Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с агрессивными детьми»
материал

Хохлова Галина Валерьевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_art-terapiya.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Мастер-класс

Тема: «Арт-терапия в работе с агрессивными детьми»

Выступление подготовила:

педагог-психолога Хохлова Г.В.

г. Канск, 2021 год


Цели: повысить профессиональное мастерство педагогов с помощью арт-терапевтических технологий; сформировать эмоциональную стабильность у участников образовательных отношений.

Задачи:

• раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;

• познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в образовательной деятельности.

• показать продуктивные способы работы с агрессивными детьми.

• создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи методов арт-терапии;

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. Организационный момент: активизировать участников, создать положительный эмоциональный настрой.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Арт-терапия в работе с агрессивными детьми». Сегодня мы вспомним и проиграем всем известные упражнения для того, чтобы использовать их для работы с детьми проявляющих агрессивность в поведении и действиях. Я приглашаю в круг вас всех. Хочу вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному.

Упражнение «Рисунок на спине»

Инструкция. Поприветствуйте участников мастер-класса, предложите встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Педагог-психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока).

Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка).

Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья).

Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги),

везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги).

Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине партнера).

Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга).

Вдруг появились тучи (рисуют тучи).

Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег).

Подул ветер (волнообразные движения руками по спине).

Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки).

Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Примечание. Упражнение можно провести другим способом. Участники разбиваются на пары: один встает первым, другой − за ним. Игрок, который стоит сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер определяет, что нарисовано. Затем игроки меняются местами. Предложите выбрать для изображения предметы с небольшим количеством деталей для того, чтобы передать точно образ предмета. В инструкции сделайте акцент на ощущениях, которые испытывает человек, когда ему рисуют на спине. Важно максимально расслабить тело и сосредоточиться на движениях партнера.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?

Эмоциональное состояние участников образовательного и воспитательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности, направленной и на себя и на других. Устранить проявление агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Агрессивное поведение – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.).

Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-3 лет.

Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов:

1. Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я — сам». Малыши в этом возрасте очень стремится делать все так, как им надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. (Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь и пр.)

2. Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. И самоконтроля еще как такого нет. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной.

Агрессия у детей 4-7 лет обычно проявляется только в игровых ситуациях.

Это связано с тем, что после 4-х лет уже развивается самоконтроль. Дети в этом возрасте начинают сдерживать свою злость и перестают выражать ее через кулаки. Но тут частенько встает вопрос вербальной агрессии, т.е. дети начинают ругаться, сквернословить.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим:

- желание привлечь к себе внимание сверстников;

- ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство;

- стремление защититься и отомстить;

- стремление получить желанный предмет.

Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

Зная о том, что любое негативное проявление быстро закрепляется в поведении, необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент и будут профилактикой для дальнейшего поведения.

Арт-терапия – это одно из направлений, дающих положительные результаты в работе с агрессивными детьми.

Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

Этот метод отлично подходит для работы с детьми. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства, мысли, переживания, что бывает очень сложно сделать словами, особенно в дошкольном возрасте. Этот метод можно применять с детьми с самого раннего возраста, он даёт возможность ребёнку выбрать доступный интересный для него способ самовыражения (рисование, лепку, танец, музыку, сказку и т.д.). Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

К самым популярным видам арт-терапии можно отнести:

- музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей;

- игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

- драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

- сказкотерапия – это эффективный метод, направленный на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки.

библиотерапия – коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы;

- анимационная или мульт-терапия – создание мультфильмов.

- видеотерапия – это просмотр популярных художественных кинофильмов или мультфильмов с последующим обсуждением в группе.

- данс-терапия – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия.

- изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями, с различным художественным материалом: глиной, пластилином, бумагой, соломой.

- песочная терапия – это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, решить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

артсинтезтерапия (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика,

- цветотерапия – это метод лечения цветом.

фототерапия – лечебно-коррекционное применение фотографии, может быть основана на работе с уже готовыми фотографиями, слайдами или на создании оригинальных авторских снимков.

- маскотерапия – метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем в неживую материю маски.

Предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые способствуют формированию эмоциональной стабильности и восстановлению психологического состояния у участников образовательного и воспитательного процесса. Вы, скорее всего, сталкивались с ними и даже применяли в своей практике.

Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Позволяет дать выход негативным чувствам, включая агрессивность.

Упражнение «История из жизни цветов» 

Педагог-психолог: Сегодня я расскажу вам одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давайте вспомним, какие цвета бывают. Я назову первый, а вы будете продолжать, договорились? Итак, красный… (Участники называют известные им цвета.) Выбираются два участника, которые будут рисовать сказку на стекле по словам психолога.

