«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования лэпбука «Гжель»
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Соколова Анна Сергеевна

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края.

Культурное наследие народа-огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и преумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье к истории и культуре.

Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности.

В процессе игровой деятельности выявлено, что у многих ребят возникают трудности в умении узнавать и называть вид росписи, часто они не могут отличить гжель от городецкой росписи и т.д. Поэтому возникла идея создания лэпбука по данной тематике.

Представляем Вашему вниманию дидактическое пособие для ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Цель данного пособия: дать детям представления о декоративно-прикладном искусстве «Гжель» и показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства, расширять и закреплять знания детей о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения гжельской росписи;

Расширять и закреплять знания детей об основных элементах русской народной гжельской росписи, и их колорите;

Создавать условия для формирования познавательных действий, становление сознания;

Способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности, и саморегуляции собственных действий;

Развивать умение видеть красоту изделий декоративно-прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Развивать и закреплять умение подбирать предметы и элементы по индивидуальному виду росписи.

Данное пособие многофункционально, весь материал структурирован по разделам.

В каждом лэпбуке размещены:

  • история, сказка или легенда о каждой росписи;
  •  элементы росписи, узоры, этапы рисования или лепки,
  • наборы картинок посуды, сувениров, свистулек;
  •  дидактические игры: «Найди пару», «Собери картинку», «Лото»; раскраски, «Пазлы»

Лэпбук– это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lep_2_3.docx844.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 176 «Карандаш»

Педагогическая разработка

«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования лэпбука «Гжель»

Разработчики:

Нехорошева Екатерина Михайловна

Соколова Анна Сергеевна

Краснодар, 2022


Содержание

Введение

3

Лэпбук «Гжель

4

Карточки об истории появления росписи

5

Дидактическая игра «Найди пару»

6

Дидактическая игра Лото «Гжель»

6

Дидактическая игра «Гжельские Изделия»

7

Дидактическая игра «Элементы росписи»

7

Дидактическая игра Сказка «Нежно-голубое утро»

7

Дидактическая игра «Книжка-раскраска»

8

Практическое применение

8

Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»

8

Авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»

9

Сказка о гжельских мастерах

11

Конспект образовательной деятельности по лепке

«Посуда для кукол с элементами гжельской росписи

13

Конспект образовательной деятельности «Укрась матрешку»

14

Конспект образовательной деятельности «Сказочная гжель»

16

Конспект образовательной деятельности «Голубая сказка

19

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с искусством гжельской росписи»

21

Конспект образовательной деятельности Тарелка «Сказочная Гжель»

28

Консультации для родителей

32

Консультации для родителей «Народные промыслы»

33

Список используемой литературы

35


Введение

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края.

Культурное наследие народа-огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и преумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье к истории и культуре.

Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности.

В процессе игровой деятельности выявлено, что у многих ребят возникают трудности в умении узнавать и называть вид росписи, часто они не могут отличить гжель от городецкой росписи и т.д. Поэтому возникла идея создания лэпбука по данной тематике.

Представляем Вашему вниманию дидактическое пособие для ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Цель данного пособия: дать детям представления о декоративно-прикладном искусстве «Гжель» и показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства, расширять и закреплять знания детей о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения гжельской росписи;

Расширять и закреплять знания детей об основных элементах русской народной гжельской росписи, и их колорите;

Создавать условия для формирования познавательных действий, становление сознания;

Способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности, и саморегуляции собственных действий;

Развивать умение видеть красоту изделий декоративно-прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Развивать и закреплять умение подбирать предметы и элементы по индивидуальному виду росписи.

Данное пособие многофункционально, весь материал структурирован по разделам.

В каждом лэпбуке размещены:

  • история, сказка или легенда о каждой росписи;
  •  элементы росписи, узоры, этапы рисования или лепки,
  • наборы картинок посуды, сувениров, свистулек;
  •  дидактические игры: «Найди пару», «Собери картинку», «Лото»; раскраски, «Пазлы»

Лэпбук– это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Вот, что у нас получилось:

Лэпбук «Гжель»- поможет расширить представления детей о этом народном промысле, познакомить с его историей, видами орнаментов. Игры лэпбука также позволяют развивать познавательные процессы: воображение, восприятие, память, внимание.

