Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечные зайчики» для музыкально-ритмического развития детей 4 – 7 лет
рабочая программа по музыке

Шляховая Нина Сергеевна

В дополнительной общеразвивающей программе «Солнечные зайчики» определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения. 

Модифицированная программа дополнительного образования «Солнечные зайчики» разработана на основе программы Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» и Фирилёвой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе»  и направлена на:

  • Музыкально-ритмическое развитие и развитие творческих способностей детей (изучение основ танцевальной культуры, развитие умения красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки);
  • Организацию детей в совместной деятельности с педагогом;
  • К стимулированию творческой активности, самостоятельности;
  • Повышению общего уровня образования и культуры детей.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей и предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «Радуга». Программа рассчитана на 3 учебных года. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shlyahovoy_2022.docx79.01 КБ
PDF icon titulnyy_list_programmy.pdf215.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940) 2-09-50, raduga@tazovsky.yanao.ru

Рассмотрено и принято

На педагогическом совете

Протокол № 1

от «06»сентября2022 г.

Приказ № 253

УТВЕРЖДАЮ:  

Заместитель заведующего

 МБДОУдетский сад «Радуга»     _____________С.В. Мегеря

«06»сентября  2022 г.

_

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Солнечные зайчики»

для музыкально-ритмического развития детей 4 – 7 лет

Срок реализации: 3 года

Художественная направленность

                                                                        

Разработчик:

Шляховая Нина Сергеевна

педагог дополнительного образования

п. Тазовский

2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………..

3

1.1. Направленность программы..............................................................................................

3

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность………………………….

3

1.3. Цель, задачии принципы реализации Программы........................................................

4

1.4. Структура занятий и основные формы контроля.............................................................

5

1.5.Ожидаемые  результаты освоения программы и  способы

определения их результативности.............................................................................................

6

2. Учебно-тематический план программы………………………………………..

8

3. Содержание программы……………………………………………………

11

3.1. Средний дошкольный возраст 4 -5 лет.............................................................................

11

3.2 .Старший дошкольный возраст 5-6 лет..............................................................................

12

3.3 Подготовительная к школе группа 6-7 лет........................................................................

13

4. Методическое обеспечение программы…………………………………

16

4.1. Программно-методическое обеспечение..........................................................................

16

4.2. Перечень средств обучения, оборудования.......................................................................

17

5. Список использованной литературы…………………………………….

19

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы

Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, так как органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Таким образом, можно без преувеличения утверждать, что занятия хореографией развивают детей всесторонне.

В дополнительной общеразвивающей программе «Солнечные зайчики» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения.

Настоящая дополнительная программа  «Солнечные зайчики» разработана с учётом  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся"; СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в дошкольных организациях".

Модифицированнаяпрограмма дополнительного образования«Солнечные зайчики»разработана на основе программы Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» и Фирилёвой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе»  и направлена на:

  • Музыкально-ритмическое развитие и развитие творческих способностей детей (изучение основ танцевальной культуры, развитие умения красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки);
  • Организацию детей в совместной деятельности с педагогом;
  • К стимулированию творческой активности, самостоятельности;
  • Повышению общего уровня образования и культуры детей.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей и предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «Радуга». Программа рассчитана на 3 учебных года. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

Актуальность программы определяется социальным заказом современного общества на личность, обладающую определенным уровнем художественно-эстетического воспитания. Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развитие растущего организма, и в первую очередь мозга. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризует целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка - дошкольника. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Танец - это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики.

 Дошкольный период общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности,  формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и всесторонней любознательности. Изучение детьми хореографии, вводит их в мир волнующих перевоплощений, радостных переживаний, открывает путь эстетического восприятия и освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитиечувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Таким образом, занятия хореографией способны оказать разностороннее комплексное влияние на развитие ребёнка и формирование его как эстетически и духовно развитой личности. Оказывая активное влияние на развитие эмоционально-образной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать детям то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитании детей - попытаться уравновесить, гармонизировать интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным.

Новизна данной программы в том, что в процессе её реализации большое внимание уделяется проблеме развития творческих способностей у детей.  Для её решения необходимо планомерно и целенаправленно развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой.  И только правильная организация и проведение педагогом занятий по хореографии помогут ребенку раскрыть свои творческие способности.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть разнообразными танцевальными движениями, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к самовыражению и творчеству через танец.

1.3. Цель, задачи и принципы реализации Программы

Цель программы- содействие гармоничному развитию личности дошкольника через приобщение к искусству хореографии.

         Задачи программы:

Образовательные:

  • обретение знаний и навыков выполнения  различных вариаций движений (по форме, структуре и последовательности) в соответствии со средствами музыкальной выразительности;
  • усваивание  комбинаций, рисунков, перестроений, хореографических композиций на базе проученных движений;
  • приобретение навыков эмоционального и образного исполнения        хореографических композиций (танцев);
  • расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса.

Развивающие:    

  • всестороннее гармоничное развитие форм тела и функций организма ребёнка, направленное на совершенствование физических способностей, оптимизации роста, укрепление здоровья (развитие координации, точности и гибкости, пластичности, выразительности движений; укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки);  
  • развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма (музыка, подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков);      
  • развитие творческого воображения и фантазии, эмоциональной отзывчивости,способности к импровизации в движении;    
  • развитие различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воли).                            

Воспитательные:

  • воспитание моральных и эстетических качеств;    
  • воспитание общей культуры поведения (умение работать в паре, в коллективе);    
  • воспитание у детей интереса к занятиям ритмикой путём создания положительного эмоционального настроя.

Музыкально-ритмические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение детей. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Основные дидактические принципы реализации программы:

  • доступность и наглядность;
  • последовательность и систематичность обучения;
  • путь от простого к сложному;
  • принцип тематических циклов;
  • интеграция различных видов детской деятельности;
  • индивидуального подхода.

1.4. Структура занятий и основные формы контроля

Программа «Солнечные зайчики» рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучения - 3 года. Программа реализуется с 1 сентября по 31 мая, по 2 занятия в неделю, всего 72 занятия в год.

      Долгосрочность освоения программы определяется:

  • постепенным характером формирования физического аппарата ребёнка;
  • процессами психического развития ребёнка;
  • большим объёмом учебного материала (многопредметностью);
  • групповым характером освоения программы и предъявления образовательного результата.

Продолжительность занятий:

1. Первый год обучения, дети 4-5 лет (средняя группа) - 20 мин.

2. Второй год обучения, дети 5-6 лет (старшая группа) - 25 мин.

3. Третий год обучения, дети 6-7 лет (подготовительная группа) - 30 мин.

Группы формируются в течение первых двух недель сентября из расчета не более 10 человек в группе из детей одной возрастной категории сугубо по интересам воспитанников и их родителей в количестве не менее 52 человек. Форма занятий – групповая, по подгруппам, индивидуальная на основе интересов и потребностей ребёнка. Занятия проводятся в специализированном хореографическом зале  во второй половине дня.

Музыкально- ритмическое занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.Вводная часть начинается с поклона, занимает 5 – 15% общего времени и зависит от решения основных задач. Задачи этой части – подготовить организм ребёнка (центральную нервную систему, различные функции) к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический настрой на работу, сосредоточить внимание. В этой части  проводится динамическая разминка по/против линии танца, по диагонали (виды ходьбы, бега, прыжки, притопы в сочетании с различным положением рук) или упражнения классического экзерсиса.

Основная часть длится от 70 до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, разучиваются танцевальные элементы, комплексы общеразвивающих движений, проводится репетиционно – постановочная работа.

Заключительная часть составляет от 3 до 7% общего времени. В этой части происходит постепенный переход от возбуждённого к относительно спокойному состоянию детей посредством снижения физической нагрузки.В заключительной части используются упражнения на расслабление, комплексы игропластики, упражнения дыхательной гимнастики, игровой самомассаж.        

Таким образом, упражнения распределяются с учётом возрастания физиологической нагрузки: в вводной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде; затем происходит постепенное увеличение темпа, что соответственно приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключении нагрузка постепенно снижается.

Формы и методы контроля:

Диагностика проводится 2 раза в год: в начале года и в конце, по результатам которой, корректируется индивидуальная работа с детьми на следующий год обучения (Приложение 1);

Формы аттестации:

  • повседневное систематическое наблюдение;
  • участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях и праздниках;
  • участие в танцевальных конкурсах различного уровня.

1.5. Ожидаемые результаты освоения программыи  способы определения их результативности

В результате освоения дополнительной образовательной программы дети должны знать:

  • настроение и характер музыки;
  • жанровые особенности музыки;
  • основные движения, упражнения, используемые в музыкально-ритмической деятельности;
  • элементы национальных и бальных танцев;
  • основные танцевальные позиции рук и ног, упражнения классического экзерсиса.

В результате освоения дополнительной образовательной программы дети должны уметь:

  • ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить место в зале, знать различные перестроения и выполнять их);
  • самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
  • выполнять изучаемые в течение года танцевальные комбинации, комплексы общеразвивающих упражнений, элементы национальных и бальных танцев, упражнения классического экзерсиса;
  • исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку;
  • передавать в пластике разнообразный характер музыки, используя  общеразвивающие и танцевальные виды движений;
  • сочувствовать и сопереживать, воспринимая музыкальный образ.

Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Учебный планна 1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Кол - во часов всего

Кол - во часов теория

Кол - во часов практика

Формы аттестации, контроля

1

Вводное занятие

2

1.5

0.5

Беседа

2

Общеразвивающие движения

10

1

9

Наблюдение

3

Упражнения классического экзерсиса

6

1

5

Наблюдение

4

Элементы народного танца

9

1

8

Наблюдение

5

Элементы бального танца

12

2

10

Наблюдение

6

Строения и перестроения

5

1

4

Наблюдение

7

Репетиционно-постановочная работа

19

2

17

Участие детей в культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах различного уровня

8

Музыкально-подвижные игры, игропластика

5

0.5

4.5

Наблюдение

9

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка

4

1

3

Мониторинг

Итого:

72

11

61

Учебный план на 2 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Кол - во часов всего

Кол - во часов теория

Кол - во часов практика

Формы аттестации, контроля

1

Вводное занятие

1

1

0

Беседа

2

Общеразвивающие движения

8

1

7

Наблюдение

3

Упражнения классического экзерсиса

8

1

7

Наблюдение

4

Элементы народного танца

8

1

7

Наблюдение

5

Элементы бального танца

8

1

7

Наблюдение

6

Строения и перестроения

4

0.5

3.5

Наблюдение

7

Репетиционно-постановочная работа

27

2

25

Участие детей в культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах различного уровня

8

Музыкально-подвижные игры, игропластика

4

0.5

3.5

Наблюдение

9

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка

4

1

3

Мониторинг

Итого:

72

9

63

Учебный план на 3 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Кол - во часов всего

Кол - во часов теория

Кол - во часов практика

Формы аттестации, контроля

1

Вводное занятие

1

1

0

Беседа

2

Общеразвивающие движения

6

1

5

Наблюдение

3

Упражнения классического экзерсиса

8

1

7

Наблюдение

4

Элементы народного танца

8

1

7

Наблюдение

5

Элементы бального танца

8

1

7

Наблюдение

6

Строения и перестроения

4

0.5

3.5

Наблюдение

7

Репетиционно-постановочная работа

29

2

27

Участие детей в культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах различного уровня

8

Музыкально-подвижные игры, игропластика

4

0.5

3.5

Наблюдение

9

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка

4

1

3

Мониторинг

Итого:

72

9

63

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. 1-й год обучения (4-5 лет)

Раздел 1: Вводное занятие.

