Комплексно-тематическое планирование "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать"
материал (подготовительная группа)

Планирование образовательной деятельности разработано для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_trudno_ptitsam_zimovat.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование   с 28.11.22 - 02.12. 2022г.

Тема недели: Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель:  

Закрепление представлений о зимних приметах, зимующих птицах, их повадках, чем питаются, как переносят холода. Формирование позиции помощника и защитника живой природы

Задачи:

- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах;

- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление;

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Итоговое мероприятие: Мастерская по изготовлению угощения для птиц.                                                                      

День недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями по реализации ООП ДО

28.11.2022г.

понедельник

1 .«Речевое развитие»      «Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Продолжать учить детей составлять короткие и длинные предложения

Задачи: Закрепить представление о предложении;

Развивать умение узнавать сколько слогов в слове, позицию звука с или сь в слове. 

- воспитывать бережное, доброжелательное отношение к зимующим птицам; воспитывать навыки общения и взаимодействия.

Материал: картина, кормушка, пшено.

Предварительная работа: рассматривание картины о зимующих птицах; чтение художественной литературы.

Словарная работа: кормушка, зимующие.

2. Художественно-эстетическое развитие (Рисование)              Тема: «Красногрудые снегири»

Цель: Учить детей рисовать снегирей.

Задачи:

- Углублять знания об окружающем мире, о зимующих птицах.

-Уточнить представление детей о внешнем виде снегиря, его особенности строения, окраска.

-Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ снегирей, его характерные черты.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

-Развивать композиционные навыки.

-Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброжелательность, любовь к природе.

-Предварительная работа:

-Наблюдение за птицами на прогулке.

-Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.

-Беседа о зимующих птицах, о необходимой им помощи им в питании.

- Коллективная аппликация «Птицы у кормушки».                               Загадки, дидактические игры. Словарная работа: зимующие и перелетные птицы, снегирькрасногрудый, оперение, окраска, кормушка, стая.   -Материалы: иллюстрации с изображением зимующих птиц, отдельно снегиря на ветке в разных проекциях, гуашь, баночка с водой, кисти, салфетки, тонированная бумага А4 голубого цвета. Видео«Снегири». Аудиозапись пения птиц, произведение П. И. Чайковского «Времена года. Январь».

Утро. Прием детей. Утренняя гимнастика

Беседа: «Тайны птичьего мира» Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы, продолжать активизировать познавательные способности детей (перья, крылья, птичье яйцо).

-Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Уточнять представления детей о зимующих птицах.

- Индивидуальная работа с Настей, Максимом.

Игровое упражнение: «Птица какая?»

Тренировать в подборе определений к существительным (чёрная, зимующая…).

-С целью формирования культурно-гигиенических навыков и умений продолжать совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены и тщательно их смывать.

Прогулка 1

- Беседа о снеге. Загадать детям загадку: «Бел, а не сахар, ног нет, а идёт.». выяснить, что такое снег, какой он? (холодный, белый и т.д.). Развивать интерес к наблюдению, способность анализировать и делать выводы. Развивать связную речь.

- Индивидуальная работа с Ваней Р., Никитой К., Кристиной, Дашей. Игровое упражнение: «Кто дальше?» Упражнять в метании снежков в даль правой и левой рукой.

- Катание на санках.Закрепить правила при катании на санках. Воспитывать дружелюбие, организованность.

- Подвижная игра: «Совушка». Развитие быстроты бега, равновесия.

Вечер.

-Задачи-шутки про птиц. Приобщать детей к активной умственной деятельности.

-Сюжетно-ролевая игра: «Семья». Развивать способность распределять между собой роли,

-Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Тревожные звонки – 01,02,03.» Познакомить с правилами телефонного этикета.

-С целью воспитания культуры поведения продолжать закреплять навыки поведения в разных помещениях детского сада (в спальне, группе, раздевальной комнате и т.д.)

Прогулка 2

-Отметить с детьми состояние погоды. Систематизировать представления детей о зиме.