 «Карточки об истории появления росписи»

Цель: познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели.

Ход игры: Ребёнок или взрослый выбирает любую карточку с изображением гжельской росписи. Воспитатель рассказывает, что изображено на картинке, что символизирует данный предмет, какие техники рисования применил художник, историю возникновения данного сюжета.

Дидактическая игра Лото «Гжель»

Цель: закрепление знаний об элементах народного промысла, основных мотивах, колорите русских народных росписей.

Ход игры: ребята подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших карточках. Внимательно следят за ходом своей игры не пропуская элементы на своей карте. Принимает участие от двух и более детей. Воспитатель раздает по одной карте, маленькие перемешивает. Затем вынимая по одной карте спрашивает какая деталь изображена и кому необходима такая карточка. Игру можно проводить на соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: развивать внимание и закрепление знаний об элементах гжельской росписи.

Ход игры: карточки перемешивают, кладут лицом вниз. Дети по очереди (по кругу) открывают по 2 карточки и запоминают их место. Если карточки совпали ребенок забирает их себе. Выигрывает тот, кто набрал большее количество карточек.


Дидактическая игра «Гжельские Изделия»

Цель: дать наглядное представление о гжельских изделиях народной керамики, сувениры, малые формы скульптуры.

Ход игры: воспитатель показывает карточки, рассказывая о формах, скульптурах обогащая кругозор детей о народных промыслах, помогая увидеть необычное в обычном. Формирование целостной картины мира (беседа)

Дидактическая игра «Элементы росписи»

Цель: показать детям элементы гжельской росписи. Уточнение и закрепление представления о росписи. Учить выделять отдельные элементы узора.

Ход игры: Воспитатель предлагает разрисовать чашку элементами гжельской росписи. Обсуждаем цвета, которые дети выбирают (белый, голубой и синий.) Уточняем как при помощи синего и белого получить голубой разных оттенков.

Дидактическая игра

Сказка «Нежно-голубое утро»

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.


Дидактическая игра «Книжка-раскраска»

Цель: показать, как украшать предмет посуды росписью гжель.

Ход игры: Ребята рассматривая образцы росписи, пробуют прорисовать элементы росписи Гжель. Ребенок раскрашивает рисунок используя краски, карандаши.

Практическое применение

Легенды, истории и сказки о Гжельской Росписи

Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя-и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы-травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета-и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!»-сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду.

Авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина.

 Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает.

 Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли.

Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже.

Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка.

«Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!» Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настеньки, но желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!»

Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель».

 Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.


Сказка о гжельских мастерах

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать.

 Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке-петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита-фонтан с завитушками, а глаза рыбы-точно роза.

 Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные-фигурные, затейливые. И ручки у всех разные. Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза! Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

 Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.


Конспект образовательной деятельности по лепке

«Посуда для кукол с элементами гжельской росписи»

Цель: расширять представления детей об окружающих предметах, закреплять умение детей лепить посуду и расписывать ее в стиле гжель: отрабатывать приемы лепки, активизировать словарь по теме посуда (сахарница, чайник заварочный, чашечки, блюдца, молочница, ложки); вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для кукол в стиле гжель; - воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Оборудование: кукольная посуда, игрушка пчёлка, соленое тесто, образец росписи гжель, образец гжельской посуды, лэпбук «Гжель» доска для лепки, стеки. Предварительная работа: рассматривание чайных гжельских сервизов, иллюстрации. Д/И «Найди пару», «Чего не хватает».

Ход образовательной деятельности 

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением посуды. Дети берут по одной картинке и называют посуду, к какому виду она относится (кухонная, столовая, чайная). Дети садятся полукругом.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Чаепитие». Как у нашей Дунечки Чашечки и блюдечки, как у нашей Люсеньки Чаю просят пупсики: - Милости просим – Приходите в гости. Приходите в гости. Приходите на печенье, это просто объеденье-В гости к куклам в день рожденья!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Пчёлка) К нам пришла пчёлка за помощью, он рассказала мне, что куклы и их друзья хотят устроить праздник (день рождения, а посуды им не хватает. Давайте с вами поможем игрушкам-слепим для них чайную посуду.

