Занятие в старшей группе с использованием полихудожественного подхода в развитии на тему "Колыбельная для Машеньки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бородкина Зоя Николаевна

Занятие в старшей группе с использованием полихудожественного подхода в развитии на тему "Колыбельная для Машеньки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolybelnaya_dlya_mashi.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Тематическое занятие с применением                         полихудожественного подхода к воспитанию дошкольников       по теме «Колыбельная для Маши»

 

 

 

форма реализации: игровое занятие                                                                     нравственно-патриотического направления

Воспитатель Бородкина З.Н. 

 

 Конспект занятия «Колыбельная для Маши»

 

Предметно-пространственная развивающая среда мероприятия:

Занятие проходит в групповом помещении, в одной части группы к потолку подвешена колыбель, в ней кукла в пеленках; расставлены лавки, покрытые домоткаными половиками; экран, ноутбук, проектор. В другой - столы для продуктивной деятельности, альбомные листы (по количеству детей) с контурным изображением колыбели, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки. Кроме того файл, содержащий  изображение  произведения Виктора Карре - Субирана  «Русская крестьянка - мать и новорожденный ребенок», аудиофайл «плач ребенка»; аудиофайл колыбельной «Котя, котенька-коток».

  Словарная работа:

 младенец, колыбельная, колыбель, люлька, зыбка, полог, укачивать, оберегать, неспешно, напевно.

 Содержание занятия:

Воспитатель, одетый в русский народный костюм, здоровается с детьми, приглашает рассаживаться на лавках, незаметно включает аудиофайл колыбельной «Котя, котенька-коток», через несколько секунд на экране появляется изображение произведения Виктора Карре - Субирана «Русская крестьянка - мать и новорожденный ребенок». В течение нескольких минут дети слушают колыбельную и рассматривают картину.

Воспитатель:

дети, эту чудесную картину очень давно написал французский художник Виктор Карре - Субиран. Он путешествовал по нашей стране, и однажды ему удалось наблюдать, как русская женщина укачивала своего ребенка. Он был очень впечатлен увиденным и решил, что должен изобразить эту сцену на своем полотне. Ребята, посмотрите, что вы видите на картине?  (мама качает ребенка)                                                                                                 

Воспитатель: как вы думаете, почему мать с ребенком изображены, как бы в луче света? (дети говорят, что на них из окна светит солнце) - Хорошо, но только ли солнце освещает женщину и младенца? Как вы думаете? (ответы детей) А я думаю, что этим приемом автор хотел показать, что герои картины освещены светом любви, любви матери к ребенку. Ведь мама очень любит своего малыша?                                                                                                             

Воспитатель: рассматривая картину, мы с уверенностью можем сказать, что женщина очень любит своего малыша, а почему?                                                

 Дети: она ласково смотрит на ребенка, качает его.                                Воспитатель: правильно ребята, мать ласково смотрит на дитя, укладывает ребенка спать - бережет его здоровье, ведь дети должны много спать. Есть старинное мнение, что ребенок растет во сне. Героиня картины медленно качает колыбель.... А что еще делает мать, чтобы малыш крепко уснул и спал спокойно?                                                                                                                    Дети: поет песенку.                                                                                     Воспитатель: как называются эти песни?                                                            Дети: колыбельные.                                                                                 Воспитатель: как вы думаете, почему именно колыбельные?                                          (Дети предлагают варианты ответов)  

 Воспитатель: правильно, эти песни так назвали потому, что их пели у колыбели, а так же, колыбельные были призваны не только укачать ребенка, но и оберегать его сон и покой, поэтому пение должно быть тихим, протяжным. Давайте, сейчас еще раз прослушаем музыкальный отрывок, который звучал в начале нашего занятия, попробуем подвигаться по его звуки.                                                                                                                                       Дети встают. Звучит музыкальный отрывок.  Во время звучания мелодии,  дети двигаются, выполняют движения под музыку.                                                          Воспитатель: расскажите, пожалуйста, какой характер этой музыки? Как вы двигались, какие движения выполняли?                                                                                             Дети: музыка спокойная, мелодичная, медленная, успокаивающая, даже спать захотелось. Танцевали плавно, медленно.                                                   Воспитатель: конечно, колыбельные песни исполнялись напевно, неспешно, тихим голосов, ласковой интонацией, для успокоения дитя.

(Вдруг звучит детский плач)

Воспитатель: ой, ребята, наша Машенька плачет. Кажется, она устала и захотела спать. Как же нам быть?                              

 Дети: надо её пожалеть, успокоить, покачать; надо ей колыбельную спеть.                                      Воспитатель достает из колыбельки куклу, качает ее, своим примером показывает, как следует качать младенца: медленно, с осторожностью, ласково глядя на него (плач затихает, но не прекращается), предлагает детям встать в круг и всем вместе спеть колыбельную для Машеньки. Педагог передает куклу первому ребенку, ребенок качает куклу, поет несколько слов колыбельной (плач прекращается), затем кукла передается следующему ребенку. После того, как последний ребенок споет кукле колыбельную, воспитатель кладет ее в колыбель.                                                                                                       Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, помогли мне Машеньку спать уложить, укачать, успокоить. Вы так чудесно пели колыбельную для нашей малышки, она успокоилась и уснула. Я уверена, что вы вырастите и станете замечательными мамами и папами, и будете петь колыбельные песни своим детям, тем самым продолжая традиции нашего народа.                                                                                                        Воспитатель: а теперь, вернемся на лавки и продолжим нашу беседу.  Посмотрите на картину, где лежит ребёнок?

Вы знаете, как называется это приспособление?                                                                                                                  (Дети предлагают варианты).                                                                                  Воспитатель: это приспособление называют колыбелью, еще назвали ее люлькой, зыбкой. Колыбель пришла к нам из древних времен. Колыбели для младенцев изготавливали из дерева. Поручали это важное дело только добрым, честным мастерам. Как вы думаете, почему?                                                                                                                             (Дети высказывают свое мнение)                                                                 Воспитатель: наши предки, считая, что такое важное дело можно поручить только человеку с чистым сердцем, знали, что мастер будет вкладывать в работу часть своей души и не навредит младенцу, а колыбель, изготовленная им, будет хранить покой и здоровье  ребенка.                                                                                                Воспитатель: ребята, обратите внимание, колыбель укрыта тканью, называли эту ткань пологом. Как вы думаете, для чего колыбель укрывали пологом?                                                                                                                            Дети: так делали, чтобы ребенку не было холодно; чтобы ветер не дул; чтобы мухи не садились; чтобы солнце сильно не светило.                                                                                                         Воспитатель: ваши ответы верны, но была еще одна причина: наши предки верили, что полог укроет младенца от взглядов злых людей и нечистой силы. Так оберегали своих детей наши предки.

 Воспитатель: дети, обратите внимание, у нас на столах лежат рисунки колыбелей, но они очень простые, неукрашенные. Предлагаю вам пройти к столам и расписать колыбели по своему вкусу. Вы согласны?                                                   Дети: да!                                                                                                                   Воспитатель: перед началом работы нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Ты собачка, не лай»

Баю-бай, баю-бай,                    (имитируют укачивание ребенка)

Ты собачка, не лай,                  (соединяют большой палец с указательным)

Ты собачка, не лай,                  (соединяют большой палец со средним)

Нашу Машу не пугай.              (соединяют большой палец с безымянным)

И в гудочек не гуди,                (соединяют большой палец с мизинцем)

До утра не разбуди.                  (имитируют игру на дудочке)

А приди к на ночевать-            (имитируют пальцами движение ног при ходьбе)

Нашу Машеньку качать.          (имитируют укачивание ребенка).

Далее дети садятся за столы. Педагог напоминает детям о сохранении правильной осанки во время рисования. А также закрепляет с детьми правила работы при рисовании. По завершении художественной деятельности проводится анализ детских работ

В конце занятия педагог предлагает прием рефлексии «Деревце». На изображении дерева необходимо прикрепить листья зеленого или красного цветов, в соответствии с тем интересно ли было детям на занятии и насколько продуктивным оно было для воспитанников.

По результатам воспитатель задает детям вопросы: что особенно интересно было для них (или не интересно), что особенно понравилось, а что не понравилось? О чем новом узнали сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе с использованием ИКТ "Хлеб-всему голова".

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ "Хлеб-всему голова".Образовательная область Познание....

Конспект занятия в старшей группе с использованием презентации «Такие разные мосты»

Конспект занятия в старшей группе "Такие разные мосты".Программное содержание: Познакомить детей с мостами Санкт-Петербурга (для чего они нужны, их красоту). Раскрыть у детей сведения о мостах. Показа...

Конспект занятия в старшей группе с использованием презентации. Тема: «Космические путешествия»

Интеграция образовательных областей:"Коммуникация", ""Социализация", "Познание"....

"Страна Счастья"- интегрированное,инновационное,игровое физкультурное занятие в старшей группе с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют"

. Парашют – это множество разноцветных тканевых секторов с петлями-держателями. По глади парашюта можно пустить бурные волны или тихую гладь, все зависит от навыков моторного восприятия и чувства ритм...

Конспект занятия в старшей группе с использованием логопедической ритмики (по мотивам сказке «Три медведя»)

Формирование координации, оптико-пространственной ориентации, перераспределение мышечного тонуса, развитие ритма, речевого дыхания, мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата, координация речи...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...