Теория:Понятие танец, виды танца(показ видеоматериала),правила поведения на занятиях, техника безопасности.

Практика: Разучить реверанс для девочек, поклон для мальчиков по 6й (1й) позиции ног.

Раздел 2: Общеразвивающие движения.

Теория: Виды ходьбы, бега, пружинные движения,волнообразные движения, наклоны, повороты.

Практика:Освоить виды ходьбы: мягкий шаг, высокий шаг, марш, ходьба на носках, на пятках. Освоить обычный бег, танцевальный бег. Освоитьпружинные движения руками: воображаемые нажимы, отталкивания, подъёмы, подтягивания.Освоить пружинные движения ногами: «качели» на месте, полуприсед на всей ступне.Освоить волнообразные движения руками, плечами: «паровозик», «незнайка». Освоить наклоны головы и туловища в разные стороны. Освоить простые повороты. Освоить детские комплексы общеразвивающих упражнений: «Улыбка», «Обезьянки», «Весёлый слонёнок», «Стирка», «Кузнечик».

Раздел 3: Упражнения классического экзерсиса.

Теория: Назначение гимнастического станка. Понятия позиции рук, ног в классическом танце, корпус.

Практика: Освоить позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), положение кисти. Освоить- позиции ног (выворотные 1,2). Освоить:demiplie (по 1, 2  позиции), battementtendu (по 1 позиции),releve ( по 1, 6 позиции).

Раздел 4: Элементы народного танца.

Теория:Истоки и особенности русского народного танца.

Практика:Освоить простой поклон в русском танце.Освоить основные положения рук в русском танце (кулачки на пояс, работа с платком, «полочка»). Освоить дробный шаг, «пружинку»,  «ковырялочку»,полуприсядку с хлопками по голени. Освоить основные положения в паре («под ручки», сзади за талию). Освоить основные перестроения в русском танце: «звёздочка», «карусель».

Раздел 5: Элементы бального танца.

Теория: Разновидности бального танца.

Практика:Разучитьосновные элементы танца Вальс:«лодочка», «окошко». Разучитьосновные элементы танцаПолька: боковой галоп в сочетании с прыжками, положения рук в парной  польке («лодочка», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки на его плечи).

Раздел 6: Строения и перестроения.

Теория: Понятие интервал, движение по/против линии танца.

Практика:Освоить простейшие построения: шеренга, колонна, шахматный порядок, круг (сужение и  расширение круга), повороты вправо, влево.

Раздел 7: Репетиционно-постановочная работа.

Теория: Характер изучаемого танца, его особенности.

Практика: Разучить разнообразные танцевальные композиции.

Раздел 8: Музыкально-подвижные игры, игропластика.

Теория: Правила игры, техника безопасности.

Практика: Освоить комплексыигропластики: «Кошечка», «Цыплёнок», «Мышка», «Рыбка».Освоить музыкально – подвижные игры: «Иголочка и ниточка», «Передай платочек», «Жуки и пчёлы», «Давай поздороваемся», «День – ночь», «Воробышки»,

Раздел 9: Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка.

Практика: проведение специальных упражнений на координацию и гибкость, на творческие проявления, эмоциональность, музыкальность.

3.2. 2-й год обучения (5-6 лет)

Раздел 1: Вводное занятие.

Теория:Беседа «Танец, виды танца»,просмотр видео материалов, повторение правил поведения на занятиях, техники безопасности.

Практика: Разучить реверанс для девочек, поклон для мальчиков по 3йпозиции ног.

Раздел 2: Общеразвивающие движения.

Теория: Виды ходьбы, бега, пружинные движения, волнообразные движения, наклоны, повороты, подскоки.