-Индивидуальная работа с Никитой Ромой. Игровое упражнение: «Точный пас». Продолжать развивать способность точно передавать клюшкой шайбу друг другу.

-Подвижная игра: «Птицы в клетке». Развитие быстроты бега, внимания, ловкости.

Внести: раскраски с изображением птиц, цветные карандаши, альбомные листы, трафареты силуэтов птиц.

Внести: настольные игры: «Домино», «Лото», «Пазлы».

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Семья на прогулке» (игрушечные саночки, куклы в зимней одежде, кормушки для птиц).

Внести: набор деталей конструктора, схемы конструирования птиц.

Игры детей с природным материалом.

Сделать вместе с детьми книжку-самоделку «В дружбе с природой» (забота о птицах).

Предложить организовать наблюдения на прогулках за зимующими птицами и назвать их.

29.11.2022г

вторник

«Познавательное развитие» (ФЭМП) «Зимующие птицы»                                        

Интеграция с ОО «Физическое развитие»

Задачи:                             «Познавательное развитие»: Продолжать учить измерять и сравнивать предметы при помощи условной мерки. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Уточнить знание цифр от 1 до 8.

«Физическое развитие»:

Упражнять в умении бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, обручи.

Материал:

2 тарелки, стакан, фишки, пшено, тетради, простые карандаши.

Утро. Прием детей. Утренняя гимнастика

-Беседа: «Наши друзья-пернатые». Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии. Развивать способность делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт.

-Дидактическая игра: «Один-много». Упражнять в изменении существительных единственного и множественного числа.

-С целью формирования культурно-гигиенических навыков закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами.

Чтение В.Берестова «О чем поют воробышки?»

Цель: Создать у детей радостное настроение в процессе слушания стихотворения, помочь запомнить их.

Прогулка 1.

Наблюдения за птицами. Понаблюдать, как ведут себя птицы у кормушки. Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Индивидуальная работа с Алёной В., Анной, Настей К. Игровое упражнение: «По дорожке». Развивать координацию движений и устойчивое равновесие при скольжении по ледяной дорожке.

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Подвижная игра: «Чьё звено быстрее соберётся?» Развитие выносливости, быстроты реакций, внимания.

Вечер

- Инсценирование потешки «Вороны» с использованием настольного театра: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны, карр-карр, карр-карр! Из-за корочки подрались, во всё горло разорались, карр-карр, карр-карр! Вот собаки прибегают, и вороны улетают.»

Развивать способность подбирать слова-действия к существительному (ворона).

- Сюжетно-ролевая игра: «Транспорт». Продолжать развивать способность распределять между собой роли, договариваться между собой.

- Закрепить с Айсезим, Ильясином., умение называть взрослых по имени и отчеству. Игра: «Кто работает в детском саду?»

Прогулка 2.

- Наблюдение за растениями. Объяснить, что деревья сейчас находятся в покое, они не растут. Обратить внимание на почки, рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Продолжать развивать способность наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Индивидуальная работа с Кирой А., Сашей Щ. Игровое упражнение: «Кто быстрее до снеговика». Упражнять в прыжках на двух ногах до снеговика.

- Добавление кормушек для птиц на участке. Воспитывать желание своевременно заботиться о птицах.

- Подвижная игра: «Хитрая лиса». Развитие внимания, ловкости, быстроты.

Внести: книги с иллюстрациями с изображением птиц.

Внести: музыкальные инструменты, аудиозаписи пения птиц.

Внести: атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Птичник»

Внести: кегли, маленькие мячи.

Внести: дидактический материал для игр: «Угадай птицу», «Кто чем питается».

Сделать с ребёнком кормушку для птиц и повесить её во дворе.

30.11.2022г.

среда

 «Художественно-эстетическое развитие»

 (Музыкальное воспитание) 

  (по плану музыкального руководителя

«Познавательное развитие» (ФЭМП) «Зимующие птицы».

Цель: закрепить состав числа 10 из двух меньших чисел.                Задачи:              

- Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее в пределах 10.  - Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять задания по словесному указанию о геометрических фигурах.

 - Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:           демонстрационный материал – прямоугольники радужных цветов, картинки с изображением разного количества зимующих птиц, цифры, карточки для составления числа 10 из двух меньших чисел, цифры от 1 до 10                                  раздаточный материал – карточки с двумя полосками, по 10 кружков желтого цвета на каждого ребёнка, набор цифр.

                               

Утро. Прием детей. Утренняя гимнастика

-Беседа: «Зимующая птица-клёст». Расширять  и уточнять знания детей об особенностях и повадках птицы клёст.

-Индивидуальная работа с Алиной Б., Машей, Ромой. Игровое упражнение: «Соедини точки». Развивать логическое мышление.

-С целью формирования культурно-гигиенических навыков формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.

Прогулка 1.

-Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы: дым из трубы столбом - к морозу; дым стелется – к оттепели; собаки валяются в снегу – к метели; птица хохлится – к непогоде. Дать представление о народных приметах. Развивать интерес к наблюдениям.

-Индивидуальная работа с Викой, Настей С., Машей. Игровое упражнение: «Метко в цель». Упражнять в метании снежков в вертикальную цель с расстояния 3 м. правой и левой рукой.

-Катание на лыжах. Продолжать упражнять детей ходить скользящим шагом.

-Подвижная игра: «Тетери». Развитие ритмичности движений.

Вечер.

-Дидактическая игра: «Зимующие птицы» (типа игры «Четвёртый лишний»). Развивать слуховое внимание, наблюдательность.

-Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «О чем плачет синичка»

Цель: Способствовать расширению кругозора детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и о ком они узнали из рассказа.

-Индивидуальная работа с Ваней Х., Алёной А. Совершенствовать умение правильно пользоваться ножницами при вырезывании.

Прогулка 2.

-Наблюдение за рябиной.

Закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

- «Уже клич отзвенел журавлиный,

Давно уж осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Всё также, свисая, горят.»

-Индивидуальная работа с Ваней Р., Ильёй. Игровое упражнение: «Точный пас». Продолжать развивать способность точно передавать клюшкой шайбу друг другу.

-Подвижная игра: «Кот и птицы». Развитие ловкости, силы, выносливости.

Внести: энциклопедии о птицах

Внести: карточки с недорисованными силуэтами птиц, цветные карандаши, простые карандаши.

Внести: санки, лопатки, куклы, ведёрки.

Внести: атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «В зоопарке»

Наблюдать с детьми за зимующими птицами, которые прилетают к кормушке. Закрепить названия зимующих птиц, покормить их.

01.12.2022г

четверг

«Речевое развитие»                   Тема:  «Зимующие птицы»         Цели: Активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие птицы» (зима, зимующие птицы, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель,, крыло, перо, хвост, оперение; прилетать, голодать,  замерзать)

Задачи:

- Совершенствование навыка пересказа.

- Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков в сказке.

- Воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения в природе.

 Оборудование.

Мольберт, иллюстрации «Зимующие птицы», аудио-проигрыватель, CD с записью звуков зимнего леса, бумажные шапочки, силуэты зимующих птиц, резиновый мяч среднего размера, искусственные ёлочки, ветки рябины, гнездо с птенцами, дупло для совы,  

Мнемотаблица к стихотворению. М. Пляцковского  «Декабрьское».

«Физическое развитие» 

 по плану инструктора по физической культуре(на улице)

Утро. Прием детей. Утренняя гимнастика

Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад.

 Цель: продолжать формировать обобщенное представление о зимующих птицах, воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.

-Выучить с детьми загадку про дятла: «Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой, всё равно он будет мой».

-Дидактическая игра: «Что за птица?» Упражнять в описании птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Развивать координацию движений.

-Исследовательская деятельность: Таяние снега и льда.

Цель: подвести к пониманию того, что снег тает быстрее, чем лед.

Прогулка 1.

-Наблюдение за трудом дворника в гололёд. Закрепить понятие «гололёд». Дать детям представление о безопасности в гололёд.

-Индивидуальная работа с Алиной Б., Лерой. Игровое упражнение: «Кто дальше бросит». Упражнять в метании снежков на дальность.