Воспитатель: Давайте с вами отправимся в нашу мастерскую. - Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Чайный гжельский сервиз) На столе стоит чайный сервиз.

Скажите, какие предметы посуды входят в комплектность чайного сервиза. Дети называют: заварочный чайник, сахарница, чашечки, блюдца, молочница, напомнить, что в сервизе все предметы оформлены одинаково – в стиле гжель с сине-голубыми элементами. Дети вспоминают чайные сервизы, которые они видели у себя дома. Сравнение посуды.

Воспитатель: ребята давайте посмотрим наш лэпбук «Гжель» и найдем посуду с элементами гжельской росписи. Ребята рассматривают карточки из лэпбука.

Воспитатель: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и кружка? Игра «Назови, какая посуда».

Если тарелка из пластмассы, (она какая)

Если ложка из металла, (она какая)

Если чашка из фарфора, (она какая?)

Если стакан из стекла, он(какой?)

Если сахарница из стекла, то (она какая?)

Если половник из металла, (он какой?)

Физкультминутка. Мы зарядку начинаем, - Стоя в кругу: Наши руки разминаем. - Рывки руками. Разминаем спину, плечи. - Повороты вправо, влево. Чтоб сидеть нам было легче. Дружно прыгаем, прыг-скок! - Прыжки на месте. Кто достанет потолок? А теперь ходьба на месте. - Ходьба. Громко хлопаем все вместе. - Хлопки.

За столы мы быстро сели. Принимаемся за дело. Лепка чашечки и блюдце: Тарелку надо лепить из шарика, приплюснув его и загнув немного края, украшают тарелку кружочками или полосками. Чашку делают из шарика, вдавив немного в середину, справа приделывают ручку. Чашку можно сделать любой формы. А перед работой мы с вами разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Тук- тук -тук». Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук стучались в дверь. Дети постукивают по столу. Только дверь им не открыли: Подушечками всех пальцев. Думали, там страшный зверь.-Одновременно. Ребята начинают работать, они могут воплощать любые замыслы.

Предложить показать детям некоторые приёмы оформления чайных чашечек, проговаривая все действия («с полоской»-раскатываем длинный жгутик и выкладываем по ободку-прямо или волной). По окончании лепки все работы поставить на стол, ждем пока высохнет, и приступаем к росписи. Вместе с пчёлкой внимательно рассмотреть их, обратить внимание детей на более точную передачу формы посуды, элементов росписи, на аккуратность в работе. Подчеркнуть разнообразие изделий, и подарить их куклам на день рождения.

Конспект образовательной деятельности «Укрась матрешку»

Цель: познакомить детей с гжельской росписью, научить рисовать элементы гжельской росписи.

Задачи: формировать интерес к гжельскому промыслу, рисовать гжельские узоры. Развивать мелкую моторику, чувство цвета, формы. Воспитывать умение уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.

Оборудование: скульптуры с гжельскими узорами, матрешка раскрашена под гжель, вырезанные матрешки, синяя, голубая гуашь, кисточки №6 и №3, салфетки, лэпбук «Гжель».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет гостья, но она к нам придет не одна, а с подружками. А с какими, я сейчас вам загадаю загадку.

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Воспитатель: Молодцы, ребята к нам и правда пришла Матрешка. Посмотрите какая она красивая, только подружки у нее грустные. На улице сегодня ветер, у матрешек сдуло все их узоры с сарафанов и косынок. Давайте их раскрасим? Я предлагаю раскрасить народной росписью гжель. Вы согласны?

Воспитатель: сегодня мы с вами будем гжельскими мастерами. Какими красками мы будем пользоваться? (голубыми, синими).

Воспитатель: ребята предлагаю всем рассмотреть наш лэпбук «Гжель» (ребята рассматривают карточки из лэпбука «Гжель»)

Какими узорами можно раскрасить матрешку? (цветы, капельки, полосочки, сеточки, точки).

Перед тем, как приступись к работе, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика (Разжимает кулачки, шевелит пальчиками)

Мы - красавицы матрешки,

Разноцветные одежки. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого. Разжимают кулачки 2раза)

Раз - Матрена, два - Милаша,

Мила - три, четыре - Маша,

Маргарита — это пять.

