Взрослый ставит перед ребёнком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые, это шарики, а на другой не такие — кубики.

                               7. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры

Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребёнка кладёт в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и даёт малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.

Игры, направленные на развитие ориентировки  на величину у детей раннего возраста.

                                         8. «БРОСЬ ШАРИК»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Оборудование и материал: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры

Взрослый показывает ребёнку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».

                         9. «СПРЯЧЬ МЯЧИК В КОРОБОЧКУ»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры

Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».

                                    10. «ПОСТРОЙ БАШНИ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предмета, формировать практические способности ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Материал: набор кубиков одного цвета, двух размеров.

Ход игры

Взрослый ставит перед ребёнком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем строить вначале из таких, больших, кубиков». Берёт один большой кубик и показывает его малышу: «Бери все такие и ставь на этот кубик. Обращает внимание ребёнка, что если поставить маленький кубик, башня упадёт. После того как башня из больших кубиков будет построена, все кубики снова выкладываются 

Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  13. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативных требований по развитию мышления и мелкой моторики ребёнка в возрасте от года и до 6 лет

Нормативные требования по развитию мышления и мелкой моторики ребёнкав возрасте от года и до 6 лет...

Презентация "Развитие общей и мелкой моторики рук у детей с ОНР".

Специфика работы воспитателя группы для детей с общими нарушениями речи....

Проект на тему: "Развитие общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Проект составила воспитатель : Шаламова Алена РуслановнаВид проект: долгосрочный, игровой, творческийСроки реализации: ноябрь 2013-май 2014Участники : воспитатель, дети и родители.Возраст : 3-7 летУчр...

Пальчиковая гимнастика с иглболом для развития осязания и мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта. Примеры упражнений.

Пальчиковая гимнастика с иглболом для развития осязания  и мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта весьма эффективна, т.к. упражнения могут носить как пассивный, так и активный ...

Развитие общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

     «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами: чем больше маст...

Мастер-класс для родителей по развитию речи и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Данный материал создан для повышения  педагогической  грамотности родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Заинтересовать родителей (законных ...

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...