Семинар - практикум: «Использование логоритмических игр и упражнений в оздоровительной работе с детьми»
материал

         Материал будет полезен педагогам при подготовке семинаров-практикумов, а также для занятий с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум:

«Использование логоритмических игр и упражнений

 в оздоровительной работе с детьми»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с№15

- Братчикова Ю.И.

Теоретическая часть.

 «Здоровье является состоянием полного физического, душевного     и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов».

«Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития».

(Устав Всемирной организации здравоохранения)

В Федеральном государственном стандарте одной из основных задач является   охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их  эмоционального благополучия. 

Сохранение и укрепление здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего современного российского общества.

Практически все дошкольные учреждения уже имеют достаточно большой арсенал оздоровительных технологий и активно используют их в работе.

Я хочу остановиться на логоритмике.

Логоритмика является ярким, эмоциональным и эффективным компонентом оздоровительной работы.

Логоритмика представляет собой синтез (взаимосвязь) речи, музыки и движения.

Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

Логоритмика  представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на профилактику и коррекцию речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации.

Развитием и коррекцией речи занимаются логопеды. А развитием, коррекцией неречевых процессов (двигательной сферы, моторики, координации движений, регуляции мышечного тонуса и т.д.)  могут заниматься воспитатели, музыкальные руководители, физ. инструкторы.

Элементы  логоритмики можно включать в занятия и  режимные моменты.

Это могут быть:

  • песенки – приветствия;
  • комплексы утренней и бодрящей гимнастики с речевками и звукоподражаниями;
  • дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);
  • артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);
  • игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
  • пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);
  • проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки;
  • речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);
  • сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);
  •  коммуникативные игры и танцы (музыкально-ритмичкские движения взаимодействие с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);
  • кинезиологические игры и упражнения (позволяют улучшить работу полушарий головного мозга, гармонизировать их взаимодействие, отвечающего за развитие психических процессов и интеллект);
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание).

А  сейчас я предлагаю Вам превратиться в детей и поиграть. Предлагаю  Вашему вниманию несколько упражнений и игр, которые использую в работе.

Практическая часть.

Песенки – приветствия

(валеологические песенки-распевки)

      Песенки-распевки провожу в начале занятия.  Они способствуют созданию атмосферы доверия и радостного настроения,  воспитывают доброжелательное отношение друг к другу.

«Здравствуйте»

  1. Ручки, ручки, наши ручки, здравствуйте!

Ласковые наши ручки, здравствуйте!

Пальчики весёлые, здравствуйте!

И ладошки, и ладошки, здравствуйте!

  1. Ножки, ножки, наши ножки, здравствуйте!

Топотушки, топотушки, здравствуйте!

И пружинки, и пружинки, здравствуйте!

И притопы, и притопы, здравствуйте!

  1. Наши ушки, наши щёчки, здравствуйте!

И весёлые кудряшки, здравствуйте!

И улыбки, и улыбки, здравствуйте!

И девчонки, и мальчишки, здравствуйте!

Музыкальная ритмическая игра «Бегемотики»

Бежали бегемотики
Надутые животики
Бежали и бежали
И дружно повторяли
Ладонь-кулак, ты тоже делай так! (2 раза)

Веселые лягушки
Скакали на опушке
Скакали и скакали
И дружно повторяли
Ладонь-кулак, ты тоже делай так! (2 раза)

А маленькая змейка
В траве ползла шуршала
А маленькая змейка
За всеми повторяла!
Ладонь-кулак, ты тоже делай так! (2 раза)

Игровой самомассаж с пением

«Гусёнок Тимошка»

Гусенок Тимошка пошел погулять, Шлепают ладошками по коленям

Зеленой и сочной травы пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей

Гусенок: « Га-га!» Показывают пальцами рук « клювики»

Веселый всегда. Хлопают.

Он травку пошел пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей.

Гусенок Тимошка пошел на лужок, Шлепают ладошками по животу

Увидел красивый и вкусный цветок. Гладят шею сверху вниз.

Гусенок: « Га-га!» Показывают пальцами рук « клювики»

Веселый всегда, Хлопают.

Уж очень был вкусный цветок! Делают круговые движения по животу.

Гусенок Тимошка на речку пошел, Шлепают ладошками по груди

В высокой осоке лягушку нашел. Щиплют щечки

Гусенок: « Га-га!» Показывают пальцами рук « клювики»

Лягушка: « Ква-ква!» Качают ладонями с растопыренными

Пальцами

Подружку себе он нашел! Хлопают.

Песня-игра "Ветерок" (Л. Гусевой)

Прилетел ветерок, 
Прилетел на денёк. 
Нас погладил ласково рукой. 
Оглянулся вокруг, 
Улыбнулся и вдруг 
Закружился в пляске озорной.

ОСЕНЬ.

А мы грибов набрали и листиков букет.

Вот капает дождик, а вот его и нет.

ЗИМА.

А мы надели лыжи и встали на коньки.

Играем, играем в пушистые снежки.

ВЕСНА.

Вот капают сосульки у нашего окна.

И птички щебечут. Опять пришла весна.

ЛЕТО.

А мы идем купаться и плаваем в реке.

Смотрите, смотрите, кораблик вдалеке.

Пальчиковая игра «Я хочу построить дом» (Е. Железновой)

Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).

Чтоб окошко было в нём, (Ладони смотрят друг на друга)

Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).

Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными пальцами).

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая большой мяч).

Пёс ворота охранял, (Складывают ладони,  показывают , как собачка лает).

Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).

Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).

Солнце было, («Фонарики»).

Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).

Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).

Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони, покачать из стороны в сторону).

А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами правой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Семинар – практикум: «Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возраста»

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...

Семинар – практикум « Использование различных видов и приемов в работе с детьми при формировании ЗОЖ в условиях ДОУ»

Семинар – практикум хотелось бы начать со слов  великого русского педагогаВ.А.Сухомлинского: « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости д...

Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования сказки в образовательном процессе при работе с детьми....

Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

Семинар – практикум«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»...

Семинар-практикум "Виды ЗСТ по совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ"

В работе представлены нетрадиционные методы и приемы по усовершенствованию физического развития детей дошкольного возраста....