Игры с песком в период адаптации
картотека (младшая группа)

Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". 

                                      К.Г.Юнг .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx75.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 22 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

https://pcenter-tlt.ru/wp-content/uploads/2021/03/igri_s_peskom.jpg

Игры с песком в период адаптации

                                                            Составила:

                                                                          педагог – психолог

МАДОУ ЦРР-д/с №22

                                                                               Жукова А.А.

2023г

ИГРЫ С ПЕСКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но, не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной. Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне. У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.

 1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней.

2. Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.

3. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: • Возраст ребенка; • Особенности высшей нервной деятельности; • Состояние здоровья; • Уровень развития; • Умение общаться со сверстниками; • Уровень сформированности предметной и игровой деятельности; • Приближенность домашнего режима к режиму ДОУ...

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок как можно легче справился с трудностями привыкания к новой среде. Для этого существуют различные методы, об одном из которых я расскажу сегодня.

Итак, игры с песком…

Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". К.Г.Юнг .

Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе, а так же осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

 1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

 5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Виды песка:

Через творчество человек познает себя и окружающий мир, при этом меняется сам и изменяет все вокруг.

Песок — природный или искусственный материал, представляющий собой зерна горных твердых пород.

Натуральный песок

Это природный материал, состоящий из маленьких кусочков твёрдых пород и минералов.

Кварцевый песок

Это дробленый кварц, который получается либо естественным путем, либо после специальной обработки. Материал очень сыпучий и однородный.

Кинетический песок

Это материал, представляющий собой обычный песок, модифицированный с поверхности кремнийорганическим веществом. Такая обработка обеспечивает эффект текучести песка (суть заложена в самом названии), а также делает его все время как бы влажным.

Живой песок

Этот материл по внешнему виду и на ощупь совсем не напоминает песок. По моим ощущениям это что-то среднее между пушистой неорганической ватой и массой для лепки. Живой песок, состоит из дробленого ракушечника, эфирных масел и других не токсичных компонентов. Это материал очень мелкой фракции, мягкий и легкий на вес. 

Лунный песок

Этот материал скорее напоминает собой не песок, а рассыпчатую массу для лепки. Он практически не текучий, достаточно плотный. 

Гидрофобный песок (Hydrophobic Sand): марсианский, космический, магический, волшебный песок, аквапесок.

Этот песок в корне отличается от всех вышеописанных продуктов. Это сыпучий материал, который абсолютно не смачивается водой. Им играют высыпая этот песок воду, строят подводные фигуры, а затем извлекают его обратно сухим.
Выглядит эта процедура примерно так:

1.Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии,  помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

Первый этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка «Чувственные ладошки»

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель – снижение психофизического напряжения Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

  Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

 Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

 Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

  Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями; Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

Упражнение «Песочный дождик» 

Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:

 1. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

 2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребенок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков)

Упражнение «Необыкновенные следы»

 Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.                        

 1 «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;                                                                                                                      

 2 «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

3 «Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

4 «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком, руками друг с другом – «жучки здороваются»;

Второй этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка. 

Упражнение «Отпечатки рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Третий этап познавательных игр на поверхности песка и с погружением рук в песок.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

 Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки («Угадай, что спрятано в песке?», «Кто спрятался в песке?»)

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например: шишек, желудей, пуговиц, и пр.

 Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я… Придумай свой узор, рисунок.»

3. Этап разыгрывания игровых ситуаций. Детям предлагается набор игрового материала, они сами выбирают игрушки и самостоятельно играют в песочнице, придумывая различные сюжеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком...

Игры с песком в период адаптации.

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но, не смотря ...

Игры с песком во время адаптации

А – активностьД – доброА – анализП – последовательностьТ – тактичностьА – аргументированностьЦ -  целеустремленностьИ – инициативностьЯ – яркость....

Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к ДОО

Когда малыш впервые приходит в детский, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер  питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому...

Статья на тему: “Использования светового стола для рисования песком в период адаптации в детском саду для ребенка 2-3 лет”

На помощь нам, как педагогам, старавшимся улучшить процесс адаптации приходит песок, а точнее, световой стол для рисования песком....

Проект «Игры с песком в период адаптации к ДОУ»

Проект «Игры с песком в период адаптации к ДОУ»...

Консультация для родителей «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»

Консультация для родителей«Польза кинетического песка в период адаптации ребенка» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество измене...