(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте матрешек, а потом на них посмотрим.

Ребята, посмотрите, какие красивые матрешки у нас получились. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!


Конспект образовательной деятельности «Сказочная гжель»

Цель: знакомить с росписью народных мастеров-гжель. Познакомить с цветком-агашка, создавать узоры по мотивам народной росписи.

Задачи: формировать умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи; точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», сеточка, цветы, обогащать словарь: агашка, гжельские мастера. Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать её своеобразие, колорит, нежность.

Оборудование: готовые картонные тарелки для росписи, краски синяя и белая, баночки с водой, кисточки №6, №3, салфетки, образцы, лэпбук «Гжель».

Ход образовательной деятельности:

Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: да, очень любим путешествовать.

Воспитатель:

«Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас.

 И мы отправимся на выставку сейчас».

Воспитатель: на выставку каких мастеров, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

«Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно, издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми». Что это за роспись?

Дети: это роспись гжель.

Воспитатель: вокруг себя повернитесь и на выставке народных мастеров окажитесь.

Воспитатель: Вы догадались на выставку, каких мастеров мы попали?

Дети: гжельских.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: потому что синие, голубые узоры и цветы на белой посуде-это гжельские узоры.

Воспитатель: Давайте вместе посмотрим наш замечательный лэпбук «Гжель». Рассмотрим карточки с узорами, росписями гжельских мастеров.

Дети рассматривают лэпбук.

Воспитатель: Повторяйте за мной: «Лель-лель-лель - голубая гжель».

Дети повторяют громко и тихо.

Воспитатель: А где живут мастера?

Дети: Мастера живут в деревне Гжель не далеко от Москвы.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что обозначает слово гжель?

Дети: Слово Гжель обозначает: жечь, обжигать.

Воспитатель: Давным- давно, жили там смелые да умелые, веселые мастера. Решили они свой край прославить, свое мастерство показать и людей порадовать. Нашли в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее посуду разную. Расписывать синей краской.

Воспитатель: А почему синей краской, вы знаете? Как вы думаете?

Дети: потому что Гжельцы любили говорить, что небо у них синие-синие, реки и озера голубые - голубые и красивые васильковые поля. Вот и задумали они перенести эту синеву на белые изделия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и прочитаем стихотворение про гжель:

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её название гжель».

Посмотрите и расскажите, какая гжельская посуда (из какого материала)?

Дети: Фарфоровая, красивая, сине-голубая, сказочная, глиняная и т. д.

Воспитатель: Посуда, цветы, люди, птицы и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров. Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю и вам сегодня стать народными мастерами и расписать тарелку элементами гжельской росписи.

(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте тарелочки, а потом на них посмотрим.

Ребята, посмотрите, какие красивые тарелочки у нас получились. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

Конспект образовательной деятельности «Голубая сказка»

Цель: знакомство детей с народным творчеством «Гжель».

Задачи: расширять знания детей об истории гжельского промысла, формировать представление об элементах гжельской росписи, воспитывать уважение к труду мастеров, восхищаться красотой росписи, развивать чувство цвета и ритма при составлении узора, развивать мелкую моторику, память, мышление, творческие способности.

Оборудование: наглядные пособия (разрезные карточки), лэпбук «Гжель», гуашь синяя и белая, кисти, палитра, емкость для воды.

Воспитатель: ребята, мы с вами уже знакомы с гжельской росписью, давайте вспомним, какие узоры наносятся на гжельские изделия?

Дети: узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек, бордюров, волнистых линий, усиков, точек и т. д.

Воспитатель: -один из любимых элементов гжели это цветок - роза, а называют ее агашкой.

Воспитатель: хотите узнать, почему так назвали?

А назвали ее так, потому что расписывали гжельскую посуду в основном работницы-крестьянки и звали многих работниц именем Агафья. Отсюда и пошло название агашка. Сегодня предлагаю вам расписать тарелки для выставки. Посмотрите на наш лэпбук «Гжель» и элементы на карточках.

Воспитатель: из каких элементов состоит роза?

Дети: состоит цветок из широких мазков.

Рисуем крупной кистью, мазками лепестки дугообразными линиями. Сначала верхние лепестки, боковые и нижние синим цветом.