Практика:Закрепить виды ходьбы: мягкий шаг, высокий шаг, марш, ходьба на носках, на пятках. Закрепитьобычный бег, танцевальный бег. Закрепитьпружинные движения руками: воображаемые нажимы, отталкивания, подъёмы, подтягивания.Закрепитьпружинные движения ногами: «качели» на месте, полуприсед на всей ступне. Закрепитьволнообразные движения руками, плечами: «паровозик», «незнайка».Закрепитьнаклоны головы и туловища в разные стороны.Закрепить простые повороты.Усложнить детские комплексы общеразвивающих упражнений: «Улыбка», «Обезьянки», «Весёлый слонёнок», «Стирка», «Кузнечик».

Освоить виды ходьбы: острый шаг, приставной шаг, шаг притоп. Освоить бег с высоким подниманием бедра, лёгкий бег с поочерёдным выносом прямых ног вперёд.Освоить пружинные движения ногами: «качели» с продвижением. Освоить подскоки.Разучить детский комплекс общеразвивающих упражнений с предметом «Колобок».

Раздел 3: Упражнения классического экзерсиса.

Теория: Назначение гимнастического станка. Понятия позиции рук, ног в классическом танце, корпус.

Практика: Закрепить позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), положение кисти. Закрепить  позиции ног (выворотные 1,2). Закрепить:demiplie (по 1, 2  позиции), battementtendu (по 1 позиции),releve ( по 1, 6 позиции).

Освоить3 позицию ног. Освоить:demiplie (по 3позиции), releve( по 2,3позиции).

Освоить qrandplie (по 1, 2, 3 позиции), battementtendujete(по 1 позиции).

Раздел 4: Элементы народного танца.

Теория: Истоки и особенности русского народного танца.

Практика:Закрепить простой поклон в русском танце.Закрепить основные положения рук в русском танце (кулачки на пояс, работа с платком, «полочка»).Закрепить дробный шаг, «пружинку»,  «ковырялочку», полуприсядку с хлопками по голени. Закрепить основные положения в паре («под ручки», сзади за талию). Закрепить основные перестроения в русском танце: «звёздочка», «карусель».

Усложнить поклон в русском танце. Освоить каблучный шаг, приставной шаг, «гармошку», «ёлочку». Освоить основные перестроения в русском танце: «ручеёк», «воротца».

Раздел 5: Элементы бального танца.

Теория: Разновидности  бального танца.

Практика:Закрепить основные элементы танца Вальс:«лодочка», «окошко».Закрепить основные элементы танца Полька: боковой галоп в сочетании с прыжками, положения рук в парной  польке («лодочка», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки на его плечи).

Разучить вальсовый шаг.Разучитьосновные элементы танца Полька:шаг польки, шаг польки в сочетании с подскоками, положения рук в парной  польке крест-накрест.Разучитьпростые элементы танца Танго и положения рук в паре.Разучитьпростые элементы танца Рок-н-ролл  и положения рук в паре.

Раздел 6: Строения и перестроения.

Теория: Понятие интервал, движение по/против линии танца.

Практика:Закрепить простейшие построения: шеренга, колонна, шахматный порядок, круг (сужение и  расширение круга), повороты вправо, влево.

Освоить диагональ.

Раздел 7: Репетиционно-постановочная работа.

Теория: Характер изучаемого танца, его особенности.

Практика: Разучить разнообразные танцевальные композиции.

Раздел 8: Музыкально-подвижные игры, игропластика.

Теория: Правила игры, техника безопасности.

Практика: Закрепить комплексы игропластики: «Кошечка», «Мышка», «Рыбка».Усложнить музыкально – подвижные игры: «Иголочка и ниточка», «Передай платочек», «Жуки и пчёлы», «Давай поздороваемся», «День – ночь», «Воробышки»,

Освоить комплексыигропластики: «Цыплёнок», «Морские фигуры». Освоить музыкально – подвижные игры: «Рыбки», «Цапля и лягушки», «Отгадай чей голосок», «Слушай команду».

Раздел 9: Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка.

Практика: проведение специальных упражнений на координацию и гибкость, на творческие проявления, эмоциональность, музыкальность.

3.3.3-й год обучения (6-7 лет)

Раздел 1: Вводное занятие.