История из жизни цветов. Жили-были два цвета: Желтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом. Но как-то они случайно встретились… Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший. Желтый говорил: «Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый. Я цвет солнца. Я цвет песка в летний день. Я цвет, который приносит радость и тепло» Синий же отвечал: «Ну и что! А я цвет неба. Я цвет морей и океанов. Я цвет, который дарит покой» − «Нет! Все равно я самый лучший!» – спорил Желтый. – «Нет, лучший это я!» – не сдавался Синий. И так они спорили и спорили… Спорили и спорили… Пока не услышал их пролетавший мимо ветер. Тогда он ка-а-ак дунул. Все кругом закружилось, перемешалось. Перемешались и эти два спорщика… Желтый цвет и Синий… А когда ветер стих, то Желтый и Синий увидели рядом с собой еще один цвет – Зеленый! А тот смотрел на них и улыбался. «Друзья! – обратился он к ним. − Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов. Цвет деревьев. Это настоящее чудо!» Желтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ, и сказали: «Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться. Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему. И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение. Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!» И взявшись втроем за руки, они весело рассмеялись. Так им стало хорошо.

Педагог-психолог: Предлагаю вместе сотворить чудо. Для этого разделитесь на пары и возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите своего партнера, каким цветом он хотел бы сейчас рисовать? После того как он выберет цвет, скажите ему о своем выборе. Вы помните, как получилось чудо в истории, которую я вам рассказала и показала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: желтый и синий. И получился зеленый! Так и вы сейчас попробуете это сделать со своими цветами. Для этого один из вас начинает рисовать своим цветом с одного края листа и тихонько продвигается к середине. Второй рисует с другого края. А когда вы встретитесь – то произойдет чудо! Посмотрите, какой цвет у вас получился!

Вопросы для обсуждения:

• Сколько теперь всего цветов на листке бумаги?

• Из-за чего спорили Желтый и Синий?

• Почему потом Желтый и Синий решили больше не ссориться?

Примечание. Сопроводите рассказ фотографиями или картинками соответствующей тематики. Например, когда в истории идет спор между Желтым и Синим, покажите ребенку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д., когда появится Зеленый, − фотографии луга, растений. В конце истории покажите фотографию, на которой ребенок увидит, как все эти цвета сочетаются друг с другом. Нарисуйте общую картину со всеми цветами, которые дети смешали в парах. Придумайте ей название. Отметьте, как здорово, что наш мир такой разноцветный и все в нем хорошо по-своему. Как важно жить дружно.

Игротерапия – метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.

Игротерапия не только предоставляет особые возможности для изучения эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением, но и является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.

Игра «Два барашка» направлена на снятие физической агрессии, предоставляет ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Инструкция: Вам нужно разбиться на пары, и рассредоточится по залу, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упереться ладонями друг в друга. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Пока играет музыка ваша задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше, как только музыка заканчивает звучать, вы опускаете руки и расслабляете все мышцы. (повторяем 3-5 раз) (быстрая музыка)

- Какие эмоции у вас после данной игры?

-Что ощущаете?

Следующее упражнение направлено на снятие вербальной агрессии упражнение "Обзывалки овощами и фруктами"

Инструкция: "Вам нужно сделать общий круг, и передавая мяч по кругу, называть друг друга разными «обзывалками» - овощами и фруктами.

Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, …, морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем (проводим 1 круг)

А теперь передаем еще раз мячик и говорим своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, …, солнышко!"

- Расскажите о ваших ощущениях при выполнении данного упражнения.

Данная игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

Следующее направление в современной арт-терапии – музыкотерапия.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. 

Упражнение «Тух-тиби-дух». В ходе данного упражнения ребенок преодолевает агрессию, появляется установка на положительные эмоции при пристальном взгляде в глаза.

Инструкция: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

В этом упражнении заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Сначала для сопровождения включается гневная, возбуждающая музыка. Затем, когда дети вопреки тревожному настрою начинают смеяться, музыка меняется на веселую.

Вывод: Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие.

Рефлексия 

  • Что  чувствовали,  когда  выполняли  упражнения ?
  • Какие  техники  арт-терапии  будете  использовать  в  своей  работе  ?
  • Какие  из  непредставленных  сегодня  техник  вам  знакомы  и используются  Вами ?
  • Ваши  пожелания .

В заключение мастер-класса выполним упражнение «Спасибо». Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!

- А теперь улыбнемся друг другу, и поаплодируем себе. Спасибо всем за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Арт-терапия в работе с агрессивными детьми. Подборка терапевтических сказок для коррекции и профилактики детской агрессии"

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о том...

Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...

Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...

Мастер – класс: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

программа коррекционных занятий "Использование методов арт-терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста с ТНР"

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Для практическ...