Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Денькина Олеся Юрьевна

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников.

Коллекционирование - целенаправленное собирательство каких-либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную ценность.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Формальное определение гласит: "коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой".

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

В работе  по организации коллекционирования я опиралась на:  

- технологию  игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;

- технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

- личностно-ориентированного подхода;

- системности;

- доступности;

Собирать можно всё, что угодно:

-Марки

-Открытки

-Календарики

-Фантики от конфет

-Значки

-Наклейки

-Фишки

-Мелкие игрушки от киндер - сюрпризов

-Камни

-Ракушки

-Шишки

-Растения

-Фигурки животных

-Машинки

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей:

-Расширяет кругозор детей

-Развивает познавательную активность

-Развивает внимание, память, умение наблюдать, обобщать, выделять, комбинировать

-Малыши учатся общению

Коллекционирование является:

-Доступным

-Интересным

-Результативны

направлением деятельности с детьми дошкольного возраста

Дети обычно занимаются собирательством, а коллекционированием начинают заниматься родители, либо повзрослевшие дети.

Таким образом, в процессе коллекционирования у ребенка сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.            

В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логический принцип подбора материала. Она систематизирована по каким-либо признакам. Склонность к такой систематизации одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления, которая наступает у детей после 7 лет. Если «сокровищница» индивидуальна, то коллекция социальна и больше обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, престижем, соперничеством, и т. д. Поэтому коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. То, что в «сокровищнице» было сугубо личной душевной ценностью, в коллекции становится ценностью социальной и даже имеющей материальную цену.

Само появление коллекции свидетельствует о том, что ребенок вступил в новую фазу социализации в детской субкультуре, обычно связанную с началом школьной жизни. Это фаза активного формирования самостоятельного опыта жизни «в миру», в гуще людей, когда ребенок учится подчиняться правилам групповой жизни, усваивает общепринятые модели поведения в соответствии с житейскими требованиями социальной среды, в которой он живет. Это период, когда глубинная душевная жизнь ребенка, которая раньше легко находила индивидуальное выражение в фантазиях и играх, сталкивается с давлением, влиянием и соблазнами, существующими в недрах детского общения.

Детям интересен сам процесс собирания. Поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно со взрослыми. Например: собирание камней. Любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Во время прогулок дети находят много различных камешков, которые отличаются размером, цветом. Формой. Интересные экспонаты дети приносят после прогулок и поездок с родителями в горы, на берег моря.

Коллекционирование развивает интеллект ребёнка, расширяет его кругозор. Собирая коллекцию, ребёнок стремится больше узнать о её предметах. Он становится собраннее, аккуратнее (надо экспонаты убрать на место, содержать их в чистоте и порядке). У ребёнка тренируется память, внимание. Дети больше общаются, появляются друзья по интересам.

О коллекционировании как особой форме познавательной деятельности старших дошкольников писала Н. А. Короткова. Она определила основные признаки коллекционирования:

- Организуя его, следует использовать материал, легко поддающийся классификации по видам в рамках общего (родового) понятия.

- В зависимости от конкретной темы это может быть реальный или образный материал, который воспитатель и дети обсуждают, ищут черты сходства и различия.

Хочу предоставить фотоотчёт о семейном коллекционировании наших воспитанников. Побеседовала с родителями, узнала у кого есть хобби - коллекционирование, предложили показать и рассказать о своих увлечениях. Родители и дети с удовольствием показали свои коллекции, рассказали об её экспонатах.

То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями; ни материальной, ни общественной ценности они не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.

Следовательно, интеллектуальное развитие дошкольника в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь не только на формирование системы знаний, умений, навыков, но и – в большей степени - на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.

Почему именно коллекционирование стало нашим общим с детьми увлечением?

 - Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

- Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности. В настоящее время в группе собрана коллекция конфетных фантиков.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

У любого хобби есть красивое научное название. Например, коллекционирование оберток от конфет и шоколадок  - это сакулумистика.

Строгих требований к оформлению коллекции не существует, но логика необходима!

Коллекционировать мы начали в подготовительной к школе группе. А начиналось все с собранной коллекции фантиков. Коллекционируя фантики от конфет, мы многое узнали об истории их создания. Для начала я провела с детьми беседу «История создания конфет», обогатила представление о видах конфет и продуктах, из которых их изготавливают; рассказала о самых знаменитых кондитерских фабриках. Поддерживала эмоциональное положительное отношение к теме, показала возможности использования фантиков для изготовления поделок и использования их в последующей игре. Дети как сказку воспринимали рассказ о Древнем Египте, где конфеты изготавливали из фиников, которые смешивали с сахарным тросником. А в Древнем Риме орехи и маковые зернышки варили с медом, добавляли взбитое яйцо, молоко, поваренные фрукты. Когда эта смесь застывала, ее разрезали на кусочки.

Сейчас делают много разных конфет. Рассматривая фантики, мы делили их на группы: леденцы, карамель, шоколадные, батончики. На каждом указана фабрика, где конфеты изготовлены. Дети увлекательно рассказывали о каждой попробованной конфете. Для обогащения представления детей мы знакомились и с другими кондитерскими фабриками. «Рот Фрон». «Бабаевская». «Красный Октябрь». На каждом фантике указана фабрика, где конфеты изготовлены. Рассматривание коллекции фантиков я сочетала с работой по развитию речи, ознакомлению с детской литературой, учила отгадывать загадки о том, что изабражено на фантиках.

С целью развития логического мышления использовались и дидактические игры, например «Почему так называется?». Эта игра требует определленных знаний, умения сравнивать. Например, конфета «Грушевая» называется так потому, что у нее грушевая начинка; «Мармель» - потому, что она из мармелада. Дети делятся на две группы, по очереди вытаскивают карточки с заданиями и обьясняют названия конфет. Выигрывает команда, которая даст больше правильных ответов.

Я убеждена, что жизнь ребенка в детском саду можно сделать увлекательной и интересной, если использовать различные варианты в организации познавательной деятельности.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так собранные детьми  коллекции использовались и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по формированию математических представлений, и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствовала развитию таких важных качеств  творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников.

В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится созд...

Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...

Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников

Выступление на педагогическом совете на тему: Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников. (Из опыта работы) Данная форма совместной деятельности позволяет развивать любознатель...

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

Данный проект позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разно...

Проект: Коллекционирование как способ развития коммуникативной активности дошкольников.

Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим во...

Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников»

Что такое коллекцианирование? Что можно коллекцианировать с детьми? Как  оно помагает развивать креативность с детства? Всё это можно узнать, ознакомившись с нашей консультацией....

Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению....