Если ваш ребенок не говорит…
консультация (младшая группа)

Если ваш ребенок не говорит…

 

        Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил. Вы - одни из них? Тогда давайте поговорим!

 

        Наверняка, знакомые убеждают вас, что «мальчики всегда начинают говорить позже» или рассказывают истории о детях, которые в 6 лет внезапно заговорили целыми фразами, забыв про годы молчания. Об этих детях я ничего сказать не могу – я их не видела. Но в моей практике было много детей, которые «попадали» в руки логопеда в 5 - 6 лет с ограниченным словарным запасом, искаженной слоговой структурой, грубо нарушенным грамматическим строем речи, не говоря уже о многочисленных проблемах  звукопроизношения. У большинства этих детей наблюдались проблемы в развитии речи уже в 1-1,5 года:  словарь нарастал очень медленно, долгое время ребенок пользовался сокращенными словами и звукоподражаниями,  фразовая речь появилась после 3-4 лет. И даже после начала коррекционной работы положительная динамика   проявляла себя очень медленными темпами. К началу школьного обучения   проблемы устной речи не удавалось устранить окончательно, что практически всегда приводило к серьезным трудностям в овладении чтением  и письмом.

        В то же время, если с детьми, имеющими  отставание в раннем речевом развитии, занятии по активизации речи начинали в 2-2,5 года, большинство из них уже через несколько месяцев значительно  увеличивали свой словарный запас, начинали пользоваться новыми грамматическими формами, гораздо легче шли на речевой контакт с окружающими.

        Исходя из опыта своей работы, на вопрос «В каком возрасте необходимо  начинать занятия с логопедом?», я уверенно отвечаю – «С момента обнаружения отставания в речевом развитии». Не стоит отпускать речевые проблемы на самотек!

        Но, конечно, далеко не все родители имеют возможность отдать свое 2-3-летнее чадо в надежные руки специалиста. Поэтому эти мамы и папы должны стать «домашними логопедами» своим детям, чтобы (слегка перефразируем классика) «не было мучительно обидно за бесцельно прожитые годы», не жить спокойно в ожидании «чуда».

        И для таких «неспокойных» родителей я расскажу о несложных методах, которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и малышом.

        Сразу оговорюсь – это касается только детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами   и физический слух сохранен.  В  противном случае я советую обязательно обратиться к специалистам, не надеяться на то, что «все рассосется». А если доктора заверили вас, что здоровье в порядке, приступаем к работе!

        Итак, с чего начнем «учить» малыша говорить?

 

ГОВОРИТЕ!

Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Трудно придумать большее заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов (бибика, ававка и т.п.), если чадо вышло из младенческого возраста. Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова.

 

         ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!

Общение с ребенком вы должны сделать деловым, т.е. преследующим какие-то цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то объяснить: пусть он и использует для этого нечленораздельные звуки или жесты – вы же не хотите, чтобы малыш обиделся и совсем перестал стараться? Однако, не переусердствуйте: предугадывание желаний ведет к тому, что у него пропадает мотивация к разговору. Часто родителям маленьких «молчунов» советуют на время перестать «понимать» ребенка, чтобы у последнего возникла необходимость заговорить. Это часто дает неплохие результаты. Не случайно, начав посещать детский сад, у детей часто значительно активизируется словарь, они начинают больше говорить. И дело здесь даже не в том, что в детском саду воспитатели проводят специально организованные занятия по развитию речи детей (хотя это несомненный плюс системы дошкольного образования).  В детском саду ребенок попадает в новый для себя круг общения, к незнакомым «тетенькам», которые действительно не могут по отдельным звукам «пи» понять, что малыш хочет в данный момент – пить или в туалет. У ребенка возникает мощный мотив – объяснить свои желания окружающим. А значимый мотив всегда является основополагающим моментом развития. Правило общения в данном случае очень простое – если я никому и ничего не хочу сказать, зачем тогда мне вообще учиться говорить?! Значит, малыш должен захотеть общаться, для того чтобы начать «стараться»  говорить.

        Но при таком мотивировании ребенка к речи обязательно нужно почувствовать момент, когда малыш  начинает проявлять излишнюю нервозность,  готов заплакать. После появления слез ребенка, мамы, как правило,  сразу перестают добиваться, чтобы малыш произнес нужное слово.  До этого момента доводить «общение» ни в коем случае нельзя, иначе ваш малыш быстро поймет, стоит ему заплакать – мама перестанет  «мучить» его своим «непониманием».  Так  формируются  стереотипы поведения, ребенок готов начать плакать при малейшем нежелании что-то делать.  Наши бабушки это называли «слезами своего добиваться».  Если вы видите, что ребенок готов зареветь – отвлеките его внимание на что-то другое. В другой ситуации, когда ребенок будет увлечен игрой или каким-нибудь занятием,  вновь продолжите свои попытки создать малышу необходимость говорить.

 

ИГРАЙТЕ!

Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игры формируют тесную эмоциональную связь между родителем и малышом, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Игра – самая важная  форма деятельности для малыша. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова  «На!», «ешь!», «спи!», «ай-яй-яй», обращенные к игрушке, получаются  у малыша намного легче, чем если бы вы  требовали: «Скажи как я!», «Повторяй!»

Затейте игру, в которой речь будет главным условием. Капризный щенок никак не соглашается пить молоко, сколько бы вы не предлагали  ему: «Пей! Пей!» Может быть, щенок послушает вашего малыша?  Предложите ему покормить игрушку.  И после первой же попытки произнести «пей» (или любое звукоподражение, даже отдаленно напоминающее ваше  слово), щенок с радостью начинает «лакать» молоко из блюдца. Включайте свой артистизм на полную! «Чавкайте» за собачку, «тавкайте» от удовольствия, одним словом  так озвучивайте игрушку, чтобы ваш малыш понял, как рад щенок услышать такое замечательное слово именно из уст своего главного хозяина. А почему бы после этого не покормить котенка? Или кто у нас еще кушать не хотел? Кормим всех, всем  говорим «пей!». Так слово легко, в прямом смысле «играючи» входит в активный словарь ребенка.  

Или возьмите на вооружение игру «Доскажи словечко»: выберите для нее самые простые стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом.

Говорит корова … Му-у!

Молока … кому?»

 

Говорит собака … Ам!

Кошке мяса не … отдам!

 

Кто живет под потолком? – Бом!

У него есть борода? – Да!

Ну, а шапка и жилет? – Нет!

Кто с ним утром кофе пьет? – Кот!

Кто с ним бегает вдоль крыш? – Мышь!

 

ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!

Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите «на», протягивая открытую ладонь, и отрицательно качаете головой, произнося «нет»; разводите полукруглые руки в стороны – «большо-о-о-й»;  приближаете ладони – «ма-а-а-ленький». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр.

        У медведя дом  бо-о-ольшой (руки широко над головой),

        А у зайки  ма-а-аленький (приближаем ладони).

        Мишка шел к себе домой … ой-ой-ой! («шагаем» игрушкой-мишкой)

        Прыгал зайка маленький – ай-яй-яй! («прыгаем» игрушкой-зайкой)

 

ТРЕНИРУЙТЕ ПАЛЬЧИКИ!

Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторик. Специалисты не зря отмечают тесную связь между ее развитием и становлением речи: доказано, что около трети всей площади двигательной коры мозга занимает проекция ладони. Речевая зона же расположена к ней очень близко, поэтому возбуждение первой, естественным образом приводит к активизации второй. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, игрушки  по типу «почтового ящика», где в окошки  надо вставить подходящие по форме детали. Дети постарше – более сложные игрушки, конструкторы и т.п. И,  конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков. Маленьким детям эти игры проводят в режиме «пассивной» гимнастики – загибает, загибает, растирает пальчики на маленькой детской ладошке сам взрослый. Но уже через некоторое время ребенок сам начинает выполнять элементы пальчиковой игры.

        (Ладонь ребенка раскрыта, лежит на ладони взрослого):

        «Этот пальчик – дедушка (загибаем в кулачок большой палец),

        Этот пальчик – бабушка! (то же самое делаем с указательным пальчиком),

        Этот пальчик – папочка (средний палец),

        Этот пальчик – мамочка (безымянный палец),

Этот пальчик наш малыш, а зовут его … (загибаете в кулачок мизинец и называете имя своего ребенка).

Если вашему малышу 1-1,5 года трехсложные слова де-душ-ка, ба-буш-ка  и т.п. легко можно заменить на двусложные де-да, ба-ба и т.п. Это позволит вашему ребенку самостоятельно договаривать последние  слова в каждой строчке.

 

 

ПОВТОРЯЙТЕ!

У малышей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и этим можно замечательно воспользоваться в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть сначала ребенок научиться повторять за вами серию одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и четко артикулируйте. Через некоторое количество повторений   движений рук  ребенок начнет и произносить вместе с вами отдельные звукоподражания или даже слова. Не пытайтесь изобретать велосипед!  Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Наши бабушки и прабабушки пользовались этими потешками с большим успехом. Современные «новаторские разработки», по сути, являются лишь усовершенствованными старыми.   Самое важное – чтобы игра нравилась вашему малышу. Тогда ему будет не лень повторять ее многократно, а все знают, что «повторение – мать учения»!

 

ПОМОГАЙТЕ!

Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его  желание «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает головой, или, наоборот, мотает. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавать ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия.

 

        НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!

На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.

        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ваш ребенок не говорит.

(Консультация для родителей)...

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит..."

  Консультация предназначена родителям детей 3-4 лет с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающи...

«Если Ваш ребенок не говорит»

памятка для родителей...

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

В консультации рассмотрены этапы развития речи ребенка. Динамика формирования речи в онтогенезе. Перечислены признаки благополучия и неблагополучия развития речи детей....

Консультация для родителей "Если ваш ребенок не говорит"

Обследования детей раннего возраста выявили, что наиболее частыми проблемами являются речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть во...

Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"

Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"...