Дидактические игры по цветоведению в детском саду как средство познавательной активности воспитанников
картотека (старшая группа)

Кукушкина Ксения

Дидактические игры по цветоведению в детском саду как средство
познавательной активности воспитанников.

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности,
удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности,
складывается характер.
В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как
многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым
методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и
самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного
развития личности ребенка.
Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия,
связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение,
классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный
поиск по условию, исключение лишнего и т.д.
Игры, о которых пойдет речь, предназначены для знакомства
дошкольников с основами цветоведения. Цвет, форма и размер являются для
ребенка некими эталонами, усвоив которые, он базирует на них знания о тех
или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются,
тем больше полезной информации сможет понять и усвоить ребенок, тем
лучше он будет развиваться в целом.
Игры по цветоведению развивают способности детей осознанно выделять
тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, оттенок и
т.д. Кроме того, умение различать цвета и оттенки, называть их, прекрасная
тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.
Казалось бы, игры по цветоведению содержат узко специфическую
направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично
вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в
непосредственной образовательной деятельности (НОД) по разным
направлениям. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так
важных для формирования личности дошкольника. Игры по цветоведению
направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование
элементарных математических представлений, и выступают как средство
познавательной активности воспитанников.
В связи с выше сказанным мною было собрано дидактическое пособие
«Занимательная палитра», включающее в себя серию дидактических игр по
цветоведению для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Цель данного
пособия – обогащение и закрепление представлений детей о цветах и
оттенках окружающих предметов и объектов природы. Пособие
«Занимательная палитра» способствует решению программных задач в
образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие» и является безопасным. Дидактические игры,
входящие в данное пособие, можно использовать как для индивидуальных
занятий, так и в непосредственно образовательной деятельности.

Дидактическая игра «Художник по имени Природа»
Возраст: средняя, старшая группы.
Цель игры: продолжать учить детей проводить аналогии времени года с
цветовой гаммой красок, определять характер цвета «холодный», «теплый»,
«нежный» (пастельный).
Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением
времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному
из времен года. Задача детей – соотнести времена года с наиболее
подходящим цветовым пятном, определить цвета и оттенки на палитре, их
характер (холодный, теплый, нежный)

Дидактическая игра «Времена года и краски»
Возраст: старшая, подготовительная группы
Цель игры: сопоставить цвета и оттенки с характерными цветовыми
особенностями времени года, закрепить знания о свойствах цвета (характер,
насыщенность, яркость, состав).
Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной,
летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени
года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков.
Задача участников игры: подобрать к каждому времени года
соответствующие фишки-краски, определить насыщенность, характер,
оттенок, состав каждого цвета (нежные – яркие), холодные – теплые,
основные – составные).

Дидактическая игра «Урожай поспел»
Возраст: средняя группа
Цель игры: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от
светлого к темному, по образцу и без него.
Ход игры: игра состоит из карты-образца, на которой изображен ряд овощей
или фруктов, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача
участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в
определенном цветовом порядке, от более светлых к темным по образцу, а
далее без него.

Дидактическая игра «Говорящие цвета»
Возраст: старшая, подготовительная группы
Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и
«оттенок»; развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.
Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением
предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов
(малина-малиновый, роза-розовый и т.д.), а также кружочки – оттенки.
Задача участников игры – соотнести кружочки-оттенки с их предметными
названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Дидактическая игра "Найди заплатку" разработана для детей с 4-7 лет.

 Цель: формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

 Задачи: 1. Автоматизация и дифференциация звуков речи на уровне изолированного, слогового произношения, а так же в словах и предложениях. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления. Данную игру могут использовать учителя-логопеды, воспитатели, родители.

 

Дидактическая игра «Воздушные шары»
Возраст: средняя, старшая группы
Цель игры: продолжать знакомить с понятием «спектр цвета», сопоставлять с
природным явлением (радуга); определять цвета, входящие в спектр цвета и
их последовательность.
Ход игры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты
семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары.
Предлагается несколько вариантов игры:
Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточекшаров в правильной спектральной последовательности, используя
популярную речевую фразу-подсказку (Каждый Охотник Желает Знать, Где
Сидит Фазан), в которой последовательность слов и первые буквы
соответствуют цвету дуги радуги.
Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров
дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары,
которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной
последовательности.
Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной
последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов.
Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.

Дидактическая игра «Превращение цвета»
Возраст: средняя, старшая группы.
Цель игры: закрепить умение детей получать новые цвета в красках;
определять основные и составные цвета.
Ход игры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный,
желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый,
коричневый) цветами. Существует несколько вариантов игры.
Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает
участникам игры определить составной цвет, который получится.
Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит
участников игры найти те краски (основные цвета), при смешивании которых
получается выбранный им цвет.
Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют, какие основные
цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.

Дидактическая игра «Жарко-холодно»
Возраст: старшая, подготовительная группы.
Цель игры: закрепить знания детей о холодных и теплых цветах.
Ход игры: ведущий предлагает детям картинки с солнышком и снеговиком.
Участники игры самостоятельно выбирают кружочки с холодными и
теплыми цветами и раскладывают вокруг соответствующих картинок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система детского сада как средство развития личности воспитанников ДОУ в условиях внедрения ФГТ к структуре и условиям реализации ООП ДО.

В данной статье рассматриваются основные подходы к воспитательной системе в детскому саду в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре и условиям реализации ООП ДО. В содерж...

Воспитательная система детского сада как средство развития личности воспитанников ДОУ в условиях внедрения ФГТ к структуре и условиям реализации ООП ДО.

В данной статье рассматриваются основные подходы к воспитательной системе в детскому саду в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре и условиям реализации ООП ДО. В содерж...

Мастер-класс "Детское экспериментирование, как средство познавательной активности"

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов....

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей кра...

Дидактическая игра по цветоведению в детском саду как средство познавательной активности воспитанников.

Цвет, цветовые сочетания красок - это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстети...

Презентация "Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста"

В презентации представлены материалы из опыта работыс детьми II группы раннего возратса...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Развивать у детей познавательную активность, любознательность, изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность. Это  дает детям реальные представления о различных сторонах из...