Теория:Беседа: «Какие танцы вы знаете, в чём ихособенности?», просмотр видео материалов, повтор правил поведения на занятиях, техники безопасности.

Практика:Творческое задание: «Придумай свой поклон».

Раздел 2: Общеразвивающие движения.

Теория: Виды ходьбы, бега, пружинные движения, волнообразные движения, наклоны, повороты, подскоки.

Практика:Совершенствовать виды ходьбы: мягкий шаг, острый шаг, высокий шаг,приставной шаг, шаг притоп, марш, ходьба на носках, на пятках. Совершенствоватьобычный бег, танцевальный бег, бег с высоким подниманием бедра, лёгкий бег с поочерёдным выносом прямых ног вперёд. Совершенствовать пружинные движения руками: воображаемые нажимы, отталкивания, подъёмы, подтягивания.Совершенствоватьпружинные движения ногами: «качели» на месте и с продвижением, полуприсед на всей ступне.Совершенствовать волнообразные движения руками, плечами: «паровозик», «незнайка». Совершенствовать наклоны головы и туловища в разные стороны. Совершенствовать простые повороты.Совершенствовать подскоки.Совершенствоватьдетские комплексы общеразвивающих упражнений: «Улыбка», «Обезьянки», «Весёлый слонёнок», «Стирка», «Кузнечик», «Колобок».

Раздел 3: Упражнения классического экзерсиса.

Теория: Назначение гимнастического станка. Понятия позиции рук, ног в классическом танце, корпус.

Практика: Совершенствовать позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), положение кисти.Совершенствовать позиции ног (выворотные 1,2,3). Совершенствовать:demiplie (по 1,2,3 позиции),qrandplie (по 1, 2, 3 позиции), battementtendu (по 1позиции),attementtendujete(по1 позиции),releve ( по 1,2,3, 6 позиции).

Раздел 4: Элементы народного танца.

Теория: Истоки и особенности русского народного танца.

Практика:Совершенствовать поклон в русском танце.Совершенствовать основные положения рук в русском танце (кулачки на пояс, работа с платком, «полочка»).Совершенствовать каблучный шаг, дробный шаг, приставной шаг, русский переменный шаг в круг из круга,тройной притоп, «пружинку»,  «ковырялочку», «ковырялочку» с подскоком, «гармошку», «ёлочку», полуприсядку с хлопками по голени. Совершенствовать основные положения в паре («под ручки», сзади за талию). Совершенствовать основные перестроения в русском танце: «звёздочка», «змейка», «карусель», «ручеёк», «воротца».

Раздел 5: Элементы бального танца.

Теория: Разновидности  бального танца.

Практика:Совершенствовать вальсовый шаг и  основные элементы танца:«лодочка», «окошко», «звездочка».Совершенствоватьосновные элементы танца Полька:шаг польки, шаг польки в сочетании с подскоками, прямой и боковой галоп в сочетании с прыжками, положения рук в парной  польке (крест-накрест, «лодочка», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки на его плечи).Совершенствовать основные элементы танца Танго и положения рук в паре.Совершенствоватьосновные элементы танца Рок-н-ролл  и положения рук в паре.

Раздел 6: Строения и перестроения.

Теория: Понятие интервал, движение по/против линии танца.

Практика:Совершенствовать построения: шеренга, колонна, шахматный порядок, диагональ, круг (сужение и  расширение круга), повороты вправо, влево.

Раздел 7: Репетиционно-постановочная работа.

Теория: Характер изучаемого танца, его особенности.

Практика: Разучить разнообразные танцевальные композиции.

Раздел 8: Музыкально-подвижные игры, игропластика.

Теория: Правила игры, техника безопасности.

Практика: Совершенствовать комплексыигропластики: «Кошечка», «Цыплёнок», «Мышка», «Рыбка»«Морские фигуры». Усложнить музыкально – подвижные игры: «Рыбки», «Цапля и лягушки», «Иголочка и ниточка», «Передай платочек», «Отгадай чей голосок», «Жуки и пчёлы», «Давай поздороваемся», «День – ночь», «Воробышки», «Слушай команду».

Раздел 9: Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка.

Практика: проведение специальных упражнений на координацию и гибкость, на творческие проявления, эмоциональность, музыкальность.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Программно-методическое обеспечение

Педагогические условия для реализации программы:

Создание развивающей среды в детском саду (хореографический  зал, оборудованный  зеркалами и хореографическим станком).

  • Разработка занятий по музыкально-ритмическому развитию дошкольников;
  • Взаимодействие с родителями и педагогами.

Кроме основных занятий (индивидуальных, групповых и открытых), практикуются следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, участие детей в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, конкурсах разного уровня.

Применяется использование элементов педагогических технологий:

  • Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
  • Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.
  • Информационные технологии используются для обеспечения материально – технического оснащения. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям, используются компьютерные технологии.
  • Технология здоровье сберегающего обучения по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
  • Технология проблемного обучения используется в целях повышения эффективности воспитательной работы.  Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Для эффективного обучения и достижения положительных результатов используются следующие методы обучения:

  •         Игровой метод(основной формой общественной жизни и способом физического, психического развития, воспитания нравственно-волевых качеств, творческих способностей в дошкольном возрасте является игра, поэтому обучение музыкально-ритмическим движениям детей станет намного эффективней, если они будут проведены в игровой форме, в которой дети творчески познают возможности своего тела).
  •         Метод использования слова (раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений, даётся оценка воспитанникам).
  •         Метод наглядного восприятия (показ упражнений; прослушивание ритма и темпа музыки, что помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков).
  •         Практические методы основаны на активной деятельности самих детей (многократное повторение конкретного музыкально- ритмического движения) и делятся на метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством их расчленения.
  •         Метод аналогии широко используется в программе обучения (образ, поза, двигательная имитация какого-либо животного или представителя растительного мира). Педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
  • Метод интеграции является одним из главных методов работы с хореографическим коллективом, так какпозволяет собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала.
  • Метод поощрения.Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность и одобрительные слова педагога.

4.2. Перечень средств обучения, оборудования

№п/п

Наименование ТСО

Марка

1

Телевизор с настенным креплением

LQ 26

2

Музыкальный центр

LQ

3

Ноутбук

hp

№п/п

Наименование

Имеется в наличии  (количество)

1

Наглядно-дидактическое пособие - игра «Занимательная хореография»

1куб

2

Наглядно-дидактическое пособие – игра «Позиции рук»

30 карточек

3

Наглядно-дидактическое пособие – игра  «Позиции ног»

30 карточек

4

Наглядно-дидактическое пособие – игра  «Позиции ног» 2

1

5

Наглядно-дидактическое пособие – игра  «Весело – грустно!»

1 кубик

6

Наглядно-дидактическое пособие – игра  «Учим танцы играя!»

50 карточек

7

Картотека комплексов общеразвивающих движений игровым методом

1

8

Картотека комплексов игропластики

1

9

Картотека дыхательных упражнений

1

10

Картотека музыкально – подвижных игр

1

11

Гимнастические ленты

34 шт.

12

Резиновые мячики

15 шт.

13

Детские пластиковые тазики

8 шт.

14

Маски «Обезьянка»

8 шт.

15

Маски «Слонёнок»

8шт.

16

Маски «Котёнок»

8 шт.

17

Маска «Мышонок»

11шт.

18

Гимнастические коврики

11шт.

19

Видео архив выступлений воспитанников хореографического объединения

USB флеш - накопитель

20

Фото архив по возрастным группам

USB флеш - накопител

21

Музыкальный репертуар

USB флеш - накопитель

Список используемой литературы

  1. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». – СПб, 1996.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб, 2002. – 220 с.
  3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала».- М., 2004.
  4. Гусев Г.П. «Этюды».- М., 2004.
  5. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  6. Звездочкин  В.А. «Классический танец». – Ростов н/Д., 2003.
  7. Иванов В.А. «Детский танец».  Методическое пособие.  Пермь, 1998.
  8. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». – М., 2003.  
  9. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.:  Просвещение, 1989. – 175с.
  10. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Линка – Пресс, 2006.
  11. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 352 с.          

