Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Масленица»
план-конспект занятия (старшая группа)

Источкина Елена Леонидовна

Формирование представления детей о традициях празднования русского народного праздника « Масленица». Ознакомление с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы. Расширение и активизация словаря: заигрыши, лакомка, разгул, посиделки, прощёное воскресенье. Развитие логического мышления, памяти, речи, познавательной активности.  Воспитания у детей любви и уважения к традициям и обычаям русского народа; интереса к русскому фольклору; навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_tema_maslenitsa.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной

деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Масленица»

Автор: Источкина Е.Л.

МБДОУ Васильевский  детский сад

Воспитатель

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие»,
«Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникационное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование представления детей о традициях празднования русского народного праздника « Масленица».

Задачи: 

Образовательная: 

  • познакомить с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы.
  • расширять и активизировать словарь: заигрыши, лакомка, разгул, посиделки, прощёное воскресенье.

 

Развивающая: 

  • развивать логическое мышление, память;
  • развивать речь, познавательную активность.

Воспитательная: 

  • воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;
  • воспитывать интерес к русскому фольклору;
  • воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

 

Предварительная работа: заучивание закличек, разучивание игры «Веселый бубен», рассматривание книг, журналов с иллюстрациями русских народных гуляний, картин художников.

 

Ход деятельности:

 

1.Организационный момент.

1. 1.Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

Здравствуй друг! Дети вытягиваю правую руку в сторону.
Здравствуй друг! Вытягивают левую руку в сторону.
Становись скорее в круг, Берутся за руки.
Мы по кругу пойдем.  Идут по кругу.
И друзей везде найдем!
Здравствуй, зайка! Машут над головой правой рукой, затем
Здравствуй, еж! Затем левой.
До чего же день хорош.
Поднимают обе руки вверх
Белка, здравствуй! Машут над головой правой рукой,
Волк, привет! затем левой.
Здравствуйте! – звучит в ответ. Протягивают руки вперед.
Здравствуй друг! Делают те же движения.
Здравствуй друг! Становись скорее в круг, 
Мы, по кругу пойдем, и друзей везде найдем!

 

1.2. Постановка проблемы:

Воспитатель (в русском национальном костюме приглашает детей в группу): 

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал?

А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне – красне? Как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: конечно, ребята, уступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем).

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

 Приходи, весна, приходи, красна!

 Приноси урожай в наш любимый край!

 Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

2. Основная часть (практическая деятельность):

2.1.Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положеный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы - Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.

Послушайте поговорки о блинах:

На масляной неделе повеселись, да блинком угостись.

Блин не клин, пузо не расколет.

Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

2.2.«Первый блин»

    Воспитатель: начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают соломенную куклу-чучело. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица — Маслёна Авдотья Изотьевна. Чучело - это прощальный образ зимы (вносит чучело Масленицы). 

2.2.Воспитатель: при встрече Масленицы поют заклички.

Дети читают заклички:

  1. Этот праздник к нам идет
    Раннею весною,
    Сколько радостей несет
    Он всегда с собою!

  1.  Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем, есть их вместе.

  1. Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

  1. Шумно, весело пройдет
    Сырная Седмица,
    А за ней - Великий пост,
    Время, чтоб молиться.

Воспитатель: Давайте нашу гостью нарядим, ленты цветные возьмите, на рукава повяжите!

 

(Дети наряжают Масленицу)

 

Воспитатель: Вот какая получилась красавица!

 

2.3. «Второй блин»

Воспитатель: вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Подвижная игра «Попади снежком в ледяную крепость» (нарисованная на картоне ледяная крепость).

Цель: развивать ловкость, меткость, сноровку.

Ход игры:

Воспитатель выбирает несколько детей и предлагает попасть «снежком» из фольги в цель.

2.4. «Третий блин»

Воспитатель: среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

1 Ребёнок: 

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

2 Ребёнок: 

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.

3 Ребёнок: 

Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

4 Ребёнок: 

Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.

Дидактическая игра «Собери блин-солнышко»

Цель: закреплять умение собирать пазлы, развивать внимание, логическое мышление, закреплять счёт.

Ход игры:

Воспитатель выбирает несколько детей и предлагает собрать блин – солнышко, затем сосчитать сколько лучиков.

 

2.5.«Четвертый блин»

Воспитатель: четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, в игры играют.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!».

Цель: развивать сноровку, ловкость.

Ход игры: дети встают в круг, далее по тексту.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

-Дин - дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

Малоподвижная игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Цель: развивать внимание, коммуникативность, закреплять исполнение элементов русских народных танцев.

Ход игры: дети передают в кругу бубен со словами

Катись, веселый бубен.

Быстро - быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам.

2.6.«Пятый блин»

Воспитатель: пятница - «вечерки». Теперь папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

1 Ребёнок:

 Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!

2 Ребёнок: 

Блин мы ели с наслажденьем - 
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины?»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь.

Ход игры:

Воспитатель: обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

2.7.«Шестой блин»

Воспитатель: суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

2.8. «Седьмой блин»

Воспитатель: последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют 
«прощёное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

3. Заключение (рефлексия):

3.1. Итог занятия:

Воспитатель:

  • О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).
  • Что понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей).
  • Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).
  • Какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей).
  • Что означает праздник «Масленица»? (Ответы детей). 
  • Сколько дней он длится? (Ответы детей).
  • Что символизирует блин? (Ответы детей).
  • Чем угощают люди друг друга в этот праздник? (Ответы детей).

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Незнайка в клубе веселых и находчивых»

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема: «Приключения Смешариков продолжаются»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастатема:  «Приключения Смешариков продолжаются»Цель: создание условий для  развития у детей старшего...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Натюрморт»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"10705858","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Конспект непосредственной образовательной деятель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительный лес»

Цель:дать знания детям о лесе и его обитателях.Образовательные задачи:1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;2.  Показать взаимосвязь и взаимодействие живых...