Воспитатель: края тарелки украсим сеточкой и капельками, чередуя. Какой кисточкой будем рисовать эти элементы?

Дети: Сеточку и капельки будем рисовать кончиком тонкой кисточки и способом примакивания.

Рассматриваем схему рисования цветка, обращаю на последовательность действий.

Дети под музыку «Сказочная Гжель» расписывают тарелку.

По окончании работы, один из детей выходит к доске и рассказывает о том, какая у него получилась тарелка.

Воспитатель: под песню «Незабудковая гжель» дети выходят и встают в круг.

Вам понравилось быть мастерами? Какое у вас настроение?

Ребята, давайте вспомним, что мы узнали про роспись гжель.

Дети: узнали про цветок-агашка. Почему расписывают посуду синим цветом.

Вы все расписали по одной тарелке, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится?

У русских людей есть поговорка: «Умелец да рукоделец, себе и людям радость приносит».

Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

Ребята, пока сохнут ваши тарелочки, предлагаю посмотреть видеофильм о процессе создания гжельской посуды.

Дети садятся на коврик и смотрят.

Конспект образовательной деятельности

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).

Задачи: познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги), обобщить знания детей о народных промыслах ( гжель), развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера-умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей-умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти), воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, умение оценивать работу сверстников, любовь к народному творчеству.

Оборудование: посуда с гжельской росписью, Д/И «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды, аудиозапись русских народных песен, образцы элементов гжельской росписи, гуашевые краски, палитра. Гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги в форме тарелочки.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент (звучит тихонько русская народная мелодия. Приглашаю ребят подойти ко мне поближе).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю сегодня на занятие. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель: сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно, все готовы? Отправимся мы к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

Воспитатель: давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая -её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На фабрике сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду. Затем мастера расписывают изделия вручную. Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре. И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия.

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор-гжельская роза. Посмотрите, как красиво!

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

Дети: кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки.

Воспитатель: понравилась вам сине – голубая сказка? (Ответы детей). Так почему она так называется? Ребята, кто догадался, о каком промысле это сказка? (Ответы-рассуждения детей)

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Дети: из глины.

Воспитатель: какие изделия делали мастера из глины?

Дети: посуда, различные фигурки.

Воспитатель: какую краску используют мастера в гжельской росписи?

Дети: синюю.

Воспитатель: каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад, (показываю осколки). Как вы думаете, из чего она была сделана? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Ответы –рассуждения детей)

Воспитатель: конечно, нет, только бы роспись пострадала.

Воспитатель: а металлическая? (показ), а пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины.

Воспитатель: что делают с глиной, чтобы она была прочная?

Дети: ее обжигают.

Воспитатель: вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

Воспитатель: как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались.

Воспитатель: давайте возьмем наш лэпбук «Гжель» и сложим картинку, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Д/и «Сложи картинку» (работа в группах)

Воспитатель: как называется посуда, которую вы сложили? (гжельская), Воспитатель: верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

Воспитатель: посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель (читает стих):

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель: где изготавливают эту посуду?

Дети: в поселке Гжель.

Воспитатель: верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы. Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?

Дети: красивая, синяя, нарядная.

Воспитатель: верно, посуда нарядная, красивая, праздничная, каким она цветом?

Дети: она голубая, нежная.

Воспитатель: да, бело–синяя роспись. Давайте подойдем поближе, получше рассмотрим посуду (приглашаю к доске).

Воспитатель: из каких элементов состоит узор?

Дети: цветы, завитки, точки, линии.

Воспитатель: какую роспись он вам напоминает?

Дети: хохломскую.

Воспитатель: чем отличается гжельский узор от хохломского?

Дети: цветом.

Воспитатель: это отличительная особенность гжельской посуды – на белом фоне синие цветы., какие еще вы знаете народные росписи, как они называются?

Дети: дымковская игрушка городецкая, хохломская роспись.

Воспитатель: чем отличие их от гжельской росписи?

Дети: она сине – голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие.

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать гжельскими мастерами и расписать посуду по мотивам гжельской росписи.

Воспитатель: посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть?

Дети: нет голубой.

