Работа с родителями по формированию самостоятельности у детей раннего возраста
статья

Двойникова Елена Владимировна

Работа с родителями по формированию самостоятельности у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитывать самостоятельность необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно и взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас, когда мы хотим помочь ребёнку, приходилось слышать: «Я сам!»?

Очень часто по разным причинам  из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка, мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем малышу помощь?

Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в себя, приучают надеяться на других.

Психологи считают: «Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться».

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого:

1. Негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

2. Упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал.

3. Строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет»

Также в поведении ребенка могут наблюдаться  такие явления, как бунт против окружающих. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше не употреблял.  Так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам, отказываться играть с ними. Таким образом, подавление
детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в этом возрасте, несмотря на то что они ещё маленькие?


Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой. Они аккуратны и с удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.

Перечень действий, доступных детской самостоятельности:


1. Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на место.

2. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать.

3. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

4. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

5. Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.

6. Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

7. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности:


- приспособить к росту ребенка вешалку для одежды,
- выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, носков), постоянное и удобное место для полотенца.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Советы родителям:


- Старайтесь всегда поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
- Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
- Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и расскажет на примере, как, что надо делать.
- Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
- Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
- Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
- В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
- Старайтесь использовать игровую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста № п/пМероприятияТемыСрок1.Родительские собрания«Роль дидактических игрушек в интеллектуальном ...

Формирование самостоятельности у детей раннего возраста

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...

Консультация для родителей по формированию КГН у детей раннего возраста

Некоторые родители думают: да зачем это ему, еще такому маленькому? Мама сама все сделает быстрее и луч­ше, а вот он вырастет, и все само придет. И получается, что в 3 года ребенок заявляет «...