-Катание на лыжах. Совершенствовать способность ходить скользящим шагом.

-Подвижная игра: «Перелёт птиц». Развитие  быстрой ориентировки в пространстве.

Вечер

-Просмотр слайдов «Птицы зимой».Уточнять и закреплять знания детей об особенностях и повадках птиц.

-Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская».

-Продолжать развивать представления детей о труде парикмахера. Побуждать к игре малоактивных детей. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.

Прогулка2

Определение погоды по народным приметам: ярко сверкают звёзды – к морозу. Наблюдение за звёздным небом. Развивать способность определять погоду по приметам.

-Индивидуальная работа с Богданом, Лизой, Яной. Игровое упражнение: «По дорожке». Развивать координацию движений и устойчивое равновесие при скольжении по ледяной дорожке.

-Игра в хоккей. Продолжать совершенствовать умение передавать друг другу шайбу клюшкой.

-Подвижная игра: «Смелые воробышки». Развивать выносливость, смелость, ловкость.

Внести: набор пуговиц разных по размеру, форме, цвету.

Внести: детские лопатки.

Игровые материалы для игры-драматизации сказки «Колобок».

Игры детей с природным материалом.

Консультация для родителей:

«Они остались зимовать, мы им будем помогать».

02.12.2022г.

пятница

 

1. Художест.эстетическое развитие (Музыкальное воспитание)                (по плану музыкального руководителя

Физическое воспитание по плану инструктора по физической культуре(на улице)

Утро. Прием детей. Утренняя гимнастика

Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…».

Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам

Дидактическая игра: «Чьи следы на снегу?» Развивать зрительное восприятие. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Индивидуальная работа с Аней, Полиной. Закрепить с детьми названия дней недели и их последовательность.

-Продолжать закреплять словесные формы благодарности. Воспитывать культуру поведения.

Прогулка

-Загадать детям загадку: «Маленькая птичка желтогрудая… синичка.»

-Наблюдение за синицей. Закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида. Воспитывать желание заботится о птицах.

-Индивидуальная работа с Полиной, Аней, Лизой. Игровое упражнение: «Кто быстрее до снеговика». Упражнять в прыжках на двух ногах до снеговика.

-Катание с горки. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

-Подвижная игра: «Хитрая лиса». Развитие быстроты, бега, ориентировки в пространстве.

Вечер.

- Организация выставки книжек-самоделок: «В дружбе с природой».

- «Наблюдение за посадкой овса для подкормки птиц. Воспитывать желание своевременно заботиться о птицах.

Сюрпризная прогулка «Следопыты идут по следам птиц»

Цели: продолжать закреплять умение детей распознавать птичьи следы на снегу, развивать наблюдательность, зрительное восприятие

- Прочитать детям стихотворение: «Покормите птиц зимой!

- Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой стайки на крыльцо».

- Обратить внимание детей на пустые кормушки. Развивать способность наблюдать, анализировать и делать выводы. Сформировать желание заботиться о живых существах.

- Индивидуальная работа с Ярославой, Алёной С., Махмудом. Игровое упражнение: «Пробеги и не задень». Упражнять в беге между снежками, положенными в одну линию.

- Подвижная игра: «Совушки». Развитие чувства равновесия.

Внести: наборы конструктивных материалов разного размера и игрушек к ним.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Семья». (Куклы в зимней одежде, игрушечные санки)

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Магазин»

Игры детей с природным материалом.

Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку в лес или парк с целью: наблюдения за разными птицами, их поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект "Трудно птицам зимовать-будем птицам помогать".

Информационно – творческий проект«Трудно птицам зимовать – будем птицам помогать».Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный.Возраст детей-участников...

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к нимЗадачи:Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жиз...

Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать

Занятие по художественноо-эстетическому и познавательному развитию...

"Трудно птицам зимовать - будем птицам помогать"

Данный конспект  рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, а также может быть полезен педагогам, занимающимся проблемой экологического воспитания дошкольников. Детей очень привлекают нетр...

Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...