Воспитатель: верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Дети: смешаем синюю и белую.

Воспитатель: правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синего. Показ, ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок. Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

Воспитатель: А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса. Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок. Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья. Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.

Работа детей у доски (двое – трое детей).

Воспитатель: Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

Воспитатель: давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Звучит песня «Незабудковая Гжель»

Воспитатель: но прежде, чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. «В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.)

В соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

Воспитатель: ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек. Вам понравилось?

Дети: да.

Воспитатель: ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

Воспитатель: какие узоры в росписи вы использовали?

Дети: точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.

Воспитатель: какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста?

Дети: гжельские.

Воспитатель: Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут?

Дети: гжель.

Воспитатель: что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? Мы с вами узнали новый вид промысла-гжельская роспись. Какая работа вам больше всего понравилась? Почему? Что особенного в этой работе? Чем отличается от других эта работа?

Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор.

Воспитатель: посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет-синий. А из чего делают гжельскую посуду? Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам, оцените свою работу на занятии.

Конспект образовательной деятельности Тарелка «Сказочная Гжель»

Цель: изготовление декоративной тарелочки «Сказочная Гжель» в технике пластилинография.

Задачи: закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи, закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином, воспитывать умение оценивать работу сверстников.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация PoverPoint, восковой пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, посуда из белого фарфора, изделия гжельской росписи; образец готовой работы; разрезные картинки гжельской посуды для д/и «Собери картинку»; заготовка тарелочки на плотном белом картоне.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на коробку (в коробке лежат фигурки, расписанные гжельской росписью и лэпбук «Гжель»).

Воспитатель: эй, честной народ, к нам быстрей спеши!

Собирайся, подходи, очи к нам обороти!

Да на эту красоту скорее погляди!

Поглядите-ка посуда!

Вот какая красота!

Вы скажите-ка, ребята, из чего же сделана она?

Дети: из фарфора.

Воспитатель: ребята предлагаю посмотреть наш замечательный лэпбук, картинки, игры, истории гжельской росписи. Дети рассматривают.

Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка мою загадку:

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивиться

Чудо на фарфоре – синяя купель,

Это называется просто роспись….

Дети: гжель.

Воспитатель: и тут вы верно отвечаете. Красны девицы и добры молодцы, а давайте отправимся с вами в местечко под названием Гжель. Вот посмотрите на экран – с чего все начинается. Презентация.

Воспитатель: привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз?

Дети: радуют, очень красиво.

Воспитатель: Правильно. Ребята расскажу вам не сказку, а быль:

"В Российском государстве, в очень давние времена, среди лесов дремучих недалече от города Москвы стоит деревенька. Жили там мастера-умельцы, что из белоснежной глины делали посуду, обжигая изделия в горячей печи.

И вот собрались они как-то мастера на совет и решили лепить посуду такую, какую никто не видывал, чтоб мастерство свое всем людям показать, чтоб на весь мир прославиться.

Стали мастера своё умение показывать. У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется.

Другой мастер посмотрел на сахарницу, подивился, а сам вылепил девицу, что в виде вазы сделана.

Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо-рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает.

Разошлись по домам, идут да любуются на синеокое небо, на синеватый лес вдалеке, да голубую гладь рек и озер и васильковые поля. Вот и задумали они перенести всю эту синеву на свой белый фарфор.

И цветы, и люди, и птицы, и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров.

Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель».

И по сей день жив город Гжель, и уже праправнуки мастеров и их дети продолжают традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду.

Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)

На нем самовар кипит. (руки на поясе, повороты в сторону)

Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)

Очень хрупкие бедняжки. (наклоны в сторону головой)

Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)

Всех я угощаю.

Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)

К чаю нам пирог принес. (ходьба)

Воспитатель: Ребята, а кто это у нас тут плачет, слезы свои платком утирает? (Стоит девочка и плачет).

Воспитатель: что ж ты, девица, приуныла?

Отчего ж слёзы свои льёшь?

Девочка: Я посуду всю разбила (плачет)

Воспитатель: где ж посуда-то твоя?

Девочка: вот, на подносе осколки лежат.