Приложение 1

Мониторинг

        Определение уровня освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  

Ф.И. ребенка

Определение характера музыки, темпа, ритмики

Знание основных видов общеразвивающих движений

Умение самостоятельно исполнять танцевальные композиции

Умение эмоционально передавать в движении характер музыкального произведения

Координация и гибкость

Средний показатель

1

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка

        

1.Координация – это точность движений  рук и ног при выполнении упражнений.

   Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

 Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

   Результаты: 3 балла - правильное одновременное выполнение движений. 2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа. 1 балл - неверное выполнение движений.

2.Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед.

   Упражнение 1. «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не сгибать, ноги должны оставаться прямыми.

Результаты: оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл), 4-7см – средний уровень (2 балла), 8-11см – высокий уровень (3 балла).

   Упражнение 2 «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).   Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.

Результаты: 3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад. 2 балл – средняя подвижность позвоночника. 1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.

  3.Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений.

   Упражнение 1. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить различных персонажей.

   Результаты: 3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ. 2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации.

 4. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, восторг, тревогу и др.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Упражнение 1. Детям предлагается изобразить «усталую старушку»; «хитрую лису»; «девочку, которая удивляется»; сердитого волка» и т.д..

Результаты: 3 балла - эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то проговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. 2 балла - менее эмоциональные дети с более простой мимикой. 1 балл – неэмоциональные дети с бедной мимикой и невыразительными  движениями.

 5. Музыкальность -  способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.

   Упражнение 1. «Заведи мотор».  Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

  Результаты: Оценивается по 3х бальной системе соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога.)

 6. Чувство ритма.  Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

Упражнение 1. «Ладошки» Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

    Результаты: 1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. 2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком. 3 балла – точно передает ритмический рисунок.

Критерии показателей:

Оцениваются показатели по внешним проявлениям по 3х бальной системе:

        - высокий уровень: 3 балла;

        - средний уровень: 2 балла;

        - низкий уровень: 1 балл.

Высокий уровень: Ребёнок гибок и пластичен; умеет чётко выполнять танцевальные движения;способен запоминать и воспроизводить хореографические комбинации, перестроения по рисункам. Правильно определяет характер музыки, темп, ритм; умеет передавать в пластике движений музыкальный образ, импровизировать.

Средний уровень: Ребёнок достаточно пластичен; определяет темп, ритм, характер музыки; умеет передать в пластике музыкальный образ; выполняет не сложные танцевальные движения. С помощью взрослого определяет вид танца.

Низкий уровень: Ребёнок допускает ошибки при выполнении танцевальных движений и перестроений в зале; не способен самостоятельно определить темп, ритм, характер музыки; не умеет передавать музыкальный образ в пластике.

Диагностика основана на современных диагностиках:

  1. А.И. Буренина «Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка».
  2.  С.Л. Слуцкая «Тесты для определения хореографических данных».
  3. Н.В. Полтавцева «Обследование уровня развития физических качеств».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"

Дполнительная общеразвивающая программа  "Солнечные лучики", направленность программы  спортивно-танцевальная....

Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"

Дополнительная общеобразовательная программа "Солнечные лучики"...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного дошкольного образования по развитию личности ребенка средствами хореографии и музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Каблучок»

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Солнечные зайчики"

В рецензируемой дополнительной общеразвивающей программе "Солнечные зайчики" выделено направление работы по музыкально- ритмическому развитию детей от 4 до 7 лет...

Рецензия № 2 на дополнительную общеразвивающую программу "Солнечные зайчики"

В рецензируемой дополнительной общеразвивающей программе "Солнечные зайчики" выделено направление работы по музыкально- ритмическому развитию детей от 4 до 7 лет...