Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Кизякова Екатерина Александровна

Выступление на педагогическом совете на тему: Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников. (Из опыта работы) Данная форма совместной деятельности позволяет развивать любознательность, формировать познавательную мотивацию, пассивный словарь, связную речь дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsiya.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников»

Подготовила:  Копылова Е.А.

        Коллекциони́рование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмывидеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монетызначкипочтовые маркимодели автомобилей ) или объекты природы (насекомыеминералы, раковины моллюсков, цветы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

        Коллекция — систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером.

       Креативность- это творческие способности, готовность к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. По мнению некоторых ученых и философов эта способность врожденно свойственна всем, но теряется большинством под воздействием сложившейся системы образования и воспитания.

С самого детства, сколько мы себя помним, мы занимаемся коллекционированием. Конечно, этот термин, мы узнаём позже. Многие же считают это детским увлечением, несерьезным делом. Наше время более изменчиво, характеризуется стремительным ускорением жизни.

Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

В настоящее время свое увлечение я использую в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).

В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, владение умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние).

Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того как взрослые к этому относятся: уважительно или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательскую деятельность его, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. Чем больше ребенок познает объект, тем больше и сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен, возникает желание узнавать все больше и больше, ребенок становиться активнее.

 Наша работа в группе

 Воспитатель ненавязчиво рассказывает детям о какой-либо коллекции, собственной или увиденой ,  предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнения детей.

Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. Надо быть внимательным к интересам детей, иногда интерес одного ребенка может «заразить» группу детей. Если педагог чуток и внимателен, то можно вызвать интерес к созданию собственной коллекции или поддержать начинания родителей детей. Содержание детских коллекций отвечает духу современности: модели автомобилей или самолетов, фигурки динозавров, фишки, наклейки, киндер-сюрпризы или др.

Родители по-разному относятся к коллекционированию детей.

Задача педагога- помочь родителям осознать, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но, в то же время, серьезное, кропотливое и сложное.

Дети уже с 3-4 лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами. Интерес детей в этом возрасте неустойчив, иногда пропадает, и от воспитателя зависит степень и устойчивость познавательного интереса.

Персонажи коллекции воспитатель включает в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность; можно разыгрывать игры – драматизации (сказки, цирк); в старших группах использовать для развития речи (например, построение творческих рассказов).

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями ФЭМП, ИЗО, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Проводимая воспитателем работа способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Задача этого вида деятельности не в том, чтобы, собирая, например, коллекцию камней, сделаться геологом – любителем, а собирая репродукции картин – стать художником. Задача в том, чтобы найти, уточнить, узнать – осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметам коллекции, своему особенному образу коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая тех, кто подарил, при каких обстоятельствах были приобретены те или иные экземпляры, оживляются связи с людьми, с прошлым.

Воспитатель может использовать коллекционирование с целью терапии. Детей необходимо учить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций (игрушки, фантики, камешки), которые смягчают, просветляют душу.

         Терапия творческим коллекционированием естественно, соединяется с терапией общения с природой, наукой (коллекция камней, насекомых), с терапией искусством (открытки, посуда), литературой. Для детей старшего дошкольного возраста коллекции с марками, значками и другим могут выразительно и кратко рассказать о переменах в жизни страны, мира.

 Что же лучше всего коллекционировать в группе. Главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Можно сначала собирать несколько  разных коллекций, и лишь потом, когда будет виден интерес детей к какому-либо виду больше, можно определиться с главным выбором. Причем, одни дети любят собирать разнородные вещи, другие специализируются на чем-нибудь одном. Можно завести общую коллекцию на группу, или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков.

Собирая коллекцию, дети станут внимательнее к мелочам и узнают о простых вещах гораздо больше, чем другие люди. Как правило, интерес захватывает постепенно детей, и они начинают индивидуальное коллекционирование дома. В этом случае взрослые должны поддерживать интерес ребенка – можно устроить выставку частной коллекции в группе, в саду.

Младшие дети любят собирать фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов; более старшие – фигурки динозавров, значки, марки, модели автомобилей.

Собирать интересно также ракушки, птичьи перья, камешки, фантики от шоколада и конфет, наклейки, открытки, авторучки, засушенные растения. Детям надо дать представление о том, что мы засушиваем цветы и листья, чтобы сохранить их красоту, любоваться ими в зимнее время.

Во второй младшей группе с детьми собрали большую коллекцию киндер-сюрпризов. Разделяли их по тематике: куколки, животные, птицы, человечки. Использовали на занятиях по изодеятельности, когда ребенок лепил или рисовал для своей игрушки подарок. Предметы коллекций использовали как счетный материал по математике, для инсценировок сказок.

В этом году мы начали собрать коллекцию камней; сравнивали по цвету, структуре (при помощи лупы), по происхождению, выкладывали из камней узоры, выясняли, где в жизни используются камни (раствор, дорожки, заборы, стены замка и башни).

         Сейчас мы решили собирать коллекцию деревянных игрушек. Приятно отметить, что данная работа вызвала большой интерес и поддержку у родителей. Некоторые откликнулись на просьбу рассказать о своей коллекции в рамках традиционных встреч с интересными людьми.

В группе надо определить место для хранения коллекции, она должна быть доступна для детей, чтобы дети могли полюбоваться предметами, обсудить со сверстниками.

Необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста.

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т.е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность.Наша работа посвящена изучен...

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллек...

Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников»

Что такое коллекцианирование? Что можно коллекцианировать с детьми? Как  оно помагает развивать креативность с детства? Всё это можно узнать, ознакомившись с нашей консультацией....

Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению....

Коллекционирование как средство развития креативности.

Коллекционирование как средство развития креативности у дошкольников....