(на подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка взятые из лэпбука «Гжель»)

Воспитатель: А, так это. Не переживай, наши ребята все осколочки сейчас соберут. В нашем лэпбуке «Гжель» есть д/игра «Собери посуду», предлагаю в нее поиграть.

Воспитатель: вот и собрали мы посуду, только ее не склеишь теперь. Но не беда. Не переживай, мои ребята тебе помогут. Они сейчас тебе новую посуду распишут, лучше прежней! А сейчас, ребята, я вам предлагаю тоже побывать в сказке. И превратиться в искусных мастеров. И распишем мы сегодня посуду гжельской росписью, но по-особенному, не краской, а пластилином.

Садитесь, ребята, на свои места за столы (дети садятся за столы: на столах доски для лепки, пластилин, салфетки, стеки, силуэт подноса из белого картона).

Воспитатель: перед вами ребята силуэт белого подноса. Поможете мне его расписать?

Дети: Да.

Воспитатель: посмотрите, ребята, на доску. Как расписывать красками вы уже пробовали. Я вам покажу, как сделать похожие мазки из пластилина. Отщипываем сначала кусочек синего пластилина, скатываем шарик, наносим на поднос, слегка придавливая. Сверху него чуть в сторону добавляем шарик белого пластилина. Придавив большим пальцем на оба кружка, делаем мазок, протягивая пластилин по листу в нужном нам направлении. Завиточек можно сделать с помощью тоненьких колбасок.

Ребята, техника понятна? Тогда под русско-народные напевы предлагаю вам взяться за дело.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия воспитатель предлагает добавить работы ребят на выставку. Дети устанавливают свою «посуду» и выбирают понравившуюся. Воспитатель хвалит каждого, отмечая его успехи.

Воспитатель: потрудились вы на славу! Вижу я, что вы и вправду умелые ребята. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Давайте пригласим гостей на нашу выставку.

Консультации для родителей

ЛЭПБУК как средство знакомства с народными промыслами

(на примере лэпбука «Гжель»)

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, -одно из главных условий полноценного эстетического воспитания дошкольника и развития его художественно-творческих способностей.

К народным промыслам России относятся: дымковская игрушка, хохломская роспись, гжельская роспись, жостовская роспись, городецкая роспись. Остановимся подробнее на нашем лэпбуке с гжельской росписью.

Для чего нужен лэпбук?

-Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.

-Это отличный способ для повторения уже изученного. В любое удобное время ребенок может открыть лэпбук и повторить пройденный материал.

-Воспитанник научится самостоятельно собирать, сортировать и организовывать информацию.

-Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания, соответствующие возрастным особенностям.

-Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а значит его можно изготовить и дома со своим ребенком.

Консультации для родителей «Народные промыслы»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

-рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (если возможно);

-рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (глина, дерево, керамика и др., цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

-вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением русских народных игрушек;

-побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что замечательные красочные предметы (игрушки) создают народные мастера -народные умельцы, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой;

Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа)- одно целое, мы вместе, мы рядом!»

Мы рекомендуем использовать в качестве формирования представления о гжельской росписи наш лэпбук, который находится в нашей групповой ячейке. Использование лэпбука может стать вашей доброй семейной традицией. Привлекайте к работе ребенка. Самые маленькие могут приклеивать необходимые элемент на указанные вами места, дети постарше способны выполнять более ответственные поручения.

Подводя итог, хотим отметить, что в условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука у вас, появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.


Список используемой литературы

1. Алексахин, Н. Н. Гжельская роспись / Н.Н. Алексахин. - Москва.: Народное образование, 2008. - 304 c.

2. Гжельская роспись. Раскраска. - Москва.: Стрекоза,2015.-209c

3. Гжельская роспись. - Москва.: Стрекоза, 2014. -986c.

4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.-Москва.: Издательство Скрипторий-2000, 2009.

5. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народно-прикладным искусством.-Москва.: Издательство Скрипторий-2000, 2008.

6. Панфилова, С.С. Ремесло народной росписи от канонов до творчества. Образовательная программа.-Кострома.:2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством изоэкологии. Тематическое планирование

Работая над темой "Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством изоэкологии". Я разработала тематическое план...

План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования лэпбука «Гжель

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа...

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования лэпбука «Гжель

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа...