Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников.
методическая разработка

Яковлева Людмила Викторовна

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников.

Пояснительная записка.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Формальное определение гласит: "коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой".

Период дошкольного детства является сенситивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер).

Американский психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности - «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Творческий потенциал, наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими.

Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придают направленность творческим интересам).

Методическая часть.

Цель технологии коллекционирования - это развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

  • формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;  
  • формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
  •  способствовать проявлению избирательных интересов;
  • развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
  •  расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;  
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций :

  • Коллективные– воспитатели, дети, родители
  • Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей
  • Индивидуальные – это детские «сокровищницы»

А теперь остановимся на каждой группе подробнее:

  • Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Например: по теме «До свидания лето!» коллекция ракушек; по теме «Золотая осень» была создана коллекция семян, плодов и шишек; по теме «Если хочешь быть здоров» - коллекция шариков-попрыгунчиков; к теме праздника «8 марта» коллекция открыток.

  • Домашние – это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних – демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Например: коллекция брелоков, книг, ёжиков, магнитов.

  • Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Например: коллекция Киндеров, Минилента, Скрепышей, фантиков. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.

В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логический принцип подбора материала.

В процессе коллекционирования развивается способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, нестандартность мышления, умения - наблюдать, сравнивать, анализировать, обучать, выделять главное, владение умением поиска аналогов.

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность.

Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять.

Основные формы работы с детьми и родителями:

• анкетирование;

• консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию;

• встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада);

• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр фильмов;

• индивидуальные беседы с детьми по интересам;

• организация выставок коллекций детей в детском саду.

Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого.

Детям интересен сам процесс собирания. Поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно со взрослыми. Например: собирание камней. Любой камень для ребёнка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Во время прогулок дети находят много различных камешков, которые отличаются размером, цветом, формой. Интересные экспонаты дети приносят после прогулок, поездок с родителями в горы, на берег моря. При сборе коллекции семян и плодов тоже используется соответствующая мотивация: корм зимующим птицам.

Вместе с детьми и родителями можно собирать коллекции иллюстраций, фигурки животных разных стран, транспорт, времена года, пуговиц, листья разных деревьев, которые могут быть приурочены к различным праздникам, памятным датам. Например, для создания альбомов на темы: «В мире животных», «Виды транспорта», «Никто не забыт, и ничто не забыто», «В космических просторах», «Это интересно».

В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности.

Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит нам, педагогам, которые ненавязчиво рассказывают детям о чьей-либо коллекции, предлагают детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживаем интерес детей к собирательству. В то же время мы должны быть внимательными к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

В детском саду коллекции должны служить не просто образцами с которым ребёнок имеет возможность постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям.

В работе с детьми коллекции могут быть использованы :

• На занятиях объекты служат хорошим наглядным и раздаточным материалом, предметом для обследования, экспериментирования, любования

• В организации выставок в холлах детского сада («Времена года», «Домашняя коллекция»)

• В трудовой деятельности по оформлению предметно-развивающего пространства

• В развитии речи (обогащение словаря, формирование связной речи)

• В организации индивидуальной деятельности по интересам.

В познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира);

В игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры;

В восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;

В коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.

Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти экспонаты, завести картотеку.

Таким образом, коллекционирование способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как аккуратность, терпение, любознательность, настойчивость, пробуждает интерес к истории географии, искусствоведению или родной природе. Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых – помогать детям, проявлять и оказывать всяческое содействие его начинаниям.

Список литературы:

  1. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: Феномен, особенности, приемы поддержки // Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г. стр. 76 – 91
  2. Рыжовой Н. “Как стать коллекционером” // журнал “Игра и дети” №4- 2004г.)
  3. Каспарова Ю. Даешь коллекцию! Создаем домашний музей // Мама и малыш. 2006. № 10. С. 56-60.
  4.  Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
  5. Культурные практики детства: Опыт организации / Под ред. А.В. Бояринцевой, Н.Б. Крыловой. М., 2009. Новые ценности образования.
  6. Осорина M.С. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2011.
  7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 2008.
  8. Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1096-1098.
  9. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.  

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...

Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников

Выступление на педагогическом совете на тему: Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников. (Из опыта работы) Данная форма совместной деятельности позволяет развивать любознатель...

Использование риторики для развития креативного мышления дошкольников

В последнее время в своей работе с детьми все больше уделяю внимание развитию речи, развитию художественно-образного мышления детей,развитию риторики....

Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллек...

«Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с использованием ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников.Задачи:1. Познакомить с понятием «ТРИЗ технология», раскрыть цель данной технологии;2...

Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников»

Что такое коллекцианирование? Что можно коллекцианировать с детьми? Как  оно помагает развивать креативность с детства? Всё это можно узнать, ознакомившись с нашей консультацией....