Технологическая карта занятия по социально-коммуникативной деятельности в средней группе "Традиции и обычаи русского народа"
план-конспект занятия (средняя группа)

Трофимова Надежда Викторовна

Технологическая карта занятия по  социально-коммуникативной деятельности в средней группе "Традиции и обычаи русского народа - русский фольклор" и презентация - приложение к занятию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обычаи и традиции русского народа»


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

По социально-коммуникативной деятельности в средней группе

(с применением ИКТ)

Тема занятия:

«Традиции и обычаи русского народа»

Педагог

Трофимова Надежда Викторовна

Культурная практика

Социально-коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст:

Использование русского фольклора в повседневной и игровой деятельности

Цель:

Формирование понятий об обычаях и традициях русского народа через ознакомление с русским фольклором в  социально-коммуникативной деятельности

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа средствами русского фольклора;

Развивать интерес к русскому народному фольклору и культуре.

Привить бережное отношение к культуре и ценностям русского народа. Создать у детей радостное настроение.

Оборудование:

Телевизор, ноутбук, презентация на тему «Традиции и обычаи русского народа» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2023/12/24/prezentatsiya-k-zanyatiyu-traditsii-i-obychai-russkogo , кукла в русском костюме, предметы народного промысла, книжки со сказками и потешками.

Этапы

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Введение в ситуацию

Здравствуйте, ребята! Устраивайтесь поудобнее.

Тень-тень-потетень

В огороде да плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке – скок!

Себе нос обжег.

Чтение потешки. Вовлечение детей в показ движений в соответствии с текстом потешки.

Произнесение потешки и показ движений в соответствии с текстом потешки.

Вовлечение детей в общение.

Актуализация знаний и умений

Ребята, что же такое мы сейчас делали? Это называется потешка. В русском фольклоре очень много потешек, некоторые из них мы с вами знаем и в них играем.

Раньше мамы придумывали для своих детей очень много игр и потешек, пестушек, чтобы малым ребятам не было скучно.

К нам пришла кукла Катя в русском народном костюме и хочет показать и рассказать,  как раньше жил русский народ.

Побуждает к общению. Показывает презентацию «Традиции и обычаи русского народа»

Отвечают на вопросы.

Умеют отвечать на вопросы.

Открытие нового знания

Главное место в русской избе занимает печь.

картинка «Русская печь»

- У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

- Раньше за печкой жил домой.

картинка «Домовой»

Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям. А вы дружные ребята?

картинка «Матрешка»

- Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрешка

картинки «Народные игрушки»

 (деревянные игрушки, куклы, дымковские игрушки, матрешки и. т. д)

картинка «Самовар»

А вот чай готовили в самоваре. По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.

На высокой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке.

Самовар стоит, словно жар горит.

На ребятушек поглядывает:

- «Ребятишек я встречаю,

Сладким чаем угощаю»

Игра «Пирожки»

Поблагодарим Катю за показ.

Показывает презентацию.

Проводит игру «Пирожки»

Дети рассматривают слайды.

Играют в игру «Пирожки»

Умеют внимательно рассматривать изображения и отвечать по ним на вопросы.

Динамическая пауза

А еще дети очень любили играть в русские игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну из игр.

 «У медведя во бору»

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Выбирает водящего считалкой, проводит игру.

Играют в подвижную игру.

Снятие статического напряжения. Выражают свои эмоции.

Затруднение в ситуации

Маленьким ребятам раньше читали потешки. Отгадайте, когда произносили такие потешки:

Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Сегодня, хочу познакомить вас с новой потешкой.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому.

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

Произносит потешки, задает вопросы.

Отгадывают, при каком событии читается конкретная потешка.

Делают выводы по ключевым словам потешки.

Включение нового способа в систему знаний и умений

Ребята, приглашаю вас за столы. У вас на столах раскраски – иллюстрации к русским народным сказкам. Какие сказки узнали? Предлагаю их раскрасить и собрать книжку-самоделку для центра Родины.

Организует деятельность детей. Следит за осанкой.

Общение.

Дети справились с заданием.

Осмысление

Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? Какие потешки и сказки вы вспомнили?

Предлагает оценить занятие.

Общение

Дети справились с поставленными перед ними задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую  деятельность  по закреплению характерных признаков птиц через игр...

Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна

Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для расширения кругозора детей о зимних развлечениях на улице.Задачи:               - Организовать деятельность д...

Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Свойства льда». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  формирования представления детей о свойствах льда, о его примененииЗадачи:  - Организовать деятельность детей по развитию умения классифицировать предметы по одном...

Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Чудо мыльных пузырей». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Тема:  «Чудо мыльных пузырей».Цель: Создать условия для  развития умения самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы.Задачи:- Организовать деятельность детей по формирова...

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...

Технологическая карта непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Подарок для любимой бабушки".

Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами технологической картой ННОД по ручному труду....