"Современные методы и приемы формирования самостоятельности у детей раннего возраста"
консультация

Солонецкая Людмила

Консультация для воспитателей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 о.в.» г. Магнитогорска

Консультация для воспитателей и родителей

C:\Users\Алексей\Desktop\лэпбук Моя россия\643fbc6a-1e0b-53db-b1be-0b43ef6defc3.jpg

«Современные методы и приемы формирования самостоятельности у детей раннего возраста».

Подготовила старший воспитатель Солонецкая Л.А.

г. Магнитогорск 2023

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны.

Задача взрослых развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. "Я сам", - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, штаны, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка "я сам" не следует отвечать: "Мне некогда", а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.

Конечно, ребенок не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, в семье следует создать необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку для хранения предметов туалета (носовых платков, носков и т. д.), постоянное и удобное место для полотенца.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Но создания условий недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям,

необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребёнка важно учить доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определённой последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.

В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, умывается, одевается.

Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Старшие дети также должны быть примером для младших братьев и сестёр.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное

эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо. Учебный труд, который станет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Значение самообслуживания в воспитании детей.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

Базовые навыки самообслуживания.

Навыки опрятности:

  1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

  1. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

  1. Жевать с закрытым ртом.
  2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
  3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
  4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

  1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
  2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Показатели нормы овладения навыками самообслуживания.

Каждый ребенок - индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков.

Мы рассмотрим навыки и умения самообслуживания детей 1,3 - 3 лет.

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев:

  • держит в кулачке ложку, придерживая её четырьмя пальцами, может есть ложкой полужидкую и жидкую пишу:
  • берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол;
  • замечает и просит снять загрязнившийся нагрудник или переодеть мокрые штанишки;
  • сообщает о физиологических потребностях;
  • спокойно относится к умыванию;
  • на игрушках отражает усвоенные бытовые навыки.

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:

  • самостоятельно ест ложкой любую пищу;
  • имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается, есть аккуратно;
  • проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам;
  • самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь;
  • обращает внимание на грязное лицо, руки;
  • контролирует        физиологические        потребности        (заранее        сообщает взрослому характерным словом);
  • проявляет желание многое делать самостоятельно;
  • знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей;
  • вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.

1 год 9 мес. - 2 года:

  • проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях;
  • знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого;
  • ест аккуратно, не обливаясь; пользуется салфеткой;
  • для приема пищи садится за стол;
  • самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого); частично раздевается;
  • при напоминании пользуется носовым платком;
  • знает место одежды, обуви, посуды, игрушек;
  • вместе с взрослым может убрать игрушки;
  • контролирует физиологические потребности;
  • радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».

Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет.

В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.

Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься в туалет» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.

В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:

  • ест сам, но неаккуратно;
  • пользуется вилкой и ложкой;
  • сам моет руки с мылом;
  • под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам);
  • застегивает и расстегивает большие пуговицы;
  • надевает обувь;
  • расстегивает и застегивает молнию (неразъемную);
  • пытается самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию;
  • благодарит после еды без напоминания;
  • сам пьет из чашки;
  • чистит зубы под присмотром;
  • сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться;
  • помогает убирать со стола;
  • переносит что-либо из одной емкости в другую.

Методы формирования навыков самообслуживания.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

Цель

Методы

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

  • показ действия;
  • пример взрослого или других детей (деятельность подражания);
  • приучение (систематические упражнения);
  • целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение

к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка);

  • метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу,

умыть и т.д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

  • использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек;
  • рассматривание иллюстраций,

картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т.д.);

  • вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что

делать?»)

Метод показа. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения). Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания. Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой- либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Игровой метод. Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Памятка для взрослых.

Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что- то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.

При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

Доклад:«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»...

Формирование самостоятельности у детей раннего возраста

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...

Работа с родителями по формированию самостоятельности у детей раннего возраста

Работа с родителями по формированию самостоятельности у детей раннего возраста...

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста...