Проект для детей старшего дошкольного возраста по теме «Широкая Масленица»
проект (средняя группа)

Зинченко Елена Ивановна

В данном материале представлен план работы по теме проекта, поставленны цели, задачи, а так же изложена проблема , история возникновения проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa_2023.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 67» компенсирующего вида

Проект

 для детей старшего дошкольного возраста

 по теме «Широкая Масленица» 

                                                                                 Выполнили: Тутарева И.Б.

                                                                                                        Зинченко Е..И.

                                                                                                        Мамчурова С.В.

                                                                                                        Кузнецова М.В.

г.Дзержинск

2023 год

Проблема:

Проблема, на решение которой направлен проект отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.
У детей мало знаний об истории своего народа, о родной культуре, о народных праздниках. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Актуальность проекта:                                                                                                               Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Гуляния проходили на Руси шумно, ярко, весело и длились целую неделю; с играми да забавами, хороводами да плясками, ярмарками да блинами, скоморохами и катаниями на лошадях. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Воспитателям остаётся только расширить и обогатить представления о народном празднике, поддержать стремления детей к играм, забавам, творчеству – помочь пережить радость побед и успехов.

Цель: 

Формировать представление о народных традициях у детей старшего  дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленицы.

Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

Формирование национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны.

Задачи проекта:
- Формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- Познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, игры)
- Познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.
- Активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

- Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

- Воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.


История возникновения проекта:                                                                                                        Петя спросил «Кто такая Масленица?», Марьяна спросила: «Зачем пекут блины на Масленицу?»

Участники проекта:

Дети старшей группы , воспитатель Тутарева И.Б., воспитатель Зинченко Е. И., музыкальный руководитель Мамчурова С. В., инструктор по физической культуре – Кузнецова М.В., родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный - с 20.02.2023  по 26.02.2023

Тип проекта: познавательно - творческий.

Предполагаемый результат:

Приобщение детей к традициям проведения народного праздника.

Повышение познавательного интереса к истории культуры русского народа.

Воспитание у детей чувство причастности к русской культуре.

Приобщение детей к фольклору.

Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.

Продукт проектной деятельности: совместные творческие работы родителей и детей «Широкая Масленица», изготовление детьми чучелок «Масленицы», выпуск стенгазеты «Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели!».

Презентация проекта: Итоговое мероприятие - выставка в группе «Широкая Масленица»; игры и развлечение на прогулке «Разгуляй» с катанием на лошадях.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Проведение опроса среди детей:

-Что вы знаете (слышали) о Масленице?

-В какие игры на Масленицу играли дети? Какие песни пели?

1.Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

2.Подбор наглядного и демонстрационного материала; стихов, песен, закличек, прибауток; народных игр - забав по теме проекта.

3.Подбор технических средств обучения: мультфильм «Масленица».

4.Оснащение развивающей среды:

Книжный уголок: масленичные заклички, рассказ Т. Нуждиной «Блины».                                                   Музыкальный уголок: подборка песен на Масленицу: « Как на Масленой недели», « Как на тоненький ледок», « Выйду на улицу, гляну на село», «Богатырская сила», «Блины».

Уголок речевого развития: репродукция картины: Б. М. Кустодиева «Масленица». 

Уголок творчества и рисования: обводки, книжки — раскраски по теме проекта, игрушки народных мастеров дымковской, городецкой росписи.

Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта.

Практический этап:

Проведение с детьми бесед о празднике Масленица, о традициях и обычаях.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной литературы детям, заучивание масленичных закличек.

Рассматривание  иллюстраций, презентации.

Пение и слушание песен. Игра на музыкальных народных инструментах.

Изготовление чучелок Масленицы.

Результативный этап:

Оформление результатов проекта посредством выставки для родителей.

Игры и развлечение на прогулке «Разгуляй» с катанием на лошадях.                    

Работа с родителями:                                                                                                                                   Знакомство родителей с темой проекта.                                                                                                Статьи в родительский уголок: «Как на Руси встречали Масленицу».                                          Подборка народных игр-забав для детей и родителей.                                                                      Обмен рецептами по выпечке блинов: «Блинный пир».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

О/О

Тема

Сроки реализации

Позн. развитие:

Рассказы воспитателя о Масленице:

Понедельник – «Встреча »

Вторник – «Заигрыш»

Среда – «Лакомка»

Четверг – «Разгуляй»

Пятница – «Тещины вечерки»

Суббота – «Посиделки»

Воскресенье – «Прощенный день».

Рассматривание макета: «Русская изба».

Знакомство с обрядами Масленичной недели.

Просмотр презентации: «Встреча Масленицы».

20.02.23

21.02.23

22.02.23

В свободном общении, в течении недели.

Речевое развитие:

Рассматривание книги «Энциклопедия детского фольклора».

Разучивание закличек, потешек, прибауток.

Разучивание стихотворения Д. Кузнецова «Блины» по мнемотаблице.

В течение недели.

Чтение

худ.

лит-ры:

 Масленичные заклички, поговорки, небылицы, потешки.

Рассказ Т. Нуждиной «Блины».  

В течение недели.

Соц.-ком. развитие:

Интерактивная игра "Подбери пару".

Д/и «Разрезные картинки».

Д/и «Одень куклу в русский костюм».

В течение недели.

Худ.-

эстетич. развитие:

Рисование: «Как на масляной неделе..»

Рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица».

Изготовление чучелки «Масленицы».

Музыка.

Слушание  рнп: «Блины», «Прощай Масленица».

Игра на русских муз инструментах.

Муз- ритмич. движения: «Танец с платочками»

В течении недели.

Физич. развитие:

Народные игры - забавы: «Платочек», «Карусель»,

 «Гори, гори ясно…».

Развлечение с играми «Разгуляй».                            

В течение недели.

Итоговое мероприятие

Выставка в группе « Широкая Масленица».

Игры и развлечение «Разгуляй».

Катание на лошадях.

Используемая литература:

-Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».  М.: Мозаика- Синтез, 2012.

-Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

-Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988. – описание народных игр.                                                                                                                                   -Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998

-Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.

-Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центр полиграф, 2001

-Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.

-Интернет –ресурсы.

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-речевой практикум для детей старшего дошкольного возраста "Первый день Масленицы - Встреча"

Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста....

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возрастаП

Память - один из важнейших психологических прцессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Масленица»

Формирование представления детей о традициях празднования русского народного праздника « Масленица». Ознакомление с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значен...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»

Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.Образовательные задачи:  -Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, ...

Проект для детей средней группы на тему "Широкая Масленица"

Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.Масленица – один из самых любимых праздников русского нар...

Сценарий физкультурного праздника на воздухе для в детей старшей и подготовительной групп "Широкая Масленица"

Цель: Приобщать детей к народным традициям.Задачи:1. Развивать ловкость, силу, быстроту.2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям....

Конспект занятий в старшей группе на тему «Широкая масленица»

Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь....