Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у тетушки Алены»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Приобщение дошкольников к традициям Родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyakh_u_tetushki_aleny.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ детский сад №17 поселок Южный Краснодарский край Динской район воспитатель: Горбань Е.А.

Конспект  непосредственной  образовательной

деятельности для детей  старшего дошкольного возраста

Тема: «В гостях у тетушки Алены»

Цель:

1.Познакомить  детей  с жилищем русских людей в старину,
дать представления о предметах быта;

2.Продолжать развивать интерес к русским традициям:

гостеприимству, почитанию старости.

3.Приобщать детей к русской национальной культуре.

Материал:

Модель русской избы, хлеб, рушник, солонка, иллюстрации

старинной русской  утвари.

Словарь:

Изба, кочерга, ухват, красный угол, сундук, чугун, рушник, рукомой – рукомойник, доброжелательный, гостеприимный, почитание.

Ход занятия:

Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе.

Какая обстановка здесь?

Вот печь. Как говорили о ней в старину?

«Печь -  всему голова». Голова – значит, самая главная.

«Она и поилица, и кормилица, и  телосогревательница».

Что стоит у печи? Кочерга, ухват. Зачем они?

Вот большой деревянный стол. Вот лавки.  Почему они  такие длинные и широкие? ( на них сидят во время обеда, а ночью спят).

А вот сундук. Что в нем хранят? ( одежду)

В каждой избе обязательно есть красный угол. Что означало в старину слово «красный»? Красный, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей.

Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома.

Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «Здраве буде». Что это означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль.

Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.

«Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» - с поклоном приглашает хозяйка.

Что необходимо сделать перед едой? Вымыть руки. Кто знает как мыли руки в старину? ( из рукомоя - рукомойника)

Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так

Называется? (рушник – для рук).

Русские люди очень гостеприимны идоброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта.

«Все, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица.

«Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а

 хлеба  ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину.

Еду обычно не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу. Нежданному гостю

соль не предлагали .  Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно  хлебавши ». В народных пословицах  хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. « Хлеб – соль ешь, а правду режь», - говорили в народе.

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. Самым

главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много  прожил,

многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет.

Даже за столом во время еды все его слушались.

На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень

были они дорогие!  Каждому давали ложку, кусок хлеба.

Первым есть начинал дед ,  попробует и скажет что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку

опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из – за  стола

выгонят и он голодным останется. Отсюда  и поговорка:

«Поперек батьки в пекло не лезь!»

Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и

матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама  с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей. Вывод: старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали , если человек состарился,

должен доживать свой век спокойно в ласке и любви.

Вот так жили наши предки. Ребята, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня?

А чтобы  их вспомнить, давайте  я загадаю вам загадки:

1.

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают, глотает. (печь)

2.

Стоит бела гора,

Зимой всем мила,

А как лето наступает –

Про гору забывают. ( печь )

3.

На стене висит, болтается,

Всяк  за него хватается. (рушник)

4.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

- Помойся хоть немножко,

Сажу смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (рушник)

5.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам  в угол идет. (ухват)

6.

Черный конь скачет в огонь. (кочерга)

7.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – чугун да ложки.(стол)

8.

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит

Всем  пить чай велит.(самовар)

9.

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю  ребятам всем.(бублики)

Ну что милые, гостюшки мои дорогие!

Посидели рядком да поговорили ладком.

О том, как жили люди русские.

А что еще происходило, в старину расскажу в следующий раз. До свидания  и  спасибо за внимания.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к старичку Лесовичку». Образовательная область: «Познание».

Цель: Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу.Задачи:ОО «Познание»: - воспитывать бережное отноше...

Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гостях у сказки».

Цель: Формировать у детей интерес к сказкам.Задачи: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых  сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей инт...

Конспект НОД с детьми среднего возраста Тема: «В гостях у тетушки Натальи» (исследовательская технология)

Программные задачи: Образовательные:Закреплять представления о домашних животных и птицах и их детенышах. Закреплять умение различать и называть овощи и фрукты.Закреплять умение считать до 5...

Конспект НОД с детьми среднего возраста Тема: «В гостях у тетушки Натальи» (исследовательская технология)

Программные задачи: Образовательные:Закреплять представления о домашних животных и птицах и их детенышах. Закреплять умение различать и называть овощи и фрукты.Закреплять умение считать до 5...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к сказке»

Вид занятия: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы.Виды образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкал...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста тема: "В гостях у бабушки Федоры"

В данной публикации размещён материал по познавательному развитию, на лексическую тему : "Посуда".Для детей среднего дошкольного возраста.С применением технологической карты....