Упражнения "Гимнастика мозга"
методическая разработка

Нейрогимнастика  - это универсальная система упражнений для всех возрастов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_gimnastika_mozga.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Гимнастика мозга

Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и  Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого  и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного  участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого  новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и  телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также  способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений.  

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь,  процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную  моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как  показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для  коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке.  Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально  обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно, как  дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях со  специалистами службы сопровождения.

Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и  увеличивается объем выполняемых заданий.

Цели занятий с использованием упражнений «Гимнастики мозга»: • Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие комиссур (межполушарных связей).

Синхронизация работы полушарий.

Развитие мелкой моторики.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Устранение дислексии и дисграфии.

Упражнения «Гимнастики мозга»

1. «Кнопки мозга»

Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный  аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной  информации.

Исходное положение: Выполняется стоя.

Одна рука массирует углубления между первым и вторым рѐбрами в зоне слева и справа  под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание  на центре тяжести.

2. «Крюки»

Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию.  Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто  находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить  8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как  удобно.

Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок,  вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. 3. «Колено – локоть»

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей  (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. Исходное положение: Стоя.

Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой  ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. 4. «Сгибание пятки»

Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли,  активизируются творческие способности.

Исходное положение: Сидя.

Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной  мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги. 5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу  полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания,  активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.

Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь.

2. Положение ладони ребром на плоскости стола.

3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.  Повторить 8-10 раз.

6. «Слон»

Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимнастики мозга». Балансирует всю систему  «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует

концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение  после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: Стоя.

Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От  этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная  то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за  движением кончиков пальцев.

Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху  и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки для глаз»

Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений,  навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды  творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.

Исходное положение: Стоя или сидя.

Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень  переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за  движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева  направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.

8. «Ленивые восьмерки для письма»

Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к  центру;

затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру.

Каждой рукой рисуется пять или более восьмѐрок , затем также обеими руками.

9. «Зеркальное рисование»

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации,  улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по  карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки,  буквы.

10. «Энергетическая зевота»

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых  связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя.

Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на  натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз. 11. «Думающая шляпа»

На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает  сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Исходное положение:  

Сидя или стоя.

Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в  направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок  сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут.  

Упражнения выполняются ежедневно.

 Длительность одного цикла 45–60 дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

если мозг устал

как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...

как помочь мозгу

иногда наши детки не могут понять , казалось бы простые вещи. что же делать?...

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...